Память звучит как набат

История семьи священника Николая Лебедева

Бывший СССР 
0
961
Время на чтение 9 минут

Данный материал, присланный на конкурс журналистских материалов «Святые люди и места земли Саратовской», посвящен истории жизни священника Николая Васильевича Лебедева и его жены Марии Николаевны, которые показали пример беззаветного служения Богу в страшные годы гонений. Автор - потомок Лебедевых - взял за основу документы и фотографии, полученныеот православных краеведов города Пензы, а также материалы, найденные в государственном архиве Саратовской области.

В этом году исполняется 100 лет со дня октябрьского переворота, совершенного партией большевиков в нашей многострадальной стране. Начавшийся после этоготеррор, развязанный представителями этой партии, затронул все слои российского общества и привел к почти полному уничтожению сословий и классов. Законодательно отделив Церковь от государства, новая власть приступила и к планомерному, жестокому искоренению Православия, которое длилось непрерывно более 70 лет! Уже в первые годы было разрушено множество храмов и монастырей, репрессировано большое количество священников, монашествующих и мирян.Репрессии были тщательно организованы, продуманы и должны были привести к полному уничтожению веры и верующих в стране. Священнослужители и их семьи, монашествующие, православные миряне находились в тяжелейшем положении лишенцев: они были лишены гражданских прав, защиты закона и, зачастую, даже куска хлеба.

Иерей Николай Лебедев происходил из рода, несколько поколений которого посвятили свою жизнь служению Господу. Его дед, Николай Лебедев, всю свою жизнь прослужил диаконом при Михаило-Архангельском храме села Алай Вольского уезда Саратовской губернии. Сыновья - Алексей, Иван и Василий - пошли по стопам своего отца. Старший сын Алексей стал протоиереем и был расстрелян большевиками в 1921 году в городе Царицыне.

Средний сын Иван служил сельским диаконом. Младший сын Василий после окончания Саратовской семинарии поступил в 1886 году служить псаломщиком к Михаило-Архангельскому храму села Матышево Аткарского уезда. В настоящий момент село Матышево входит в состав Руднянского района Волгоградской области. С 1896 года он служил диаконом, а потом и священником в том же селе. Вышел за штат в 1915 году. Его жена - Анфиса Николаевна Соловьёва - дочь священника слободы Елань Аткарского уезда Николая Ивановича Соловьёва. В этой семье 21 февраля 1895 года и родился герой нашей публикации Николай.

Лебедев Николай ВасильевичВ 1905 году в возрасте 10 лет Николай поступил в Камышинское духовное училище, в котором учился до 4-го класса, а потом перевелся в Вольское духовное училище. Это училище он окончил в 1910 году, а потом сумел поступить в Саратовскую духовную семинарию, но был вынужден выйти из первого класса.

9 сентября 1912 года Николаю Лебедеву было предоставлено место псаломщика при Михаило-Архангельском храме села Новые Гривки Балашовского уезда, а 14 декабря он был утвержден на должности штатного псаломщика в этой церкви. 17 августа 1917 года он был перемещен на псаломщицкую вакансию в Покровский храм села Софьино Петровского уезда.

Сведения о месте его служения в последующие четыре года отсутствуют. Но дальнейшая его судьба показывает, что он в это непростое время твердо выбрал путь служения Господу, обзавелся семьей и стал священником. Его жена Мария Николаевна Лебедева (в девичестве Колычева) родилась в 1900 году в Пензе. До замужества проживала в этом городе с матерью и родной сестрой. В семье Лебедевых родились две дочери - Таисия и Валентина. Поражает судьба этой женщины, которая решилась стать женой священнослужителя в это страшное время и до последнего дня его жизни была ему верной помощницей и моральной опорой. Супруги не питали иллюзий, они знали, что будет непросто.

Николай Лебедев - священникС 1921 и до 1929 года отец Николай служил настоятелем при Никольском храме села Песчанка Сердобского уезда. А в 1929 году он - клирик Никольской кладбищенской церкви города Сердобска. В этом году священник был раскулачен властями и арестован в первый раз. Опасаясь ареста, его жена Мария Николаевна с дочерьми бежала ночью в Пензу к родственникам. Однако вскоре батюшка был освобожден.Чтобы спасти жену и дочерей от гонений властей, он развелся и встречался с семьей только тайно.

