Источник: Православие.Ru
Ответ на статью протоиерея Павла Великанова и иерея Стефана Домусчи
Благодарим уважаемых протоиерея Павла Великанова и иерея Стефана Домусчи за быстрый отклик на призыв протоиерея Вадима Леонова «к конструктивной дискуссии на важную церковную тему»[1]. Их ответ свидетельствует, что заявленная тема действительно актуальна, а цель первой статьи – «стремление сфокусировать церковное внимание на этой проблеме» – уже частично достигнута.
Напомним уважаемым читателям, что «детонатором» данной дискуссии стали слова отца Павла, произнесенные им на Ученом совете Сретенской семинарии 13 февраля, о том, что многие священники «неконкурентоспособны» в сравнении с психологами. После этого наметились и соответствующие изменения в процессе пастырской подготовки в магистратуре Сретенской семинарии, из чего стало ясно, что вышеуказанные слова не были брошены на ветер. Данная фраза в ответной статье так и не была им прокомментирована. Что отец Павел в нее вкладывает, и согласен ли с данной формулировкой отец Стефан? Надеемся, что в следующей статье они это прояснят.
Мы глубоко признательны сайту «Православие.ру» за предоставленную возможность вести открытую дискуссию. Уважаемые отец Павел и отец Стефан достаточно подробно изложили в своей статье[2] имеющиеся у них представления по данной теме, которые мы позволим себе прокомментировать, предложив и новые вопросы.
Часть I. Факты
1. Искажения
В своей статье уважаемые авторы пытались нивелировать тот факт, что среди членов новообразованной кафедры «Пастырского душепопечения» Сретенской семинарии пастырей меньше или приблизительно столько же, сколько и светских людей, при этом более 40% членов пастырской кафедры не имеют хоть какого-нибудь богословского образования.
Для этого уважаемые отец Павел и отец Стефан подменили предмет обсуждения: вместо состава кафедры стали обсуждать состав всех преподавателей пастырского отделения магистратуры. Очевидно, здесь сделан расчет на неподготовленного читателя, который данной подмены не заметит, а дальше производится манипуляция цифрами, которая заслуживает отдельного разбора.
Протоиерей Вадим Леонов
Отец Павел и отец Стефан подменили предмет обсуждения: вместо состава кафедры обсуждают состав всех преподавателей пастырского отделения магистратуры
Поясним лишь, что кафедры – это структурные подразделения любого вуза, в которых, среди прочего, специалисты одного профиля развивают определенное научное (богословское) направление и обеспечивают соответствующую учебно-методическую деятельность. Для этого основной состав кафедры должен состоять из соответствующих специалистов, имеющих профильное образование, опыт и ученые степени.
Если же на пастырской кафедре вместе со священниками собраны психологи и работники СМИ, то какое научное или богословское направление получится из этого разнородного собрания уважаемых людей? Пастырство? Очень сомневаемся, но еще одна иллюстрация к известной басне И.А. Крылова получится точно.
Надо признать, что при желании указанную проблему можно было бы легко решить. В Сретенской семинарии есть кафедра «Общих гуманитарных дисциплин», которая объединяет специалистов по педагогике, психологии, психиатрии, философии, культурологии. Сюда же органично могли бы войти и вновь приглашенные преподаватели из сферы психологии и СМИ, которых можно было бы приглашать для обсуждения междисциплинарных тем, в том числе и на пастырскую кафедру.
Иеромонах Иоанн (Лудищев) Однако цель у новой администрации, видимо, иная – повысить «конкурентоспособность» нового поколения священников за счет психологов и журналистов, поэтому и место для них определено на кафедре «Пастырского душепопечения».
Если же говорить о пастырском отделении магистратуры в целом, то там, естественно, ведут свои занятия не только священники. Вспомогательные дисциплины (иностранные языки, история, искусство, литература, психология и т.д.) прекрасно преподают светские специалисты, которые базируются на разных кафедрах. Для преподавания таких предметов не нужен священный сан или высшее богословское образование. Поэтому если рассматривать общий преподавательский состав семинарии или одного из направлений магистратуры, то там, разумеется, не требуется, чтобы большая часть преподавателей были священнослужителями.
Для наглядной демонстрации, каким образом уважаемые авторы искажают смысл фраз и манипулируют содержанием, приведем пару примеров.
