Сталин: Вы историю изучали? Эйзенштейн: Более или менее...

Беседа Сталина с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма"Иван Грозный" 26 февраля 1947 г.

 

Мы (С.М. Эйзенштейн и Н.К. Черкасов. - Ред.) были вызваны в Кремль к 11 часам. В 10 часов 50 минут пришли в приемную. Ровно в 11 часов вышел Поскребышев проводить нас в кабинет. В глубине кабинета - Сталин, Молотов, Жданов. Входим, здороваемся, садимся за стол.

Сталин: Вы писали письмо. Немножко задержался ответ. Встречаемся с запозданием. Думал ответить письменно, но решил, что лучше поговорить. Так как я очень занят, нет времени, - решил, с большим опозданием, встретиться здесь... Получил я ваше письмо в ноябре месяце.

Жданов: Вы еще в Сочи его получили.

Сталин: Да, да. В Сочи. Что вы думаете делать с картиной?

Мы говорим о том, что разрезали вторую серию на две части, отчего Ливонский поход не попал в эту картину и получилась диспропорция между отдельными ее частями, и исправлять картину нужно в том смысле, что сократить часть заснятого материала и доснять, в основном, Ливонский поход.

Сталин: Вы историю изучали?

Эйзенштейн: Более или менее...

Сталин: Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина - это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, - образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клукс-клан.

Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.

Молотов: Это принципиальной разницы не составляет.

Сталин: Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения... Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе.

Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.

Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин - второй.

Жданов: Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.

Молотов: Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.

Сталин: Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии неверно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.

Жданов: Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.

Молотов: Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.

Сталин: Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким.

Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал... Нужно было быть еще решительнее.

Молотов: Исторические события надо показывать в правильном осмыслении. Вот, например, был случай с пьесой Демьяна Бедного "Богатыри". Демьян Бедный там издевался над крещением Руси, а дело в том, что принятие христианства для своего исторического этапа было явлением прогрессивным.

Сталин: Конечно, мы не очень хорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства на определенном этапе нельзя. Это событие имело очень крупное значение, потому что это был поворот русского государства на смыкание с Западом, а не ориентация на Восток.

Об отношении с Востоком Сталин говорит, что, только что освободившись от татарского ига, Иван Грозный торопился объединить Россию с тем, чтобы быть оплотом против возможных набегов татар. Астрахань была покорена, но в любой момент могла напасть на Москву. Крымские татары также могли это сделать.

Сталин: Демьян Бедный представлял себе исторические перспективы неправильно. Когда мы передвигали памятник Минину и Пожарскому ближе к храму Василия Блаженного, Демьян Бедный протестовал и писал о том, что памятник надо вообще выбросить и вообще надо забыть о Минине и Пожарском. В ответ на это письмо я назвал его "Иваном, не помнящим своего родства". Историю мы выбрасывать не можем...

Дальше Сталин делает ряд замечаний по поводу трактовки образа Ивана Грозного и говорит о том, что Малюта Скуратов был крупным военачальником и героически погиб в войну с Ливонией.

Черкасов в ответ на то, что критика помогает и что Пудовкин после критики сделал хороший фильм "Адмирал Нахимов", сказал: "Мы уверены в том, что мы сделаем не хуже, ибо я работаю над образом Ивана Грозного не только в кино, но и в театре, полюбил этот образ и считаю, что наша переделка сценария может оказаться правильной и правдивой".

На что Сталин ответил (обращаясь к Молотову и Жданову): "Ну что ж, попробуем".

Черкасов: Я уверен в том, что переделка удастся.

Сталин: Дай вам бог, каждый день - новый год. (Смеется.)

Эйзенштейн: Мы говорим, что в первой серии удался ряд моментов, и это нам дает уверенность в том, что мы сделаем и вторую серию.

Сталин: Что удалось, и хорошо, мы сейчас не говорим, мы говорим сейчас только о недостатках.

Эйзенштейн спрашивает, не будет ли еще каких-либо специальных указаний в отношении картины.

