За три недели до дня рождения народной артистки СССР, бывшего худрука МХАТ имени Горького (с декабря 2018 года - почетного президента этого театра) Татьяны Дорониной (день рождения 12 сентября) ее лишили личной гримерки и служебного автомобиля. Исполнительный директор театра Татьяна Ярошевская, которую перевели из Екатеринбурга помогать новому худруку горьковского МХАТа Эдуарду Боякову создавать современный театр, этим решением уже в какой раз заставила СМИ и театралов говорить если не о жестокости, то и бестактности по отношению к легендарной актрисе, полному кавалеру ордена "За заслуги перед Отечеством". Правда, в свете участившихся театральных бунтов и волнений, всплывают факты бесцеременного обращения с кабинетами и других худруков, которых уже нет с нами, но память о которых живет в наших сердцах. Сергей Гармаш в своем Открытом письме коллективу театра "Современника", опубликованном стараниями ректора ГИТИСа Григория Заславского, сообщил о том, что "кабинет Волчек был разрушен мгновенно". Скорее всего, "разрушен" не в буквальном смысле слова. Просто в нем обосновался новый худрук "Современника" Виктор Рыжаков, у которого, судя по его действиям, другие взгляды на театральное искусство. Безусловно, назначенные Министерством культуры России и правительством Москвы руководители по закону имеют право распоряжаться всем имуществом учреждения, за которого несут ответственность. Но есть законы этики, согласно которому "стариков почитают за их заслуги и с их именем считаются". По крайней мере, так было еще совсем недавно, когда к власти в театрах не пришли так называемые революционеры. Только почему-то первые шаги решительных худруков местами напоминают действия большевиков в 1917 и в 1918 годах - забрать у бывших господ дома, награды, а у кого все забрать нельзя - подселить к ним своих людей и создать невыносимые условия бытия. В связи с этим вспоминаются "Несвоевременные мысли" Горького, чье имя продолжает носить МХАТ. Поскольку они написаны и опубликованы с весны 1917 года по июнь 1918 года, и содержат критику в адрес большевиков и даже лидеров РСДРП, то сам автор назвал их "несвоевременными". Приведу только две цитаты из этого публицистического труда Горького, которые очень напоминают происходящее в столичных театрах сегодня после смены руководителей-мэтров на креативных менеджеров и прогрессивных художников:
- Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас...
- Я говорю — наши коренные враги глупость и жестокость.
Наверняка, не все было прекрасно в руководстве Татьяной Дорониной МХАТом имени Горького. Как и, наверняка, остались счета, которые можно предъявить и Галине Волчек, и Олегу Табакову и других титанам театра. Но некрасиво, мелко и жестоко наносить удары Татьяне Дорониной, которая сильно болеет (в настоящее время она находится на лечении в санатории), занимает официальный пост почетного президента театра и заслуживает ту же машину, которая может отвезти ее в больницу. Тем более, если эту машину подарили театру спонсоры, как это было с "белым мерседесом", отнятым исполнительным директором театра Татьяной Ярошевской у Татьяны Дорониной. О спонсорском "мерседесе" в горьковском МХАТе известно всем и каждому. Об этом "НИ" рассказал бывший актер театра Дмитрий Корепин:
- О том, что из гримерки Татьяны Васильевны вынесли ее вещи, иконы, что Татьяна Ярошевская распорядилась отобрать у нее машину, - об этом известно каждому в театре. Говорят, что Татьяна Ярошевская таким образом мстит Татьяне Васильевне за то, что она не идет на контакт с новым руководством, - рассказал "НИ" выпускник Щепкинского театрального института, актер театра и кино Дмитрий Корепин.
- Можно предположить, что Татьяну Доронину, которую сегодня сравнивают с Королем Лиром, не очень огорчит отсутствие служебной машины и гримерки, но зачем так поступать? Для того, чтобы показать свою абсолютную власть? Причем это далеко не первый циничный выпад против Татьяны Дорониной. Год назад, опять-таки незадолго до дня рождения Татьяны Васильевны, по распоряжению нового руководства в театре были сняты фотографии и афишы бывшего худрука. Уже не будем вспоминать события декабря 2018 года, когда руководить театром пришла боевая команда - Бояков, Прилепин и Пускепалис, которая тут же стала переставлять мебель в театре, в холле с портретами легендарных артистов, не поставив в известность президента театра.
Почему назначенные властью руководители ведут себя как молодые футуристы в ярких рубахах, кричащие в своих "Манифестах": "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. классиков с парохода современности". Разве мы это уже не проходили? Много - много раз.
К счастью, остались театры, где сохраняются и гримерки выдающихся актеров, и рабочие кабинеты великих руководителей. Один из них - Академический театр Моссовета. Бывший художественный руководитель театра - Павел Хомский занимал крошечный рабочий кабинет в одном из самых больших и роскошных театров России. Кстати, в гримерка театра до сих пор таблички и портреты Ростислава Плятта, Веры Марецкой, Сергея Юрского. Артисты театра гордятся тем, что имеют возможность находиться перед спектаклем в этих святых местах. Никогда не забуду - с какой гордостью говорил актер Михаил Горевой о том, что ему выпала честь готовиться к спектаклю в театре На Малой Бронной в гримерке Льва Дурова.
Если бы еще Татьяну Доронину не любили зрители? Но любят так, как никого сегодня не любят. Новый худрук МХАТ имени Горького Эдуард Бояков лично мне говорил о том, что "Татьяна Васильевна - герой эпохи, герой театра - настоящий герой". Максим Горький в тех же "Несвоевременных мыслях" написал о том, что "героев у нас всегда было маловато, если не считать тех, которых мы сами неудачно выдумывали — Сусанина, купца Иголкина, солдата — спасителя Петра Великого, Кузьмы Крючкова и прочих героев физического действия, так сказать". Но любовь зрителя к артисту придумать нельзя. Ростислава Плятта, Льва Дурова, Сергея Юрского, Татьяну Доронину люди любили и будут любить, и с этим никто ничего сделать не сможет. Да и нет на сегодняшний день у горьковского МХАТа авторитетов, кумиров и героев - кроме Станиславского, Горького и Дорониной. Если заменить вывески и портреты с Татьяной Дорониной на вывески и портреты с новым худруком и новыми артистами труппы театра: Аликой Смеховой, Алисой Гребенщиковой и Ириной Линдт, то будет все это: и смешно, и грустно, и убыточно.
Анжелика Дин