В фонде Московской духовной консистории сохранилось дело о построении в обители придела Сретения Господня[1].
Вдовым попом Сретенского монастыря Василием Васильевым 11 декабря 1759 года было подано прошение в Московскую духовную консисторию митрополиту Тимофею Московскому и Севскому о позволении по обещанию построить в монастыре придел Сретения Господня.
Он писал: «В Сретенском монастыре имеется церковь Божия во имя преподобной Марии Египетской, в которой я желаю для душевного своего спасения из своего иждивения построить придел во имя Сретения Господня. В этой церкви для построения придела удобное место имеется, а игумен монастыря Аарон с братиею со строением придела согласны и препятствия никакого чинить не будут, в чем для уверения под этим прошением и подписываются. Только они без благословения Вашего преосвященства и без данного от духовной Вашего преосвященства консистории позволительного указа того учинить опасны.Того ради Вашего высокопреосвященства всепокорно прошу мое прошение милостивно принять и, по построении объявленного придела во имя Сретения Господня в церкви Марии Египетской, дать дозволение о его освящении»[2].
В Московской духовной консистории 14 декабря 1759 года было решено послать в ней присутствующего иерея Иоанна Спасского и велеть в церкви преподобной Марии Египетской осмотреть, «имеется ли удобное место к построению придела и не будет ли от построения настоящей церкви темноты или утеснения, при этом же справиться, сколько в монастыре церквей и приделов имеется, все ли состоят в совершенном устроении, нет ли в них каких ветхостей и других к исправлению надобностей»[3].
Иерей Иоанн Спасский 20 декабря писал, что он в Сретенском монастыре был и церковь Марии Египетской осматривал. Он указывал: к построению в этой церкви придела Сретения Господня имеется удобное место по правую сторону, и от построения его настоящей церкви темноты и утеснения не будет. По его свидетельству, в обители были такие церкви: первая - Владимирской Пресвятой Богородицы, при которой по правую сторону имеется придел Рождества святого славного пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна, вторая - вышеписаная церковь Марии Египетской (в которой этого монастыря священник Василий Васильев прошением требует о строении упоминаемого придела), третья - великого святителя и чудотворца Николая; и во всех трех церквях и приделе ветхости не имеется, а находятся в совершенном устроении[4].
В протоколе Московской духовной консистории от 17 января 1760 года есть такая запись: «По мнению консистории о строении придела во имя Сретения Господня для вышеописанных резонов позволение дать надлежит, и то строение производить, по подобию прочих святых церквей, алтарем на восток, и престол устроить в указанную меру, честными иконами убрать, писанными по древнему Православной Церкви обычаю, а не с иностранных кунштов, и прочим церковным благолепием убрать и всеми потребностями, чтобы ни в чем недостатка не было, и когда этот придел построен и ко освящению все изготовлено будет и никакого недостатка ни в чем не явится, тогда оной и освятить на нововыданном освященном антиминсе позволить, и о том куда и о чем надлежит послать указы»[5]. Документ подписали: катедральный наместник иеромонах Рафаил; Иаков, протопресвитер Рожественский; Спасский иерей Иоанн. Соответствующие указы были переданы священнику Сретенского монастыря Василию Васильеву.
Неизвестно, в каком году был освящен придел Сретения Господня, но в описи 1772 года он значится уже благоустроенным[6].
Игумен Маркелл - настоятель Сретенского монастыря в 1761-1765 годы
Игумен Маркелл вступил в управление Сретенским монастырем 4 ноября 1761 года. Он происходил из Польской области, воеводства Полоцкого, из дворян[7]. До этого с 13 декабря 1759 года до 28 декабря 1760 года исполнял наместническую должность в Андроньевом монастыре[8].
Ко времени вступления его в должность был только построен в Сретенском монастыре придел во имя святителя Димитрия Ростовского (который был прославлен 22 апреля 1757 года) и готовился к освящению. Придел этот, по указанию многих источников, строился бригадиршей Параскевой Григорьевной Кариной[9].
