itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О каноничности анафемы гетману Мазепе

0
1162
Время на чтение 6 минут

Отношение к гетману Мазепе, во время Северной войны изменившему русскому царю Петру Великому и перешедшего на сторону шведов, на Украине известно — в честь этого предателя еще президентом Ющенко был учрежден орден — крест Мазепы. Сам Мазепа официально почитается как национальный герой, борец за свободу Украины от «москальского ига». На самом деле гетман не был никаким украинским патриотом, борцом за независимость, и его мало беспокоила судьба украинского народа. Я об этом писал уже, например, в заметке «Мазепа и Палий. Об украинском патриотизме».

Хотя предательство Мазепы — дело прошлое, кому-то нужно вновь и вновь поднимать тему о якобы неканоничности анафемы этому предателю, провозглашенной Российской Православной Церковью в 1709 году. Эта тема поднимается главным образом украинскими «православными» автокефалистами, утверждающими, что анафема гетману, объявленная Русской (тогда Российской) Православной Церковью, на самом деле неканонична, так как объявлена по политическим причинам.

К сожалению, этого воззрения придерживаются не только раскольники, но и представители Константинопольского Патриархата.

Так, два года назад это озвучил представитель Вселенского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве архиепископ Тельмисский Иов (Геча) в интервью украинским СМИ:

«Несмотря на наложение Российской Церковью на гетмана Мазепу неканонической анафемы, представители Вселенского патриархата ее не признавали, ведь она была наложена по политическим мотивам, как средство политико-идеологических репрессий и не имела никаких вероисповедных, богословских или канонических причин» [1].

Так вот, по поводу «вероисповедных, богословских или канонических причин». Понятное дело, что богословских причин не было, поскольку гетман не занимался богословием. А вот канонические причины есть. Если кто-то думает, что анафеме подвергают только за ереси и расколы, то он ошибается.

Об этом писал еще в 2008 г. протоиерей Андрей Новиков, отвечая украинским апологетам Мазепы в статье «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы»[2]. Он в числе прочего указал на то, что гетман Мазепа — клятвопреступник, нарушивший добровольную присягу русскому царю Петру, и сослался на 64 и 82 правило Василия Великого: «Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» (82-е правило святителя Василия Великого), подвергается десятилетнему (64-е правило святителя Василия Великого) или одиннадцатилетнему (82-е правило святителя Василия Великого) отлучению от святого причастия». Понятное дело, что поскольку никакого достойного покаяния со сторогы Мазепы не было, то тут прещение более строгое.

Но кроме упомянутых о. Андреем правил есть еще одно, и на мой взгляд, еще более подходящее. Существует еще 8-е правило св. Григория Чудотворца. Там говорится: «Аще которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, такожде указывали не ведущим варварам пути или домы: таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый» [3].

Заметим, что не только те, кто убивал единоплеменных, но и те, кто указывал «не ведущим варварам пути или домы», подвергаются отлучению.

Это правило было создано в связи с событиями Скифской (или Готской) войны – войны Римской империи во 2-й половине III века с коалицией варварских племён, совершавших набеги на Малую Азию, Грецию, Фракию и Мезию из регионов Северного Причерноморья и Прикарпатья. К слову сказать, Римская империя в это время была ещё языческой, и речь в правиле св. Григория идет именно о «единоплеменных», а не о единоверных (тогда как мазепинцы выступили не только против соотечественников, но и единоверцев (православных) на стороне протестантов шведов, т.е вина их сугуба). Вопрос к «православным» апологетам Мазепы — 8-е правило св. Григория Неокесарийскаго — это политические мотивы или как?

Гетман Мазепа и те, кто пошли за ним (а это было очень небольшая часть украинского казачества, большинство остались верными царю Петру), безусловно попадают под это правило. Было сломано немало копий по поводу того, единый ли русский народ «хохлы» и «москали». Сейчас, конечно, украинцы считают себя отдельной нацией. Тогда было немного иначе, хотя конечно, размежевание, положенное еже пребыванием Московии в Орде, а Украины в Речи Посполитой, уже началось. Но так ли иначе они ведь недаром великороссов москалями называют, а не русскими. Потому что они сами — русские (Киев — мать городов русских, как известно).

Кроме того, что еще более важно, гетман Мазепа со товарищи был подданным России. Россия не покоряла левобережную Украйну силой оружия, и самого Мазепу никто не неволил уходить от поляков под руку русского царя. Так что Россия была для них именно отечеством.

Но мне особенно интересным показалось следующее свидетельство со стороны некоего словацкого посла Даниела Крмана. Он был послан с дипломатической миссией от словацкого протестантского синода к королю Карлу (шведы были также протестантами). Так получилось, что он пробыл в ставке шведского короля во время боевых действий шведов против России. Симпатии Даниела, понятно, были на стороне шведов, тем замечательней его слова:

«Когда царское величество прогнало шведов с поля боя, оно направило несколько полков против 2 тысяч шведов, находившихся в окрестностях Полтавы, которые, хотя каждый храбро защищался, все до одного погибли, брошенные своими и уничтоженные напавшими на них с валов горожанами и множеством других врагов, заполнивших холмы и долины. По одной длительной ружейной пальбе можно было догадаться, с какой отвагой они противостояли своему противнику... Царское величество, достигнув неожиданной победы, с помпой вошло в Полтаву. Полтавцы же, освобожденные от осады, водрузили в знак преданности царю белый флаг на высокой башне и проявили другие бесчисленные знаки своей несказанной радости…» [4].

Судя по этим словам Даниела Крмана, украинское население вовсе не видело в союзниках (на самом деле хозяевах) «украинского борца за свободу» Мазепы, шведах, освободителей от ненавистного москальского ига.

Не менее замечательно другое его сообщение о событиях более ранних, до Полтавы. Крман почествует о взятии шведским королем Карлом украинского города Веприк:

«Победив московитов, он захватил город Веприк во время сильнейшего мороза. Атака шведов сначала была несчастлива, ибо пали из их числа около 500 человек, и среди них некий граф Левенгаупт (Капитан А. Левенгаупт) и другие известные полковники и должностные лица. При вторичной атаке король также поднялся на лестницы и взял город, в котором было 2000 московитских солдат и столько же жителей — казаков. Король оказал всем милость. Гетман же Мазепа вверг одних своих подданных в ямы, других же уморил голодом».

Как видим, гетман Мазепа стал не просто коллаборационистом, а палачом своих соотечественников, и даже не «москалей», а украинцев. Тогда как протестант Карл Двенадцатый, шведский король, проявил в отношении русских солдат гуманность.

Можно еще привести факты для доказательства того, что гетман Мазепа вполне попадает под каноническое запрещение (8-е правило св. Григория Чудотворца). Но думаю, что и сказанного уже вполне достаточно. Другие факты уже приводились другими авторами. Ну а торжественная анафема понадобилась, поскольку гетман ведь был не просто предателем, а вождем некоего движения. И то, что раскольники-автокефалисты поднимают на знамя имя этого иуды, - лишнее подтверждение того, что сами они — предатели Православия.

Тимур (Сергий) Давлетшин

1.https://inosmi.ru/social/20180919/243269104.html

2. http://www.pravoslavie.ru/analit/080130172754.htm

3. Книга правил. Канонические послания святаго Григория, архиепископа Неокесарийскаго, чудотворца. Правило 8. http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Chudotvorets/pravila

4. Даниел Крман. Итинерарий. http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Krman/pred.phtml

5. http://www.golden-ship.ru/knigi/4/ioann_tobolskiy_IL.htm#_Toc226190075

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимур Давлетшин
Все статьи Тимур Давлетшин
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09