В статье отца Вадима написано: «В состав новосозданной кафедры вошли…», дальше речь идет только о составе кафедры. А в ответных рассуждениях уважаемых авторов незаметно речь переводится на другое структурно-организационное подразделение семинарии – пастырское отделение магистратуры: «Особенно отец Вадим сетует на то, что педагогический состав был увеличен и священники составляют в нем меньшинство. Действительно, добавились преподаватели по специализированным дисциплинам, но что же со священниками – если говорить о конкретных цифрах? Оказывается, что в прежнем профиле их было столько же, сколько мирян – 11, в то время как в новом профиле их будет 16. То есть в полтора раза больше. Более того, из числа преподавателей предыдущего пастырского профиля в священном сане все до одного продолжат преподавание. Включая самого отца Вадима с его авторским курсом “Православная антропология”. Преподавателей, не имеющих священного сана, также будет 16. Таким образом, никакого крена в педагогическом составе в сторону увеличения числа мирян за счет уменьшения духовенства не произошло». Таким образом создается ложное впечатление, будто бы предметом дискуссии является одно и то же.
Точно такую же манипуляцию производят уважаемые авторы и с наличием богословского образования, смещая центр внимания с кафедры на профиль: «Крайне острой проблемой автору видится отсутствие базового богословского образования у большей части преподавателей. В прошлом профиле оно было у 13 из 22 преподавателей. В новом профиле – богословское образование есть у 19 из 32. Соотношение, как мы видим, такое же: имеющих базовое богословское образование чуть больше половины. И снова приходится признать, что никакой “секуляризации” профиля не происходит».
Без сомнений, если бы нам пришлось преподавать риторику или логику, эти примеры можно было использовать как хрестоматийные для разбора содержательных подмен и манипуляций.
Слово «кафедра» в рассуждениях уважаемых авторов о соотношении разных групп преподавателей не встречается ни разу
Стоит отметить, что слово «кафедра» в контексте рассуждений уважаемых авторов о соотношении разных групп преподавателей не встречается ни разу. Еще раз повторимся, что на профиле магистратуры преподают самые разные специалисты, при соблюдении определенных условий – это нормально. И соотношение 50% на 50% особых вопросов не вызывает. Но на ведущей кафедре, если мы хотим хоть как-то соответствовать нормам высшего образования, должны быть специалисты конкретного направления, по крайней мере их должно быть большинство, и они должны обладать соответствующим образованием, чего мы на новообразованной кафедре «Пастырское душепопечение» не наблюдаем.
В своей статье отец Вадим обсуждал новую пастырскую кафедру, но не рассматривал содержательную структуру всего пастырского профиля магистратуры. Отец Павел и отец Стефан, стараясь незаметно перевести обсуждение с кафедры на весь магистерский профиль, убеждают, что смещение содержательных акцентов в сторону психологии и медиа в новой программе несущественное. Давайте рассмотрим этот вопрос более детально. Это будет новым вкладом в развернувшуюся дискуссию.
Сначала ознакомимся с содержательной структурой преподаваемых предметов по основным содержательным блокам: 1) Церковное пастырство, 2) Миссионерство, 3) Психология, 4) СМИ и медиа, а также с соответствующей учебной нагрузкой (сразу поясним понятие ЗЕТ (зачетная единица трудоемкости) – единица измерения трудоемкости учебной работы и других мероприятий образовательной программы или учебного плана).