На момент следующего ареста отец Николай служил в Трехсвятской церкви села Крутец Колышлейского района Пензенской области. 28 марта 1931 года его арестовали во второй раз и заключили в тюрьму города Пензы вместе с епископом Кириллом (Соколовым) и большой группой духовенства и мирян. Его обвиняли в принадлежности к Пензенскому филиалу Всесоюзной церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь» (ИПЦ), как члена Николо-Арчадинской ячейки Телегинского района, а также в связях с Воронежским филиалом ИПЦ в лице епископа Алексия (Буя), от которого он получал листовки [1].

14 декабря 1931 года отец Николай был осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала на Севере. В лагере работал на сплаве леса. Условия работы и жизни были очень тяжелые. Многие заключенные не выдерживали и погибали на стройке от холода и плохого питания. В лагере отец Николай тяжело болел цингой. Жена с дочерьми дважды приезжали к нему на стройку на свидания. Канал был построен досрочно и многих заключенных отпустили.

После освобождения из лагеря отец Николай проживал в Пензе и некоторое время работал сторожем в хлебном магазине на углу улиц Чкалова и Калинина. Жил на съемной квартире по улице Чкалова, в доме 22 (номер квартиры - 7) у Лидии Карловны Фельдман. В Пензе поддерживал отношения с иеромонахами Нектарием (Немчиновым) и Феофаном (Бычковым).

20-21 января 1934 годав его квартире был произведен обыск и обнаружены церковные вещи: «железные вериги для подвижников, железный крест, дароносица, 2 серебряных креста, три подрясника, пара поручей, 5 антиминсов, разрешительные молитвы, деревянная шкатулка, 1 бутылка с церковным маслом, 1 бутылка с настойкой (святая вода)». После обыска священника арестовали в третий раз, но вскоре освободили за недостаточностью улик.

В 1934 году он участвовал в архиерейском богослужении в Митрофановском храме Пензы, был награжден камилавкой и направлен для служения в село Чаадаевку Городищенского района.

Арестован в четвертый раз вместе с женой после обыска в октябре 1936 года. Обвинялся в принадлежности к контрреволюционной организации, возглавляемой епископом Феодором (Смирновым). 14 января 1937 года освобожден в связи с тем, что в процессе следствия его контрреволюционная деятельность не подтвердилась [2].

Отец Николай, 8 сентября 1935 годаОтец Николай, 1937 год

 С апреля 1937 года отец Николай вновь служил в одной из церквей села Наровчат Пензенской области. 5 декабря того же года арестован в пятый раз по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Пензенскую тюрьму. Перед арестом успел сделать единственную семейную фотографию и отправить жену и дочерей на грузовой машине в Пензу к родным. Содержался в Пензенской тюрьме. Жена регулярно носила ему передачи, но однажды, без объяснения причины, ей сказали, чтобы она больше не приходила. О судьбе отца дочери узнали только в 1990 году, когда Мария Николаевна уже скончалась. Дочери получили справку на свой запрос из УКГБ по городу Пензе, в которой указывается, что их отец расстрелян.

Из материалов следственного дела следует, что священник Николай Васильевич Лебедев осужден 28 декабря 1937 года Тройкой при УНКВД СССР по Саратовской области по статьям 58-10,58-11 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 21 марта 1938 года в Ахунах близ Пензы. Дочери до последнего надеялись на то, что отец жив и обязательно разыщет их.

27 марта 1989 года священник Николай Васильевич Лебедев был реабилитирован Пензенским областным судом.

 

Единственная фотография семьи Лебедевых. 1937 годЛебедева Мария Николаевна с дочерьми и родственникамиСхимонахиня Магдалина

Мария Николаевна Лебедева после последнего ареста мужа и его исчезновения в 1937 году приняла монашеский постриг (в 1938 году) и до конца своих дней усердно молилась Господу, невзирая на то, что в любой момент она могла быть арестована за свои убеждения и, так же как и ее муж, исчезнуть в недрах сталинского ГУЛАГа. Нам известно, что Мария Николаевна проживала с 1950 года вместе с дочерью Валентиной в городе Армавире Краснодарского края, а затем в городе Ярославле.