Сталин: Я даю вам не указания, а высказываю замечания зрителя. Нужно исторические образы правдиво отображать. Ну, что нам показали Глинку? Какой это Глинка? Это же - Максим, а не Глинка. Артист Чирков не может перевоплощаться, а для актера самое главное качество - уметь перевоплощаться. (Обращаясь к Черкасову.) Вот вы перевоплощаться умеете.

На что Жданов замечает, что Черкасову не повезло с Иваном Грозным. Тут была еще паника с "Весной", и он стал играть дворников - в картине "Во имя жизни" он играет дворника.

Черкасов говорит, что он играл большинство царей и играл даже Петра Первого и Алексея.

Жданов: По наследственной линии. По наследственной переходили...

Сталин: Нужно правильно и сильно показывать исторические фигуры. (К Эйзенштейну.) Вот, Александра Невского - Вы компоновали? Прекрасно получилось. Самое важное - соблюдать стиль исторической эпохи. Режиссер может отступать от истории; неправильно, если он будет просто списывать детали из исторического материала, он должен работать своим воображением, но - оставаться в пределах стиля. Режиссер может варьировать в пределах стиля исторической эпохи.

Жданов говорит, что Эйзенштейн увлекается тенями (что отвлекает зрителя от действия) и бородой Грозного, что Грозный слишком часто поднимает голову, чтобы было видно его бороду.

Эйзенштейн обещает в будущем бороду Грозного укоротить.

Сталин (вспоминая отдельных исполнителей первой серии "Ивана Грозного"): Курбский - великолепен. Очень хорош Старицкий (артист Кадочников). Он очень хорошо ловит мух. Тоже: будущий царь, а ловит руками мух!

Такие детали нужно давать. Они вскрывают сущность человека.

Сталин говорит Черкасову, что он умеет перевоплощаться и что, пожалуй, у нас еще умел перевоплощаться артист Хмелев.

Черкасов сказал, что он многому научился, работая статистом в Мариинском театре в Ленинграде в то время, когда там играл и выступал Шаляпин - великий мастер перевоплощения.

Сталин: Это был великий актер.

Сталин: Ну, что же, тогда, значит, вопрос решен. Как вы считаете, товарищи (обращается к Молотову и Жданову), - дать возможность доделать фильм товарищам Черкасову и Эйзенштейну? - и добавляет: передайте об этом товарищу Большакову.

Черкасов спрашивает о некоторых частностях картины и о внешнем облике Ивана Грозного.

Сталин: Облик правильный, его менять не нужно. Хороший внешний облик Ивана Грозного.

Черкасов: Сцену убийства Старицкого можно оставить в сценарии?

Сталин: Можно оставить. Убийства бывали.

Черкасов: У нас есть в сценарии сцена, где Малюта Скуратов душит митрополита Филиппа.

Жданов: Это было в Тверском Отроч монастыре?

Черкасов: Да. Нужно ли оставить эту сцену?

Сталин сказал, что эту сцену оставить нужно, что это будет исторически правильно.

Молотов говорит, что репрессии вообще показывать можно и нужно, но надо показать, почему они делались, во имя чего. Для этого нужно шире показать государственную деятельность, не замыкаться только сценами в подвалах и закрытых помещениях, а показать широкую государственную деятельность.

Черкасов высказывает свои соображения по поводу будущего переделанного сценария, будущей второй серии.

Сталин: На чем будет кончаться картина? Как лучше сделать еще две картины, то есть 2-ю и 3-ю серии? Как мы это думаем вообще сделать?

Эйзенштейн говорит, что лучше соединить снятый материал второй серии с тем, что остался в сценарии, в одну большую картину. Все с этим соглашаются.

Сталин: Чем будет у нас кончаться фильм?

Черкасов говорит, что фильм будет кончаться разгромом Ливонии, трагической смертью Малюты Скуратова, походом к морю, где Иван Грозный стоит у моря в окружении войска и говорит: "На морях стоим и стоять будем!"