Содержание магистерской программы «Пастырское богословие» (2015 год)
Церковное пастырство |
Миссионерство |
Психология |
СМИ и медиа |
40 ЗЕТ |
26 ЗЕТ |
9 ЗЕТ |
7 ЗЕТ |
Толкования сложных мест Священного Писания – 2 |
Сравнительный анализ огласительных, катехизических и миссионерских систем – 2 |
Учебная практика (психологические занятия) – 9 |
Логика и теория дискуссии – 2 |
Религиозная философия в пастырском служении – 2 |
Проповедь Евангелия в современном мире – 3 |
Учебная практика – 3 |
|
Практический опыт выдающихся пастырей Православной Церкви XIX–XXI вв. – 4 |
Миссионерские аргументы в атеистической, инославной и богоборческой среде – 3 |
Производственная практика – 2 |
|
Методология душепопечения – 13 |
Опыт миссии в Римско-католической церкви – 2 |
||
Семинар с приглашенными лекторами: пастырский опыт современных священнослужителей – 4 |
Священное Писание и святоотеческое наследие как основа духовной жизни, катехизации и миссии – 4 |
||
Роль и место святоотеческих писаний в образовании пастыря и в практике пастырского душепопечения – 4 |
Искусство, литература и культура как тема для миссии – 2 |
||
Пастырские аспекты христианской антропологии – 2 |
История России как тема для миссии – 2 |
||
Производственная практика – 9 |
Методология и система евангельских кружков – 2 |
||
Введение в историософию – 2 |
|||
Проповедь Евангелия детям и христианское воспитание – 2 |
|||
Христианские образы и ценности в современных литературе и искусстве – 2 |
Содержание магистерской программы «Пастырское душепопечение в современном мире»[3] (2020 год)
Церковное пастырство |
Миссионерство |
Психология |
СМИ и медиа |
23 ЗЕТ |
28 ЗЕТ |
23 ЗЕТ |
11 ЗЕТ |
Пастырская аскетика в контексте святоотеческого богословия – 3 |
Искусство, литература и культура как тема для миссии – 3 |
Христианство и психология – 3 |
Миссия PR в условиях современной системы коммуникаций – 2 |
Пастырское душепопечение и консультирование – 4 |
Миссионерский опыт в современном католичестве и протестантизме – 2 |
Психология веры – 2 |
Миссия Церкви в информационном пространстве – 2 |
Пастырские аспекты христианской антропологии – 2 |
Практика осмысления веры в контексте культуры – 3 |
Психотерапия на современном этапе – 2 |
Социально-политические аспекты религиозной жизни – 2 |
Канонические аспекты пастырской деятельности – 2 |
Православное богословие в современном религиозно-философском контексте – 4 |
Психология общения – 3 |
Логика и теория дискуссии – 2 |
Практика по изучению сложных мест Священного Писания – 5 |
Современные псевдорелигиозные культы и практики – 2 |
Введение в психиатрию – 3 |
Практика по PR-технологиям – 3 |
Практика по изучению опыта выдающихся пастырей XIX–XXI вв. – 2 |
Естественнонаучная апологетика и биоэтика – 2 |
Аддиктология – 2 |
|
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков – 3 |
Вызовы христианской вере в миссионерской перспективе – 4 |
Богословие семьи и семейная психотерапия – 2 |
|
Организация приходского служения мирян – 2 |
Библейский текст в современной пастырской и миссионерской практике – 2 |
Практика приобретения навыков индивидуальных бесед – 6 |
|
Проповедь Евангелия детям и христианское воспитание – 1 |
|||
Практика по изучению святоотеческих принципов катехизации – 2 |
|||
Практика работы в библейских кружках – 2 |
|||
Религиозная философия – 1 |
Обобщенно соотношение изменений по затратам учебного времени можно представить на таком графике.
Что мы видим? Радикальное изменение претерпел раздел дисциплин, обозначенный как «Церковное пастырство», включающий в себя изучение Священного Писания в пастырском аспекте, освоение святоотеческого аскетического и пастырского наследия – это фундамент православного пастырского служения. Он уменьшился в 1,7 раза.
За счет этого более чем в 2,5 раза увеличилось преподавание психологических дисциплин и в 1,6 раза – дисциплин, относящихся к медиасфере. Изменения в объеме миссионерских занятий произошли незначительные. В новой программе объем учебной нагрузки на изучение пастырства и психологии практически совпадает.
После изучения этих данных невероятно странными выглядят следующие рассуждения уважаемых отца Павла и отца Стефана: «Количество ориентированных на пастырскую подготовку дисциплин. В новой программе их 18, количество осталось таким же, как и в прежнем учебном плане, а вот если считать в часах – отведенное на них время существенно увеличилось». Как они насчитали 18 пастырских дисциплин?
Как же авторы смогли насчитать 18 пастырских дисциплин?
Это интересный вопрос, ответ на который покрыт тайной. Скорее всего сюда включили нечто из психологического и миссионерского блока. Но гораздо важнее выяснить другое: каким образом уважаемые авторы увидели в новой программе увеличение учебного времени на изучение пастырства, если оно уменьшилось в 1,7 раза?