Игумен Маркелл 11 ноября 1761 года освидетельствовал новопостроенный придел и писал преосвященному Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому, что придел во имя новоявленного святителя и чудотворца Димитрия в трапезе храма святителя и чудотворца Николая устроен и ко освящению готов[10].
Время управления Сретенским монастырем игуменом Маркеллом приходится на царствование императора Петра III и императрицы Екатерины II, при которой происходит церковно-имущественная реформа. 29 ноября 1762 года была учреждена Особая комиссия. Она должна была выяснить истинные доходы от церковных имений и соответственно этому подготовить учреждение «штатов», то есть жалованье из казны[11]. Церковные вотчины и монастыри описывались посылаемыми комиссией служащими в армейских полках обер-офицерами из дворян[12].
В апреле 1763 года лейб-гвардии Семеновского полка капитаном-поручиком Лукианом Талызиным была произведена опись московского Сретенского монастыря.
Он указывал, что в монастыре соборных каменных церквей три, а в них престолов - шесть.
Подробно описывались два настоятельских корпуса. «В одном (новом) настоятельских каменных келий о двух апартаментах вверху две, внизу одна с сенями (длина с крыльцом 6 сажен с половиною, поперек 2 сажени 3/4 аршина).
В другом старинные настоятельские каменные кельи о двух апартаментах с сенями, пустые (в которых мера длины 9 сажен, ширины 3 сажени 9 вершков), в крайней ветхости от бывшего в 1737 году пожара, без крыши, а на другой стороне светелка деревянная, ветхая, мерою длины и ширины по 3 сажени. Под ней внизу одна жилая каменная келья.
За ними пустое место, где прежде была конюшня, а ныне каменная ограда длиною 5 сажен 2 вершка, поперек 3 сажени с половиной.
При этих кельях и пустом месте с воротами ограда обветшала.
Братских каменных келий шесть с сенями, погреб один, поварня одна (в которых мера длины 13 сажен 2 аршина, поперек 4 сажени 1 аршин с четвертью).
В стороне внутрь монастыря к ограде построена вновь конюшня и сарай деревянные (длиною 7 сажен, поперек 2 сажени 1 аршин). При этом сарае построен повет (помещение для хранения хозяйственных принадлежностей, скотского корма. - Ред.) длины 7 сажен.
Игуменом Маркеллом для починки ветхостей был заготовлен материал.
В описи указано: кирпича старого и нового - 42 тысячи, извести круговой - 139 бочек, тесу - 738 тесин, досок столярных и на полы - 92, дубов - 240, слегов - 63.
По передней стене по большой улице от святых ворот и колокольни каменной ограды длины 30 сажен. В том числе ветхой 8 сажен, на упалом месте загорожено забором 4 сажени 3 аршина 3 четверти.
На другую сторону к валу Белого города длина ограды 23 сажени, в том числе ветхой 11 сажен.
В третью сторону от огорода монастырского к братским кельям ограда длиною 19 сажен.
При монастыре - монастырский огород, на котором родится капуста и прочие овощи единственно для употребления монастырского (длиною 35 сажен). Поперек - в одном конце 8 сажен, а в другом конце - острог Московской духовной консистории, который на том же монастырском огороде построен (длины 9 сажен с четвертью, поперек 4 сажени с тремя четвертями).
По другую сторону монастыря к валу Белого города от того же острога длины 25 сажен.
Погреб в обоих концах по 10 сажен.
Около этого огорода разных чинов чужой ограды со строением 76 сажени 2 аршина.
Наемный постоялый двор при монастыре на монастырской земле (в наймах дает в год по 20 рублей).
На большой улице при кельях настоятеля с крыльцом деревянным - часовня, в которой образ Владимирской Пресвятой Богородицы, венцы серебряные вызолочены, ожерелье с блесками и разноцветными простыми камнями.
На правой стороне великомученицы Екатерины, вверху Спасов образ, на них венцы серебряные.
На левой стороне архидиакона Стефана, венец серебряный; Николая Чудотворца, венец, корона, гривенка медные вызолочены, по сторонам вверху два венца серебряные, вызолочены; Владимирской Пресвятой Богородицы, венец, гривенка шиты серебром по алой тафте с блесками; Иоанна Воинственника с блесками.