Сталин: Так оно и получилось, и даже немножко больше.

Черкасов спрашивает, нужно ли наметку будущего сценария фильма показывать для утверждения Политбюро?

Сталин: Сценарий представлять не нужно, разберитесь сами. Вообще по сценарию судить трудно, легче говорить о готовом произведении.

Эйзенштейн говорит о том, что было бы хорошо, если бы с постановкой этой картины не торопили.

Это замечание находит оживленный отклик у всех.

Сталин: Ни в каком случае не торопитесь, и вообще поспешные картины будем закрывать и не выпускать. Репин работал над "Запорожцами" 11 лет.

Молотов: 13 лет.

Сталин: (настойчиво): 11 лет.

Все приходят к заключению, что только длительной работой можно действительно выполнить хорошие картины.

По поводу фильма "Иван Грозный" Сталин говорил, что если нужно полтора-два года, даже три года для постановки фильма, то делайте в такой срок, но чтобы картина была сделана хорошо, чтобы она была сделана "скульптурно". Вообще мы сейчас должны поднимать качество. Пусть будет меньше картин, но более высокого качества. Зритель наш вырос, и мы должны показывать ему хорошую продукцию.

Сталин говорит, что режиссер должен быть непреклонен и требовать то, что ему нужно, а наши режиссеры слишком легко уступают в своих требованиях. Иногда бывает, что нужен большой актер, но играет не подходящий на ту или иную роль, потому что он требует и ему дают эту роль играть, а режиссер соглашается.

Сталин: Артист Жаров неправильно, несерьезно отнесся к своей роли в фильме "Иван Грозный". Это несерьезный военачальник.

Жданов: Это не Малюта Скуратов, а какой-то "шапокляк"!

Сталин: Иван Грозный был более национальным царем, более предусмотрительным, он не впускал иностранное влияние в Россию, а вот Петр - открыл ворота в Европу и напустил слишком много иностранцев.

Черкасов говорит о том, что, к сожалению и к своему стыду, он не видел второй серии картины "Иван Грозный". Когда картина была смонтирована и показана, он в то время находился в Ленинграде.

Эйзенштейн добавляет, что он тоже в окончательном виде картину не видел, так как сразу после ее окончания заболел.

Это вызывает большое удивление и оживление.

Разговор кончается тем, что Сталин желает успеха и говорит: "Помогай Бог!"

Пожимаем друг другу руки и уходим. В 00:10 минут беседа заканчивается.

Добавление к записи Б.Н. Агапова, сделанное С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым:

Жданов сказал еще, что "в фильме имеется слишком большое злоупотребление религиозными обрядами".

Молотов сказал, что это "дает налет мистики, которую не нужно так сильно подчеркивать".

Жданов говорит, что "сцена в соборе, где происходит "пещное действо", слишком широко показана и отвлекает внимание".

Сталин говорит, что опричники во время пляски похожи на каннибалов и напоминают каких-то финикийцев и каких-то вавилонцев.

Когда Черкасов говорил, что он уже давно работает над образом Ивана Грозного и в кино, и в театре, Жданов сказал: "Шестой уж год я царствую спокойно".

Прощаясь, Сталин поинтересовался здоровьем Эйзенштейна.

Записано Б.Н. Агаповым со слов С.М. Эйзенштейна и Н.К. Черкасова

Текст печатается в сокращенном виде.

досье "РГ"

Тема "Грозного" была предложена Сергею Эйзенштейну в январе 1941 года Кремлем. Его попросили воспеть Ивана Грозного. В какой-то момент режиссер понял, что не укладывается в принятую временную норму картины, и разбил фильм на три части. Но успел создать только первые две, заключительная осталась в сценарии, подготовительных записях, рисунках и нескольких запечатленных на пленку фрагментах.

Первая часть фильма вышла на экраны в 1945 году, получила самые хвалебные оценки и была удостоена Сталинской премии.