Следующая не подтверждаемая фактами фраза уважаемых отца Павла и отца Стефана: «Все дисциплины, которые связаны с медиа, имеют меньше часов, чем одна (sic!) дисциплина, которая связана с методикой и практикой пастырского душепопечения». Группа медиа-дисциплин составляет 11 ЗЕТ. В новом учебном плане нет ни одного пастырского предмета крупнее 5 ЗЕТ. Дисциплины, «которая связана с методикой и практикой пастырского душепопечения», в новой программе нет. Если же уважаемые авторы имеют в виду дисциплину из программы 2015 года, то такое сопоставление столь же абсурдно, как сравнение живой собаки и мертвого льва.
Еще одна причина для изумления: «Так же обстоят дела и с психологическими дисциплинами, на которые в совокупности выделено время лишь немногим больше, чем на одну дисциплину, связанную с миссионерским ответом на вызовы современности». Психологические дисциплины в новой программе составляют 23 ЗЕТ. Предмет «Вызовы христианской вере в миссионерской перспективе» – 4 ЗЕТ. Трудно понять математические представления уважаемых отца Павла и отца Стефана, в рамках которых различие показаний почти в 6 (sic!) раз считается «лишь немногим больше».
Утверждение уважаемых авторов, что «одна психологическая практика» будет проходить с участием отца Вадима, не соответствует действительности, так как, согласно новой программе, ни одну из них он не проводит, что полностью подтверждается соответствующей документацией.
2. Рождение Сретенской магистратуры. Так ли всё было?
После прочтения статьи уважаемых отца Павла и отца Стефана, к сожалению, приходится признать, что с «историей и матчастью» у них также большие проблемы. Перед своими читателями они разворачивают яркую картину мучительного зарождения магистратуры в Сретенской семинарии в 2015 году, где руководство мечется в поисках правильного решения. Простите, но данное описание имеет отношение к действительности не больше, чем килька в томатном соусе к созвездию Рыб. Впрочем, это не удивительно, поскольку оба уважаемых автора в Сретенской семинарии до недавнего времени если и были, то только как экскурсанты. А что же было на самом деле?
В Сретенской семинарии не было растерянности и непонимания относительно того, как меняется духовное образование в связи с переходом на Болонскую систему, поскольку к 2015 году у нее уже был накоплен опыт в реализации программ и уровня бакалавриата, и уровня магистратуры.
К 2015 году в Сретенской семинарии уже был накоплен опыт в реализации программ и уровня бакалавриата, и уровня магистратуры
Еще в 2010 году, когда Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском совещании обозначил переход духовного образования на трехуровневую систему: бакалавриат – магистратура – аспирантура, в Сретенской духовной семинарии началась соответствующая работа.
Так, осенью 2010 года руководством семинарии вместе с профессором Л.И. Маршевой, имевшей большой научно-методический опыт, была начата подготовка учебного плана бакалавриата Сретенской духовной семинарии. К марту 2011 года, когда на заседании Священного Синода была одобрена концепция реформирования духовного образования, которая касалась в том числе введения в духовных семинариях бакалавриата и магистратуры, у Сретенской духовной семинарии уже имелись необходимые нормативные и методические разработки. Летом 2011 года в семинарии был осуществлен первый набор на бакалаврскую программу, а в 2015 году уже состоялся первый выпуск бакалавриата и одновременно последний выпуск специалитета (2010–2015 гг. обучения). То есть семинарией к 2015 году был полностью пройден этап введения системы четырехлетнего бакалавриата.
Когда в 2014–2015 годах Учебным комитетом Русской Православной Церкви велась работа над созданием примерного учебного плана по направлению подготовки «Теология» (для бакалавриата), в рабочую группу от Сретенской духовной семинарии вошла профессор Л.И. Маршева. В основной своей части единый учебный план для духовных семинарий, принятый и утвержденный Высшим Церковным советом и Священным Синодом в 2015 году, учитывал наработки Сретенской духовной семинарии.
Свое обоснование имело и решение о приеме обучающихся сразу на первый курс – без подготовительного отделения. Это было обусловлено высоким уровнем подготовки большинства поступающих, многие из которых уже имели высшее образование, опыт церковной жизни и церковного служения. Важно, что это соответствовало сказанному Святейшим Патриархом Кириллом, который отмечал: «Для тех поступающих в семинарию, которые еще плохо разбираются в основах православного вероучения или в недостаточной мере владеют общеобразовательными навыками, вводится подготовительный курс, на котором будут преподаваться такие предметы, как катехизис, библейская история, русский язык и некоторые другие начальные знания, которые необходимы для успешного освоения семинарской программы»[4].
