12 октября в Брюсселе заседали министры иностранных дел государств-членов Евросоюза. Была предварительная договорённость, что они расширят санкционный список в отношении Белоруссии и включат в него Александра Лукашенко. Как заявил глава МИД Польши Збигнев Рау, «чаша горечи» ЕС переполнилась; эти слова широко распространили польские СМИ. И вдруг…
Белоруссия стала отходить у польских политиков куда-то на задний план.
Матеуш Моравецкий в Брюсселе. premier.gov.pl
1-2 октября в Брюсселе проходило заседание Европейского совета ЕС, на котором польский премьер Матеуш Моравецкий предложил план, пафосно названный «планом Маршалла для Белоруссии». Европейский совет Моравецкого поддержал и поручил Еврокомиссии заняться проработкой деталей. Основные положения польского плана сводились к предоставлению кредитов, помощи белорусским предприятиям в торговле с ЕС, инвестициям в инфраструктуру РБ и безвизовому режиму. Всё выглядело туманно, размыто и неопределённо. А главное – «план Маршала» должен был быть запущен только тогда, когда Лукашенко уйдёт.
По возвращении Моравецкого из Брюсселя польская пресса много писала о триумфе дипломатии Речи Посполитой, о том, что для Белоруссии наступил «поворотный момент», дающий ей шанс на лучшее будущее. Попутно Моравецкий превратился стараниями польских журналистов в человека, бросившего вызов Путину.
Однако прошло несколько дней, и «человек, изменивший историю Белоруссии» (так Моравецкого преподносили публике) вдруг начал о Белоруссии забывать. 9 октября в беседе с корреспондентом словацкой газеты Hospodarske Noviny Моравецкий заверил, что «Польша продолжит свои усилия по урегулированию кризиса в этой стране на постоянной и долговременной основе», после чего слово «Белоруссия» исчезло из премьерского лексикона.
11 октября, посещая конгресс «Польша – великий проект», Моравецкий говорил о растущей силе Китая, о необходимости укреплять НАТО, о коронавирусе, но о Белоруссии – ни гу-гу. Хотя в августе и сентябре он полностью, больше, чем президент и МИД, был погружён в белорусские дела.
Активничал на белорусском направлении в августе-сентябре и председатель польского профсоюза «Солидарность» Петр Дуда (однофамилец президента): летал в Минск, принимал в Варшаве Тихановскую, обещал подготовить лидеров, которые поднимут белорусских рабочих «на борьбу». Затем Петр Дуда сник и завёл речь о том, что помощь «товарищам из Белоруссии» должны оказать западноевропейские профсоюзы. 1 октября в Плоцке на праздновании 40-летия создания польской «Солидарности» Дуда сказал, что «сделает все, чтобы помочь белорусским профсоюзным деятелям, борющимся за демократическую родину и демократические выборы», на том и успокоился.
Петр Дуда на юбилее польской «Солидарности» в Плоцке. polishnews.co.uk
Заметно снизился интерес к Белоруссии в польских СМИ, о чём сожалеет директор канала «Белсат» Агнешка Ромашевская. Раньше в теленовостях белорусская тема присутствовала постоянно и в больших количествах, но после того, как переворот не состоялся, белорусские сюжеты стали появляться лишь изредка. Значительно меньше стало и Тихановской; в августе-сентябре интервью с ней выходили по нескольку раз в неделю, теперь о ней можно встретить лишь короткие сообщения в Интернете.
Конечно, кто-то, как президент Центра международных отношений Малгожата Бониковская, ещё считает, что у Лукашенко горит земля под ногами и он вот-вот поймёт, что ему пора уходить. Однако популярное в Польше издание POLITICO Europe 10 октября выдало статью «Пять причин, по которым Лукашенко может остаться у власти». Среди этих причин: армия и МВД хранят верность президенту; президент сохраняет контроль над аппаратом управления; рабочие не хотят бастовать; Москва поддерживает Минск.
Факт публикации данной статьи поразителен: прежде издатели POLITICO считали дни до победы белорусской демократии и дискутировали, как лучше оторвать Белоруссию от России.
Очень любопытны выводы Польского института международных дел (PISM), который является правительственным учреждением. В конце сентября PISM опубликовал доклад «Беларусь – Россия: в направлении постепенной интеграции». В докладе говорится, что Москва на прямое присоединение республики не пойдёт, а займётся углублением интеграции в экономической сфере. Мол, российскими собственниками будут скупаться самые ценные активы Республики Беларусь, затем будут созданы наднациональные экономические институты, а «в отдалённой перспективе» на белорусской территории появятся постоянные российские военные базы. Эту углублённую интеграцию двух частей единого ранее государства поляки воспринимают как угрозу и предлагают противостоять ей, вводя санкции для предприятий, перешедших в российскую собственность и подпитывая деньгами «гражданское общество». 8 октября эксперты PISM вновь вспомнили о своих выкладках и заявили, что «сценарий долгосрочного углубления интеграции в рамках Союзного государства становится наиболее реалистичным».
Есть у польского Института международных дел и доклад, посвящённый военному сотрудничеству РФ и РБ. Его авторы ожидают усиления российского военного присутствия в Белоруссии в рамках почти непрерывных совместных учений. Отмечается высокий уровень интеграции военных двух республик: на учениях «Славянское братство - 2020» успешно действовали не отдельные, а смешанные подразделения армий РФ и РБ. В качестве «контрмеры» PISM советует потребовать от Минска соблюдения Договора об обычных вооружениях в Европе и Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности.
Учения «Славянское братство - 2020». belta.by
Что примечательно: всего за месяц с небольшим польский «мозговой центр» существенно изменил свои оценки перспектив развития интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь и всё чаще предупреждает теперь о «растущих угрозах» Польше.
В некотором смысле повторяется последовательность событий 2010 года. Тогда накануне президентских выборов в РБ в Минск пожаловали главы МИД Германии и Польши Гидо Вестервелле и Радослав Сикорский. Они склоняли Лукашенко к проведению «честных» выборов и сулили миллиарды.
2010 год. Гидо Вестервелле (слева) и Радослав Сикорский (справа) у Александра Лукашенко. Фото: wyborcza.pl
Верится с трудом: от Лукашенко хотели, чтобы он отказался от власти. Он не согласился, победил на выборах, а потом было то, что мы наблюдали в последние месяцы: протесты, попытки захвата административных зданий, потасовки с ОМОНом, санкции, отзыв западных послов «на консультации», обещание дать деньги «демократической Белоруссии»… Потом всё успокоилось.
В третий раз эта шумная история повториться на должна.
Заглавное фото: REUTERS/David Cerny