Вторая часть "Ивана Грозного" начинается как продолжение первой с прославления единовластия и повествует о событиях 1560-1569 годов: создание опричнины, подавление боярской оппозиции, расправы и казни. Резко контрастируя с первой серией, вторая является, обличением деспотизма и государственного террора.

Вторая серия подверглась резкой критике со стороны Сталина. Мысль о неотвратимости расплаты за победу в борьбе за власть не могла быть высказана в советском кинофильме конца сороковых годов.

Она вышла на экраны России и всего мира лишь в 1958 году.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

14. Потомок подданных Императора Николая II

Вы,системный провокатор,мне до Вашего подвига на злобу дня,рыхлящего для спонсируемой поддержки сталинского красного пропагандистского проекта спускаемого сверху,ох-как далеко..Наоборот,иду наперекор течению.Такие как Вы,напоминаете историка Соколова,Наполеона нашего времени.Советский торт "Наполеон",советский салат "Жозефина",сейчас коньяк "Старая Гвардия",Лукавство Вашего троллинга видны и ясны.Быть Вам,очередным Наполеоном!Чуть не забыл,был в советской Москве магазин "Тамерлан"!

13. Ответ на 12, Русский Иван:

На мясокомбинатах были такие животные,козлы,которые вели на убой животных.Которые чуяли кровь и не шли.Так бодро козёл вёл стадо на убой.Что ему подчинялись.Иногда козёл упрямился,так его в науку,подвешивали за ребро.После такого нравоучения,козёл и дальше продолжал своё лихое дело!

Вот чем здесь занимается свидомый "русский" Иван, и что его ждёт.

12. Ви руски?

На мясокомбинатах были такие животные,козлы,которые вели на убой животных.Которые чуяли кровь и не шли.Так бодро козёл вёл стадо на убой.Что ему подчинялись.Иногда козёл упрямился,так его в науку,подвешивали за ребро.После такого нравоучения,козёл и дальше продолжал своё лихое дело!

11. р.Б.Алексий

""Остается просто кровывый тиран, творчески приспособивший к практическому применению теоритические идеи марксизма-ленинизма и троцкизма с учётом менталитета русского народа. Отчего и сам этот самый менталитет исказился до неузнаваемости.""Неузнаваемость или несличимость,его заслуга,как теоретика и практика,нам остаётся в неузнаваемости форм,искать истинное лицо того,что уже не вернуть..Сейчас сталинская узнаваемость советского лица осталась,и можно определить за рубежом выходцев из России.Но из царской видеохроники видно,как исказились,что бы не нервировать публику скажу проще "преобразились" лица.Но сначала это было по образу и подобию!Подмена всего и вся!И,строится на примитивном незнании истории и умышленно вводящих в заблуждение от людей рядящихся в тогу "мудрецов".Русский человек поздно созревает,в отличии от южан.Это факт.Поэтому в Сов.Армию призывали в 18 лет.Ребёнком,убивая и подчиняя своим капризам.При Царе брали в Армию в 21 год.Уже зрелого человека.При Царе особенно стремились на Флот.Там можно было получить гражданскую специальность пользующуюся спросом.Да,и увидеть Дальние края не лишне.Были прообразы Нахимовских училищ,откуда черпали матросов для торговых судов.Юнги были из детей у которых не было родителей(это касалось детей солдат и матросов,что пали за Родину),не из блатных,как при позднем Союзе.Не было национализма.Поэтому Царя все чтят.Все народы Земли!

10. Ответ на 7, Русский Иван:

Вы,агент-провокатор?

)

Ви руски?

9. Ответ на 8, р.Б.Алексий:

. Без конспирологии, без тайного агента, без тайного монашества этот образ, без тайных смыслов - в это понимание Сталина ну ни как не вписать - остаётся просто не кровавый тиран.

Остается просто кровывый тиран, творчески приспособивший к практическому применению теоритические идеи марксизма-ленинизма и троцкизма с учётом менталитета русского народа. Отчего и сам этот самый менталитет исказился до неузнаваемости.