Не являлась новой к 2015 году для Сретенской духовной семинарии и реализация магистерских программ. В 2015 году состоялся уже второй выпуск магистратуры (2013–2015 гг. обучения), то есть к этому времени семинарией был уже дважды осуществлен полный курс обучения студентов в магистратуре (2012–2014, 2013–2015 гг. обучения, магистерские программы «Пастырское богословие» и «Церковная история»). Поэтому к 2015 году у семинарии был уже накоплен опыт, сложилось ясное представление о специфике соотношения учебных планов и самих принципов подхода к формированию бакалаврской и магистерской образовательных программ. Важно еще раз подчеркнуть, к 2015 году в семинарии уже реализовывались образовательные программы трех уровней: бакалавриат, специалитет, магистратура.
Качество ведения образовательной деятельности было проверено в ходе инспекционной проверки Учебного комитета 5–6 февраля 2015 года, которой был засвидетельствован высокий уровень образования в Сретенской духовной семинарии на программах бакалавриата, специалитета и магистратуры. Приведем некоторые выдержки:
- «В Сретенской духовной семинарии отмечены стабильный контингент обучающихся и высокая наполняемость учебных групп»;
- «В Сретенской духовной семинарии в 2014/2015 учебном году реализуются 4 образовательные программы высшего образования: ООП ВО подготовки специалиста в области православного богословия (специалист), ООП по направлению подготовки 48.03.01 Теология (бакалавр), ООП по направлению подготовки 48.04.01 Теология, профиль “Пастырское богословие” (магистр), ООП по направлению подготовки 48.04.01 Теология, профиль “Церковная история” (магистр)»;
- «Учебные планы подготовки бакалавра, магистра разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата), 48.04.01 Теология (уровень магистратуры)»;
- «Учебные планы утверждены председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископом Верейским Евгением»;
- «В семинарии организована научная работа… комиссией отмечена высокая публикационная активность студентов и преподавателей, а также высокое качество выпускных бакалаврских и магистерских работ»;
- «Подтверждением качественной организации учебного процесса являются высокие баллы тестирования выпускников, проведенного в ходе инспекционной проверки (общий результат – 4,0)»;
- «Реализация образовательных программ обеспечена качественным профессорско-преподавательским составом»;
- «Отмечена положительная динамика в развитии Сретенской духовной семинарии».
Именно опыт уже имевшихся магистратур учитывался при создании новых магистерских программ в 2015 году: была открыта содержательно новая программа «Пастырское богословие», изменен подход к исследованию церковной и гражданской истории в программе «Христианское учение о государстве и обществе», выделена отдельная программа богословско-филологической направленности «Церковнославянский язык: история и современность». При этом в учебных планах всех магистерских программ были общие предметы, связанные с расширением сферы основных знаний студентов по вопросам изучения Священного Писания и святоотеческого наследия, культуры и истории.
Более того, ректором семинарии архимандритом Тихоном (Шевкуновым) специально подчеркивалось, что магистратура – это «не та же самая семинария, только по второму разу». Чтобы избежать этого и возник замысел «строить обучение иного формата, с тем чтобы не просто давать студентам “корочку” об образовании и делать их авторами диссертации, которую прочтут в лучшем случае сам автор, отчасти научный руководитель и по диагонали – рецензент. Задача двухгодичной работы в магистратуре – реально помочь в пастырском служении и принести пользу Церкви». Выпускники семинарии, поступая в магистратуру, должны были уже достаточно ясно представлять тему своего исследования. Конечно, «в дальнейшем тема может быть скорректирована, но направление должно быть ясно», при этом «это должно быть исследование, что называется, с “выходом в практику”»[5].
На основании данных фактов очевидно, что замечание уважаемых отца Павла и отца Стефана о «смутном представлении у большинства участников духовного образования, чем станет в реальности новая ступень – магистратура», применительно к Сретенской духовной семинарии абсолютно некорректно. Напротив, было ясное понимание результатов обучения на бакалавриате и видение преемственности этих результатов для программ магистратуры.
В июле 2017 года Сретенская духовная семинария в числе первых прошла аккредитацию магистерских программ по направлению подготовки «Теология» (уже позднее были аккредитованы магистратуры МДА – июль 2018 года, СПбДА – октябрь 2018 года).
Такова подлинная «история и матчасть» по данному вопросу.
3. Для чего нужна пастырская магистратура?
