Данный материал, присланный на конкурс журналистских материалов «Святые люди и места земли Саратовской», посвящен истории жизни священника Николая Васильевича Лебедева и его жены Марии Николаевны, которые показали пример беззаветного служения Богу в страшные годы гонений. Автор - потомок Лебедевых - взял за основу документы и фотографии, полученныеот православных краеведов города Пензы, а также материалы, найденные в государственном архиве Саратовской области.
В этом году исполняется 100 лет со дня октябрьского переворота, совершенного партией большевиков в нашей многострадальной стране. Начавшийся после этоготеррор, развязанный представителями этой партии, затронул все слои российского общества и привел к почти полному уничтожению сословий и классов. Законодательно отделив Церковь от государства, новая власть приступила и к планомерному, жестокому искоренению Православия, которое длилось непрерывно более 70 лет! Уже в первые годы было разрушено множество храмов и монастырей, репрессировано большое количество священников, монашествующих и мирян.Репрессии были тщательно организованы, продуманы и должны были привести к полному уничтожению веры и верующих в стране. Священнослужители и их семьи, монашествующие, православные миряне находились в тяжелейшем положении лишенцев: они были лишены гражданских прав, защиты закона и, зачастую, даже куска хлеба.
Иерей Николай Лебедев происходил из рода, несколько поколений которого посвятили свою жизнь служению Господу. Его дед, Николай Лебедев, всю свою жизнь прослужил диаконом при Михаило-Архангельском храме села Алай Вольского уезда Саратовской губернии. Сыновья - Алексей, Иван и Василий - пошли по стопам своего отца. Старший сын Алексей стал протоиереем и был расстрелян большевиками в 1921 году в городе Царицыне.
Средний сын Иван служил сельским диаконом. Младший сын Василий после окончания Саратовской семинарии поступил в 1886 году служить псаломщиком к Михаило-Архангельскому храму села Матышево Аткарского уезда. В настоящий момент село Матышево входит в состав Руднянского района Волгоградской области. С 1896 года он служил диаконом, а потом и священником в том же селе. Вышел за штат в 1915 году. Его жена - Анфиса Николаевна Соловьёва - дочь священника слободы Елань Аткарского уезда Николая Ивановича Соловьёва. В этой семье 21 февраля 1895 года и родился герой нашей публикации Николай.
В 1905 году в возрасте 10 лет Николай поступил в Камышинское духовное училище, в котором учился до 4-го класса, а потом перевелся в Вольское духовное училище. Это училище он окончил в 1910 году, а потом сумел поступить в Саратовскую духовную семинарию, но был вынужден выйти из первого класса.
9 сентября 1912 года Николаю Лебедеву было предоставлено место псаломщика при Михаило-Архангельском храме села Новые Гривки Балашовского уезда, а 14 декабря он был утвержден на должности штатного псаломщика в этой церкви. 17 августа 1917 года он был перемещен на псаломщицкую вакансию в Покровский храм села Софьино Петровского уезда.
Сведения о месте его служения в последующие четыре года отсутствуют. Но дальнейшая его судьба показывает, что он в это непростое время твердо выбрал путь служения Господу, обзавелся семьей и стал священником. Его жена Мария Николаевна Лебедева (в девичестве Колычева) родилась в 1900 году в Пензе. До замужества проживала в этом городе с матерью и родной сестрой. В семье Лебедевых родились две дочери - Таисия и Валентина. Поражает судьба этой женщины, которая решилась стать женой священнослужителя в это страшное время и до последнего дня его жизни была ему верной помощницей и моральной опорой. Супруги не питали иллюзий, они знали, что будет непросто.
С 1921 и до 1929 года отец Николай служил настоятелем при Никольском храме села Песчанка Сердобского уезда. А в 1929 году он - клирик Никольской кладбищенской церкви города Сердобска. В этом году священник был раскулачен властями и арестован в первый раз. Опасаясь ареста, его жена Мария Николаевна с дочерьми бежала ночью в Пензу к родственникам. Однако вскоре батюшка был освобожден.Чтобы спасти жену и дочерей от гонений властей, он развелся и встречался с семьей только тайно.
На момент следующего ареста отец Николай служил в Трехсвятской церкви села Крутец Колышлейского района Пензенской области. 28 марта 1931 года его арестовали во второй раз и заключили в тюрьму города Пензы вместе с епископом Кириллом (Соколовым) и большой группой духовенства и мирян. Его обвиняли в принадлежности к Пензенскому филиалу Всесоюзной церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь» (ИПЦ), как члена Николо-Арчадинской ячейки Телегинского района, а также в связях с Воронежским филиалом ИПЦ в лице епископа Алексия (Буя), от которого он получал листовки [1].
14 декабря 1931 года отец Николай был осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала на Севере. В лагере работал на сплаве леса. Условия работы и жизни были очень тяжелые. Многие заключенные не выдерживали и погибали на стройке от холода и плохого питания. В лагере отец Николай тяжело болел цингой. Жена с дочерьми дважды приезжали к нему на стройку на свидания. Канал был построен досрочно и многих заключенных отпустили.
После освобождения из лагеря отец Николай проживал в Пензе и некоторое время работал сторожем в хлебном магазине на углу улиц Чкалова и Калинина. Жил на съемной квартире по улице Чкалова, в доме 22 (номер квартиры - 7) у Лидии Карловны Фельдман. В Пензе поддерживал отношения с иеромонахами Нектарием (Немчиновым) и Феофаном (Бычковым).