8. Ответ на 6, Русский Иван:

Тайный,при тайный агент всех времён и народов?Это сказки.Притаённым он никогда не был.Откровенный экс ...] Я просто пытаясь понять логику православных почитателей Сталина как богоданного вождя, творившего волю Божию, которую Бог ему мог открывать в неких откровениях. Без конспирологии, без тайного агента, без тайного монашества этот образ, без тацных смыслов в это понимание Сталина ну ни как не вписать - остаётся просто не кровавый тиран.

7. Бей жида-политрука - морда просит кирпича (с) власовские листовки.

Вы,агент-провокатор?

6. Вход рубль,а выход..

Тайный,при тайный агент всех времён и народов?Это сказки.Притаённым он никогда не был.Откровенный экс и на нём много чего было.Поэтому легко мог втереться к безусловно невероятно хитрым личностям.Его личные врождённые качества определили его поведение.Недоверчивый,кропотливый,скрытный,волевой,казавшийся простецом.Действительно не обладал даром красноречия.Но с внутренним кажущимся флегматическим отношением к острым личным делам.Создавали ареол доверия.Внутренняя сила,опять таки врождённая,помогли ему выжить в такой жуткой обстановке.Промысл Божий, и он это чувствовал.Таким же хитрецом был Микоян.Но тот не лез в самую гущу.Маркитант.Кто написал про него:ВЕЛИКИЙ ДОЗИРОВЩИК!Благодаря чему и чаша весов постоянно и непреклонно клонилась в его сторону.

5. Ответ на 2, monarhist:

...Он же не мог говорить,что Ленин-это русофоб,христоборец и просто садист,так как его бы,Сталина,сразу убрали...

Что бы так говорить, Сталин, во -первых, должен был так думать и быть сознательно против и русофобии и христоборчества . А мог он так думать, то это если только предположить, что Сталин - это долговременный, так своевременно и неразоблаченный уникальный агент царской охранки, при этом фанатично- идейно мотивированный против революционной крамолы, аскетичный, с действительно стальной выдержкой ( зная, что на него навешают перед судом истории), заранее внедренный в в среду профессиональных революционеров по принципу если не можешь подавить, перехвати управление и в силу этого вынужденный носить на себе всю жизнь маску верного ленинца, атеиста, приверженца социализма и т.п... Если это так и его не разоблачили, то Сталин действительно выдающийся и гениальный человек - лучший секретный агент всех времен и народов, а кроме того , что удивительно, это предположение многое что ( да почти все) объясняет и нечему вроде бы и не противоречит! Но... как такое вообще могло быть!?

"Иоанн Грозный и Григорий Распутин"
Сталин: Вы историю изучали? Эйзенштейн: Более или менее...
Беседа Сталина с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма"Иван Грозный" 26 февраля 1947 г.
26.06.2020
Единственная встреча
Иеромонах Илиодор (Труфанов) и Император Николай II
09.06.2020
Тайна молчания Государя
Ещё раз о загадке «отречения» Николая II
19.05.2020
Все статьи темы
"Сталин"
Заветная мечта Черчилля.
Как удалось сорвать «операцию Немыслимое»
22.07.2020
Восторг Пескова и сермяжная жизнь
Взгляд из русской провинции…
14.07.2020
Путин и Сталин:
идеологическое родство или противоположность
29.06.2020
Сталин: Вы историю изучали? Эйзенштейн: Более или менее...
Беседа Сталина с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма"Иван Грозный" 26 февраля 1947 г.
26.06.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Что же теперь делать с «екатеринбургскими останками»?
Новый комментарий от Владислав Л
2020-07-29 21:44
Мещанское сознание и путь собирания русских земель
Новый комментарий от Денис
2020-07-29 21:34
Является ли неоосманизм Эрдогана угрозой для России?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
2020-07-29 21:04
О необходимости всенародного покаяния
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-29 19:56
Следует ли бояться вышек 5G
Новый комментарий от рБ Борис
2020-07-29 18:39