В разделе о формировании пастырского отделения магистратуры в Сретенской семинарии оторванность от реальности и необоснованность высказываний уважаемых отца Павла и отца Стефана переходит на новый уровень.
Они утверждают: якобы в понимании руководства Сретенской семинарии и отца Вадима пастырская магистратура – это «“распухший на 2 года” бакалавриат», а значит, они не осознают, что у них нет понимания, что магистратура – «качественно иной уровень, специального образования». Трудно даже предположить, что послужило основанием для подобных фантазий. Уважаемые авторы не ссылаются ни на один источник. Мы уже приводили выше слова тогдашнего ректора архимандрита Тихона, сказанные им на первом этапе, что магистратура – это «не та же самая семинария, только по второму разу». Этого было бы уже достаточно, чтобы опровергнуть миф уважаемых авторов. Но мы пойдем дальше и покажем, что же было на самом деле.
В данном вопросе руководство Сретенской семинарии строго опиралось на конкретные церковные документы. В соответствии с материалами Архиерейского Собора 2011 года в Сретенской семинарии бакалавриат – это «базовый уровень для подготовки священнослужителей», на этом уровне усиленно преподаются «предметы пастырской направленности»[6]. Магистратура предназначена «для тех, кто способен и имеет желание заниматься научной деятельностью, преподавать богословские дисциплины, осуществлять специальное служение в епархиях или центральных церковных учреждениях»[7].
Прежде всего при создании учебного плана бакалавриата в 2010–2011 гг. (при переходе от пятилетнего специалитета к четырехлетнему бакалавриату) в семинарии для обеспечения качественной и максимально полной подготовки к пастырскому служению на уровне бакалавриата постарались предельно бережно отнестись к содержанию предыдущей программы специалитета.
Вместе с основными дисциплинами была сохранена нагрузка и по важным дисциплинам пастырской направленности. Кроме того, в учебный план бакалавриата были введены такие пастырские предметы, как «Введение в специальность: святоотеческое учение о спасении», «Диаконское служение», «Пастырская психиатрия», «Пропедевтика пастырского богословия», «Пастырское богословие: практический опыт выдающихся пастырей», «Пастырский опыт современных священнослужителей: христианская семья». Полноценное освоение перечисленных курсов вполне достаточно для формирования пастыря и последующего рукоположения.
При этом предложенные дисциплины обеспечивают преемственность для программы магистратуры, предметы которой были направлены на исследование новых направлений церковной жизни на основе знаний, полученных на бакалавриате. В рамках такого преемства бакалавриата и магистратуры в Сретенской духовной семинарии и существовали действующие в настоящее время магистерские программы «Пастырское богословие» и «Церковнославянский язык: история и современность». Как и определяют основополагающие документы в сфере высшего, в том числе высшего духовного, образования, на основе базовой подготовки пастыря в бакалавриате происходило углубление и специализация на программах магистратуры. Такое образование было направлено на «подготовку священнослужителей, способных реагировать на вызовы современного общества в соответствии с Преданием Церкви, вести активную миссионерскую работу в самых разных слоях населения».
Для этого был разработан учебный план магистратуры, основу которого составляли специальные пастырские предметы, которые ориентировали студентов на изучение святоотеческого наследия и православного опыта пастырства, прививали магистрантам навыки проведения миссионерской, катехизической и просветительской работы в разных сферах общества. Значительное внимание уделялось изучению миссионерского потенциала искусства, культуры и истории.
Другими словами, если на уровне бакалавриата шла подготовка приходских священнослужителей, на уровне магистратуры пастырство являлось объектом научно-богословского исследования и развития – не столько за счет изучения новых дисциплин, сколько путем детальных разработок индивидуальных магистерских работ.
(Окончание следует.)
Протоиерей Вадим Леонов,
кандидат богословия, доцент Сретенской духовной семинарии;
Иеромонах Иоанн (Лудищев),
проректор Сретенской духовной семинарии с 2005 по 2018 гг
[2] Великанов В., прот., Домусчи С., свящ. Православное пастырство – это живая традиция // https://pravoslavie.ru/131732.html.
[3] Содержание учебного плана новой магистерской программы анализируется по его состоянию на 29 мая 2020 года.
[4] Архиерейский Собор 2 февраля 2011 г.
[5] https://pravoslavie.ru/79993.html.
[6] http://www.patriarchia.ru/db/text/1399528.html.
[7] http://www.patriarchia.ru/db/text/1399528.html.
Источник: Православие.Ru