Пока в мире существовало два типа тоталитаризма: оруэлловский (коммунистический режим с концентрационными лагерями) и хакслианский («дивный новый мир», смесь Диснейленда и ГУЛАГа со множеством сексуальных свобод и недостатком свободы политической). В настоящее время мы являемся свидетелями появления тоталитаризма нового типа, семена которого были посеяны до этих «коронных событий».
Мир, созданный глобалистской элитой жуликов, эти 0,666% «особенных», – это мир Франца Кафки, который перед своей кончиной сказал молодому чешскому писателю Густаву Яноуху: «Скоро нам понадобится разрешение, чтобы выйти в собственный двор». Кафка описал этот мир в романе «Процесс», в котором центральным чувством является ощущение отсутствия порядка (как в кошмаре – когда вы пытаетесь убежать от опасности, но обнаруживаете, что не можете пошевелиться, и весь привычный порядок вещей оказывается перевернутым с ног на голову). В известном романе Кафки главный герой Йозеф К. арестован, но, тем не менее, ему разрешают ходить на работу; зал суда, в котором проходят слушания дела, находится на окраине города, в полуразрушенном доходном доме; вместо свода законов на столе судьи лежат порнографические рисунки; экзекутор в кладовой банка, где служил Йозеф К., бьёт двух полицейских, которые ели завтрак Йозефа К., когда они пришли известить его об аресте; все знают о суде над Йозефом К., кроме него – он единственный, кто не знает, в чём его обвиняют; даже священник, направляющийся к нему, оказывается судебным секретарем. В конце концов, Йозефа К. убивают палачи, похожие на отставных цирковых артистов, которые, кажется, довольно неохотно втыкают нож ему в сердце.
Разгул произвола
Всё, что произошло в связи с пандемией, напоминает мир из романа Кафки. Взять для примера вакцину: нам говорят, что найдена вакцина от болезни, но полная правда о самой болезни все еще неизвестна. Меры защиты порой абсурдны: одни носят маску даже тогда, когда рядом мало людей, а другие не носят маски даже в толпе… До недавнего времени на похороны допускалось не более десяти человек, в то время как в кафе могло сидеть до ста. В большинстве случаев маски стали лишь формой, потому что для того, чтобы они могли стать содержанием, их нужно менять, по крайней мере, каждые два часа (как в случае с хирургическими масками), чего почти никто не делает; тканевые маски совершенно бесполезны и не могут защитить от вирусов. Тем не менее, их нужно носить. Это ритуал новой «религии короны». Кто-то где-то приказал надеть маски – точно так же, как кто-то где-то приказал арестовать Йозефа К., и он так и не узнает, почему.
И мы подчиняемся. И ждите палачей, которые будут похожи на убогих цирковых артистов.
Паника в школьной системе
В мире Кафки начинается новый учебный год. В сентябрьском выпуске ежемесячника «Печат» Слободан Иконич отмечает: «Ряд мер, введенных для предотвращения пандемии в школах, стал предметом многих общественных обсуждений, сопровождаемых опасениями, что образовательные учреждения могут стать рассадниками вируса и вызвать новую угрозу для населения. <… > Большинство родителей не хотят онлайн-школы. Несмотря на то, что в Интернете был запущен ряд петиций, призывающих к бойкоту онлайн-образования, вызванных нежеланием родителей снова играть роль учителя, педагога и психолога, по-прежнему самый большой страх отцов и матерей заключается в том, что учащиеся младших классов не смогут усвоить учебную программу, если их будут обучать онлайн. <… > Всего за три дня нового учебного года Шарчевич (министр образования) освободил от обязанностей трёх директоров школ – в Белграде, Панчево и Нише – из-за несоблюдения новых мер, хотя есть намеки на другие причины таких шагов. Шарчевич сказал, что он ежедневно получал видео школьников и даже учителей без масок, и предупредил, что будет реагировать на каждый такой случай неповиновения».
По сути, никто не знает, что и как делать. Заместитель директора Национального института здравоохранения Сербии доктор Дария Кисич Тепавчевич предложила одну формулировку, как обычно, запутанную: «Мы будем отслеживать эпидемиологическую ситуацию на ежедневной основе. Что касается закрытия школ, то это будет происходить в индивидуальном порядке, от уровня правления отдельных школ до общегосударственного уровня; каждый случай роста заболевания со значительным распространением будет отслеживаться, если придётся дойти до этой меры».
Что это вообще значит?
Как долго дети будут ходить в школу?
Дамоклов меч закрытия день за днём нависает над школами. Кафе и рестораны переполнены, но проблема видится в школах. Журналистов крупных изданий уже задействовали, чтобы разжечь страх и опасения: школьники станут источником новой волны коронавируса. Атмосфера в школах тоже соответствует Кафке: нельзя играть в баскетбол или волейбол на уроках физкультуры, нельзя петь на уроках музыки, ученики должны носить маски, пока не дойдут до своего места, а оказавшись там, они должны молчать; когда они идут в туалет, даже если коридор пуст, снова полагается надеть маску. В кафе разрешается кальян, а в школе действуют тюремные правила. Учителя должны постоянно носить маски, даже несмотря на то, что разговор сквозь неё выглядит как дешевое копирование Дарта Вейдера, а педагогические результаты оказываются сомнительны и жалки.
Дети будут проводить немного времени в школах, а еще немного – за компьютерами, чтобы заниматься «онлайн-обучением», хотя всем известно, что обучение через Интернет не имеет положительного эффекта. Одна неделя в обычной школе, одна неделя в онлайн-школе. И все делают вид, что «всё в порядке».
Родителям грозят уголовные дела, если их ребёнок заболеет. А сезон простуд и кашля уже подоспел.
Мы ожидаем, как нам о том говорят, ещё одной «новой волны», и тогда школы, которые все равно посещает половина учеников и где уроки сокращены до 30 минут, закроются, и далее последует домашняя изоляция и самоизоляция. Никто не знает, как долго это продлится.
Чему дети смогут научиться? Как они это сделают?
Некоторые вопросы из области здравого смысла
Слободан Иконич задаёт несколько вопросов: «Будет ли доступна продлёнка для детей, чьи родители теперь работают из дома? Какая действует процедура в отношении ребёнка, ожидающего результатов теста на COVID-19? Почему в школах невозможно измерить температуру у детей? Насколько легко будет взять анализы у детей и учителей, которые контактировали с заболевшими? А школы для детей с особыми потребностями — как они будут работать? Имеются ли в школах достаточные возможности для очистки и дезинфекции всех поверхностей в помещениях? Самая большая опасность заключается в ситуации, когда каждый пытается найти решение самостоятельно, ведь это вызывает ещё больший страх и опасения среди учителей, родителей и учеников».
Те, кто может извлечь выгоду из кафкианского мира, созданного благодаря этому «corona mundi – мировому вирусу», рассчитывали на это с самого начала: страх всегда был союзником власть имущих, которые хотели разрушить жизнь своих подданных, лишив их здравого смысла. И нам нужно бороться за здравый смысл с помощью всего, что у нас есть. Эта статья — небольшой вклад в эту борьбу.