В монастыре против древнего установления надлежит быть настоятелем - игумен один, монахов и бельцов 31 человек, а ныне на лицо:
- игумен один из Польской области, воеводства Полоцкого, из дворян;
- иеромонахов два: один из великороссиян, а другой из малороссиян;
- иеродиакон один: из великороссиян;
- монахов два: из великороссиан.
Итого: с игуменом шесть человек.
Бельцов: пономарей три из великороссиян.
Вне монастыря жительствующие: белые священники из великороссиян, произведены в оный монастырь для священнослужения по прошению прежде бывшим игуменом, имеют ставленые грамоты; священников четыре, диакон один. Итого: восемь человек.
Они все содержатся с жалованья за бывшую при монастыре вотчину, которая приписана к Коломенскому дворцовому селу: в год денежного из Штатс-конторы 11 рублей 50 копеек; хлебного жалованья из Главной дворцовой канцелярии малое число.
Со вступления сего игумена 4 ноября 1761 года прежних никаких записей не найдено, и монастырь и ризница с утварью без описи больше 40 лет состоял.
По запискам пономарей от 4 ноября 1762 года с часовни, что при монастыре, кошельковых, свечных и с постоялого двора в сборе имелось 214 рублей 83 копейки. Из указанного сбора употреблено:
- на церковные свечи, ладан, просфоры, масло деревянное, уголья, дрова, починки в церквях и ризнице - 135 рублей 38 копеек с четвертью;
- нанятым четырем работникам для караула церкви, монастыря, огорода и чистки мостовой с прочими поденщиками - 49 рублей 28 копеек;
- в исправление игуменом должности против прочих вотчинных монастырей по нарядам для содержания одной лошади с коляскою, санями с нарядом и в получение овса и сена по запискам - 45 рублей 34 копейки.
Кроме вписанных сборов, никаких других доходов в монастыре нет, и за их отсутствием и от немалого времени монастырь состоит в крайней ветхости и разорении, а за производимым самонужнейшим жалованьем игумен с монашествующими, священно- и церковнослужителями питаются с прошения милостыни и претерпевают во всем нужду.
В описи указывается также о Кресте Животворящем в большом киоте за стеклом, сделанном купцом Шумаевым, который в мае 1760 года определением Сенатской конторы поставлен»[13].
В 1764 году при учреждении монастырских штатов Сретенский монастырь сделан заштатным семибратским, то есть на семь человек монахов (монастырская братия по штатам) и оставлен на содержании из собственных доходов[14]. Но судьба заштатных монастырей нередко приводила к последующим их преобразованиям.
В Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи от 15 марта 1764 года за № 171 сохранилось постановление, в котором планировалось освобождение от монашествующей братии московского, что у Сретенских ворот, Сретенского мужского монастыря, который как безвотчинный был назначен комиссией к упразднению. В нем планировалось разместить учеников Московской гарнизонной школы близ Варварских ворот. Сретенский монастырь, с надлежащей описью, планировалось передать Военной коллегии. Если «тех школьников в монастыре поместить будет не можно», велелось отдать и другой, состоящий поблизости к Сретенскому Варсонофиевский монастырь или же из безвотчинных монастырей Москвы, которые в учиненные комиссией штаты не вошли: Новинский, Андреевский, Моисеевский[15].
Игуменом Маркеллом за время его настоятельства были сделаны облачение на престол, новая катапетазма у царских врат и горнее седалище в алтаре соборного храма. Он также поправил иконостас в приделе Рождества святого Иоанна Предтечи, который сильно пострадал из-за течи кровли в предшествующие годы[16].
Из сохранившихся сведений о настоятеле известно, что игумен Маркелл имел серебряную медаль в честь коронации императрицы Екатерины II[17], периодически участвовал в описи имущества Успенского собора. Он писал 25 апреля 1765 года, что был при описи в 1764 году, «теперь же Сретенский монастырь остался в заштатных на своем содержании, а в Московской епархии и в Москве имеются монастыри штатные, в которых лошади, коляски и люди казенные по штату положены, и игумены их (указаны монастыри Богоявленский, Крестовоздвиженский, Угрешский. - Ред.) ни в каких должностях не состоят», и просил Синодальную контору уволить его «по несносности» от описи Успенского собора. Синодальная контора 2 мая 1765 года его уволила[18].