20-21 января 1934 годав его квартире был произведен обыск и обнаружены церковные вещи: «железные вериги для подвижников, железный крест, дароносица, 2 серебряных креста, три подрясника, пара поручей, 5 антиминсов, разрешительные молитвы, деревянная шкатулка, 1 бутылка с церковным маслом, 1 бутылка с настойкой (святая вода)». После обыска священника арестовали в третий раз, но вскоре освободили за недостаточностью улик.
В 1934 году он участвовал в архиерейском богослужении в Митрофановском храме Пензы, был награжден камилавкой и направлен для служения в село Чаадаевку Городищенского района.
Арестован в четвертый раз вместе с женой после обыска в октябре 1936 года. Обвинялся в принадлежности к контрреволюционной организации, возглавляемой епископом Феодором (Смирновым). 14 января 1937 года освобожден в связи с тем, что в процессе следствия его контрреволюционная деятельность не подтвердилась [2].
С апреля 1937 года отец Николай вновь служил в одной из церквей села Наровчат Пензенской области. 5 декабря того же года арестован в пятый раз по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Пензенскую тюрьму. Перед арестом успел сделать единственную семейную фотографию и отправить жену и дочерей на грузовой машине в Пензу к родным. Содержался в Пензенской тюрьме. Жена регулярно носила ему передачи, но однажды, без объяснения причины, ей сказали, чтобы она больше не приходила. О судьбе отца дочери узнали только в 1990 году, когда Мария Николаевна уже скончалась. Дочери получили справку на свой запрос из УКГБ по городу Пензе, в которой указывается, что их отец расстрелян.
Из материалов следственного дела следует, что священник Николай Васильевич Лебедев осужден 28 декабря 1937 года Тройкой при УНКВД СССР по Саратовской области по статьям 58-10,58-11 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 21 марта 1938 года в Ахунах близ Пензы. Дочери до последнего надеялись на то, что отец жив и обязательно разыщет их.
27 марта 1989 года священник Николай Васильевич Лебедев был реабилитирован Пензенским областным судом.
Мария Николаевна Лебедева после последнего ареста мужа и его исчезновения в 1937 году приняла монашеский постриг (в 1938 году) и до конца своих дней усердно молилась Господу, невзирая на то, что в любой момент она могла быть арестована за свои убеждения и, так же как и ее муж, исчезнуть в недрах сталинского ГУЛАГа. Нам известно, что Мария Николаевна проживала с 1950 года вместе с дочерью Валентиной в городе Армавире Краснодарского края, а затем в городе Ярославле.
В начале 1980 года она вернулась в Пензу и проживала по улице Куйбышева, затем приняла схиму под именем Магдалина. По воспоминаниям дочерей, вела аскетический образ жизни, носила вериги, отличалась строгим постничеством. Перед смертью передала свои старинные иконы и книги в Пензенскую епархию. Скончалась схимонахиня Магдалина (Лебедева) в 1984 году в Пензе [3]. По благословению архиепископа Пензенского Серафима (Тихонова) она была похоронена на кладбище села Новые Пичуры Наровчатского района.
Дочери Лебедевых - Таисия Николаевна (родилась 9.10.1922 года) и Валентина Николаевна (родилась в 1926 году) - сумели сохранить память о родителях и передали свои воспоминания, документы и фотографии православным краеведам города Пензы. И память эта звучит как набат.
Список использованных источников и литературы
Неопубликованные:
- Архивные уголовные дела № 6063-п, № 9298-п, № 11368-п.
- Воспоминания Валентины Николаевны Лебедевой.
- Государственный архив Саратовской области: Ф. 135. Оп. 1. Д. 6906. 1912 г.
Опубликованные:
- Саратовские епархиальные ведомости. 1886. № 2. 31 января. С. 47.
- Саратовский духовный вестник. 1907. № 26. 15 июля. С. 14.
- Саратовский духовный вестник. 1911. № 31. 31 июля. С. 9.
- Саратовский духовный вестник. 1912. № 32-33. 9-16 сентября. С. 24.
- Саратовский духовный вестник. 1912. № 34-35. 23-30 сентября. С. 18.
- Саратовский духовный вестник. 1912. № 48. 30 декабря. С. 28.
- Саратовские епархиальные ведомости. 1917. № 25. 1 сентября. С. 914.
- Дворжанский А. И., Зелёв С. В., Владимир Клюев, протоиерей. Праведный верою жив будет. Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову. М.: Новые решения, 2014. С. 236-238.
Интернет-ресурсы:
- Священник Николай Васильевич Лебедев (режим доступа wikirtishchevo.shoutwiki.com/wiki/).
[1] Дворжанский А. И., Зелёв С. В., Владимир Клюев, протоиерей. Праведный верою жив будет. Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову. М.: Новые решения, 2014. С. 237.
[2] Дворжанский А. И., Зелёв С. В., Владимир Клюев, протоиерей. Указ. соч. С. 238.
[3] Из воспоминаний Валентины Николаевны Лебедевой.
Материал - участник конкурса «Святые люди и места земли Саратовской» - подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества - история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».
Фото из личного архива автора
Евгений Лебедевhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pamyat-zvuchit-kak-nabat