В начале 1980 года она вернулась в Пензу и проживала по улице Куйбышева, затем приняла схиму под именем Магдалина. По воспоминаниям дочерей, вела аскетический образ жизни, носила вериги, отличалась строгим постничеством. Перед смертью передала свои старинные иконы и книги в Пензенскую епархию. Скончалась схимонахиня Магдалина (Лебедева) в 1984 году в Пензе [3]. По благословению архиепископа Пензенского Серафима (Тихонова) она была похоронена на кладбище села Новые Пичуры Наровчатского района.

Дочери Лебедевых - Таисия Николаевна (родилась 9.10.1922 года) и Валентина Николаевна (родилась в 1926 году) - сумели сохранить память о родителях и передали свои воспоминания, документы и фотографии православным краеведам города Пензы. И память эта звучит как набат.

Список использованных источников и литературы

Неопубликованные:

  1. Архивные уголовные дела № 6063-п, № 9298-п, № 11368-п.
  2. Воспоминания Валентины Николаевны Лебедевой.
  3. Государственный архив Саратовской области: Ф. 135. Оп. 1. Д. 6906. 1912 г. 

Опубликованные:

  1. Саратовские епархиальные ведомости. 1886. № 2. 31 января. С. 47.
  2. Саратовский духовный вестник. 1907. № 26. 15 июля. С. 14.
  3. Саратовский духовный вестник. 1911. № 31. 31 июля. С. 9.
  4. Саратовский духовный вестник. 1912. № 32-33. 9-16 сентября. С. 24.
  5. Саратовский духовный вестник. 1912. № 34-35. 23-30 сентября. С. 18.
  6. Саратовский духовный вестник. 1912. № 48. 30 декабря. С. 28.
  7. Саратовские епархиальные ведомости. 1917. № 25. 1 сентября. С. 914.
  8. Дворжанский А. И., Зелёв С. В., Владимир Клюев, протоиерей. Праведный верою жив будет. Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову. М.: Новые решения, 2014. С. 236-238.

Интернет-ресурсы:

  1. Священник Николай Васильевич Лебедев (режим доступа wikirtishchevo.shoutwiki.com/wiki/).

 


[1] Дворжанский А. И., Зелёв С. В., Владимир Клюев, протоиерей. Праведный верою жив будет. Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову. М.: Новые решения, 2014. С. 237.

[2] Дворжанский А. И., Зелёв С. В., Владимир Клюев, протоиерей. Указ. соч. С. 238.

[3] Из воспоминаний Валентины Николаевны Лебедевой.

Материал - участник конкурса «Святые люди и места земли Саратовской» - подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества - история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68­рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото из личного архива автора

Евгений Лебедев

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pamyat-zvuchit-kak-nabat
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Лебедев
«Бог моих детей не оставит...»
Жизнь и кончина протоиерея Владимира Воробьева в воспоминаниях его внучки
23.09.2015
Все статьи Евгений Лебедев
Бывший СССР
День памяти философа и поэта Сковороды
Сегодня мы также вспоминаем поэта А.В.Кольцова, композитора С.М.Ляпунова, хирурга Н.Н.Бурденко и океанолога Н.Н.Зубова
11.11.2024
День памяти святителя Димитрия Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля А.Ф.Трепова и поэта В.В.Капниста
10.11.2024
Кино и музыка кружили Тулу в танце под первый снег
Состоялся первый Открытый Российский фестиваль, посвященный киномузыке
09.11.2024
Должен ли философ Александр Дугин формули-
ровать практическую реализацию своих идей или его дело только теория?
09.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.11.2024 16:23
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.11.2024 16:12
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.11.2024 14:34
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.11.2024 13:51
Духовные диверсанты в нашем доме. Кто их обезвредит?
Новый комментарий от Человек
11.11.2024 13:37
Не по Максу Веберу
Новый комментарий от Человек
11.11.2024 12:11
Когда наступит мир? О столетней войне с США,
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.11.2024 11:33