Из братии монастыря в этот период упоминаются иеромонах Сильвестр[19], иеродиакон Паисий († 26 октября 1764 г.)[20].
В мае 1765 года Московская духовная консистория опечатывала денежные кружки в Сретенском монастыре для передачи новому настоятелю архимандриту Антонию[21].
Игумен Маркелл 5 мая 1765 года передавал Сретенский монастырь в управление настоятелю Андреевского монастыря архимандриту Антонию (Горскому), а сам просился на увольнение в Белорусскую епархию[22].
Архимандрит Антоний (Горский) - настоятель Сретенского монастыря в 1765- 1767 годы
Об архимандрите Антонии (Горском) сохранилось немного сведений. В книге П. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» указывается, что он был настоятелем Андреевского монастыря в 1763-1764 годы[23]. По состоявшимся в 1764 году штатам Андреевский монастырь был упразднен и отдан Московскому градскому обществу на устроение там богадельни[24]. В апреле 1765 года архимандрит Антоний (Горский) находился еще в Андреевском монастыре, и 21 апреля сослужил литургию в Успенском соборе Московского Кремля[25].
Игумен Маркелл 5 мая 1765 года передавал Сретенский монастырь в управление настоятелю Андреевского монастыря архимандриту Антонию (Горскому)[26]. По принятии монастыря по описи оказалось, что отсутствует аналойный образ Спаса Нерукотворного, на котором венец, поля и гривенка чеканной работы, с позолотою, а на венце и гривенке четыре финисы да три бирюзы (ценою 40 рублей). За этот образ указанные деньги (40 рублей) с игумена Маркелла были взысканы в консисторию и отосланы к настоятелю архимандриту Антонию с предписанием, чтобы они были записаны в приходные книги и употреблены на украшение ризницы и утвари церковной. Впоследствии образ был найден, и бывший игумен Маркел просил вернуть ему взятые деньги[27].
Настоятели московских монастырей тогда периодически несли череду священнослужения в Успенском и других соборах Кремля и участвовали в разных церковных процессиях.
В реестре, составленном в Московской синодальной конторе за 1766 год, было предписано архимандриту Сретенского монастыря Антонию исполнять череду с 28 мая по 4 июня, с 6 августа по 13 октября, с 15 по 22 декабря, с 24 по 31 марта 1767 года, с 4 по 11 марта, с 29 по 31[28]. Другие сведения о нем неизвестны.
Указом Святейшего Синода 17 июля 1767 года строителем Сретенского монастыря был назначен Златоустовский казначей иеромонах Антоний (Протопопов)[29].
Игумен Антоний (Протопопов) - настоятель Сретенского монастыря в 1767-1770 годы
Антоний Протопопов (в миру Андрей Козмич) - сын служки Никитского Переславль-Залесского монастыря. В монашество пострижен 23 мая 1741 года в возрасте 34 лет. Посвящен в иеродиакона 24 августа 1743 года, а затем 29 июня рукоположен в иеромонаха преосвященным Иосифом, архиепископом Грузинским. В октябре 1743 года перемещен из Никитского в Златоустовский монастырь.
Указом Святейшего Синода 17 июля 1767 года строителем Сретенского монастыря и членом Московской консистории назначен Златоустовский казначей иеромонах Антоний, «человек жития честного и в монашестве слишком через двадцать лет беспорочно обращающийся»[30]. С января 1770 года - игумен.
Сохранилась ведомость монашествующих Сретенского монастыря на начало 1770 года, в которой числились: игумен Антоний, иеромонах Сильвестр, иеродиакон Лаврентий, монах Паисий, и монах Елезвой[31].
Игумен Антоний 9 марта 1769 года подавал рапорт в Московскую духовную консисторию о бежавшем иеромонахе Иосифе (47 лет). Он был из вдовых священников, монашеский постриг принял в Угрешском монастыре. Затем состоял в братствах Саровской пустыни, тамбовского Трегуляева Предтечева монастыря, Екатерининской пустыни. Около 1766-1767 года за неимением иеромонахов определен в число братства Сретенского монастыря. Беглец был пойман и отправлен в октябре 1769 года в Екатерининскую пустынь, что в Ермолинской роще[32].
11 мая 1770 года игумен Антоний переведен в Николаевский Угрешский монастырь с оставлением в должности члена консистории.
11 марта 1771 года он определен настоятелем в Златоустов монастырь, но и после этого имел надзор за Угрешским монастырем. На него же было возложено 17 марта управление Перервинским монастырем[33], в который была переведена и братия Угрешского монастыря, обращенного по случаю моровой язвы в лазарет.
7 апреля 1771 года он почувствовал лихорадку, а затем припадки водяной болезни, от которой и скончался 2 сентября, в 6 часу пополудни. После него остался серебряный ковчег, в котором хранились, кроме святых мощей (четыре частицы) неизвестных угодников, две части ризы Господней. Этот ковчег завещан был игуменом своему родному брату - чиновнику Семену Козмичу Протопопову. Тело его было погребено в Андрониковом монастыре[34].
Игумен Гедеон - настоятель Сретенского монастыря в 1770 году
О нем сохранилось немного сведений. Родом он был из малороссиян. С 1763 по 1768 год был настоятелем Угрешского монастыря. 4 декабря 1768 года по указу преосвященного Амвросия отрешен от должности[35]. В 1770 году назначен в Сретенский монастырь[36].
Чума 1771 года
Страшным событием в эти годы стала эпидемия чумы, охватившая Москву в 1771 году. С 1768 года Россия вела войну с Турцией. Вступившим в Молдавию русским войскам пришлось действовать в местностях, охваченных чумою, и в конце 1769 года ее жертвою сделался отряд, расположенный в Галаце. Болезнь быстро охватила Подолию и Украину. В августе 1770 года чума свирепствовала в Киеве, Чернигове, Козельце и других малороссийских городах, проникла в Севск и Брянск. Попытка защитить Москву от эпидемии устройством ряда санитарных застав со стороны Украины в уездных городах оказалась безуспешной. В декабре 1770 года заболело несколько служителей московского военного госпиталя на Введенских горах. В марте болезнь охватила рабочих Большого суконного двора за Москвой рекой, у Каменного моста. Суконный двор был закрыт, и все больные были переведены в быстро оборудованную «опасную» больницу в Николо- Угрешском монастыре. Очаги эпидемии были найдены и в других районах Москвы. Особые изоляционные помещения были открыты при монастырях: Покровском, Симонове и Данилове[37].
В марте 1771 года организация борьбы с эпидемией была поручена генерал-поручику Петру Дмитриевичу Еропкину. Он сформировал в 14 частях (позднее в 20), на которые тогда делилась Москва, санитарные отряды с лекарями и смотрителями. Больные отсылались в Угрешскую больницу. Умерших хоронили на специальных кладбищах за городскою чертой, которых было десять[38].
Безотрадную картину представлял город в августе-сентябре 1771 года. По воспоминаниям современников, жизнь в нем замерла, парализованная великим бедствием. Целые кварталы запустели, во множестве домов вымерло все их население, и они стояли заброшенные, с растворенными настежь дверями и воротами, опустошенные грабителями, появившимися тогда в большом количестве. Другие дома были покинуты обитателями, и особенно много было пустых барских особняков, которые охранялись только двумя-тремя дворовыми людьми. И, несмотря на такое запустение города, число жертв болезни было громадно: в сентябре умирало ежедневно 500-800 человек и более[39]. С апреля по декабрь 1771 года в Москве умерло 56 672 человека[40].
Чума 1771 года, сопровождавшаяся большою смертностью жителей Москвы, принесла много бедствий и для Московской Церкви. Болезнь похищала и пастырей Церкви, обязанных священным отеческим долгом и любовью напутствовать умирающих. От заболевавших чумою священно- и церковнослужителей заражались и священные предметы - церковные облачения и книги, бывшие в их употреблении. Случалось, при многих церквах вымирал даже и весь причет, и церкви оставались без службы Божией и даже без всякого присмотра.
Всех церквей было запечатано 75, а священников к концу октября 1771 года умерло до 106 человек[41]. В это время трагически погиб от взбунтовавшейся толпы архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский).
В Сретенском мужском монастыре вымерла вся братия, и остался лишь игумен Амвросий, который одновременно состоял в экономах Московского архиерейского дома и жил в кафедральном Чудовом монастыре[42]. Он писал в Московскую духовную консисторию 16 ноября 1771 года, что находящиеся в Сретенском монастыре монашествующие «иеромонахи Пахомий, Сильвестр, иеродиакон Лаврентий, монахи Паисий да Иларион в нынешнем 1771 году в разных числах все померли, и затем налицо никого не осталось, о чем сим рапортую»[43].
Игумен Амвросий просил рапортом, поданным в консисторию, чтобы к монастырю был приставлен караул[44].
И только с февраля 1772 года случаи заболевания в Москве практически прекратились, хотя карантинное оцепление сохранялось до декабря 1772 года[45].
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
______________________________________________________
[1] Центральный исторический архив г. Москвы (далее ЦИАМ). Ф. 203. Оп. 234. Д. 31. Л. 1-8.
[2] Там же. Л. 1.
[3] Там же. Л. 2.
[4] Там же. Л. 4.
[5] Там же. Л. 5-7.
[6] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 73. Л. 41.
[7] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 310. Л. 152-154.
[8] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 46. Л. 2.
[9] Максимович Л.М. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М., 1792. Ч. 3. С. 34.
[10] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 31. Л. 9.
[11] Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II. СПб., 1900. С. 126-130.
[12] Там же. С. 137.
[13] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 310. Л. 152-154.
[14] Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря. М., 1885. С. 15.
[15] Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1: 1762-1772 гг. СПб., 1910. С. 206.
[16] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 73. Л. 2, 38.
[17] Скворцов Н.А., протоиерей. Архив Московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 600-601.
[18] Там же. С. 44.
[19] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Д. 1954. Л. 1.
[20] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 46. Л. 8.
[21] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Д. 1954. Л. 1.
[22] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 72. Л. 3.
[23] Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. М., 2007. С. 246.
[24] Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии. М., 1811. С. 100.
[25] Скворцов Н.А., протоиерей. Архив Московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. С. 179-180.
[26] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 72. Л. 2.
[27] Там же. Л. 1-3.
[28] Скворцов Н.А., протоиерей. Архив Московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. С. 13.
[29] Григорий (Воинов), архимандрит. Историческое описание московского Златоустовского монастыря. М., 1914. С. 142.
[30] Там же.
[31] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 78. Л. 25.
[32] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 234. Д. 71. Л. 1-12.
[33] Перервинский игумен Афанасий, не представивший отчета в израсходовании монастырских денег, в наказание за это послан был для жительства в Чудов монастырь. С 28 ноября снова вступил в управление Перервой.
[34] Григорий (Воинов), архимандрит. Историческое описание московского Златоустовского монастыря. С. 51-52.
[35] Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря. М., 1872. С. 105.
[36] Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. С. 211.
[37] Нечаев В. Чума 1771 года в Москве. М., 1911. С. 8-13.
[38] Там же. С. 23.
[39] Там же. С. 30.
[40] Там же. С. 50-51.
[41] Московские церкви и духовенство во время моровой заразительной язвы 1771 года // Чтения Общества любителей духовного просвещения. 1890. Кн. 2. С. 2.
[42] Скворцов Н.А., протоиерей. Архив Московской Святейшего Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. C. 602.
[43] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Д. 1970. Л. 7.
[44] Московские церкви и духовенство во время моровой заразительной язвы 1771 года. С. 1-3.
[45] Нечаев В. Чума 1771 года в Москве. М., 1911. С. 50-51.