В Госдуму внесли законопроект о наказании чиновников за хамство. Он предусматривает для госслужащих штрафы от 40 до 100 тысяч и дисквалификацию до года за унижение чести и достоинства граждан. Авторы ссылаются на участившиеся случаи хамства, когда чиновники не служат людям, а упиваются своим величием. Дмитрий Лекух на конкретных примерах показывает, как мог бы работать закон.

Обсуждаемый законопроект о наказании чиновников за оскорбления граждан выглядит, на мой взгляд, пока сыроватым, но очень своевременным: бушующий сейчас по всему миру системный кризис просто не мог не коснуться и нашего управленческого сословия. По крайней мере на уровне его сознания. Ситуация становится уже просто безапелляционной и очевидной, ее просто необходимо сейчас купировать, по возможности формализовав в виде закона. Всех проблем это, безусловно, не решит. Но хотя бы в очевидных случаях убережет нервы граждан: когда есть какие-то нормы, все-таки проще не терять берегов.

Текущий кризис создает весьма причудливые ситуации в и без того, надо отдать должное, довольно замысловатой бытовой жизни нашего "управленческого сословия". Объяснения тому довольно просты: в период самоизоляции происходят определенные осложнения в пограничной (это медицинский термин, ничего личного) области психики, с которой в нормальных бытовых условиях люди вполне спокойно уживаются. А чиновники и топ-менеджеры вовсе не небожители, а нормальные живые организмы, и у них это тоже бывает.

Но и у человека весьма устойчивого психологически происходит определенное стирание грани между службой и бытовой сферой. Для данной поведенческой модели это вполне нормально. А то, что нормально звучит в бытовой ситуации "среди своих", при переходе в сферу служебную и публичную может повлечь за собой некоторые весьма неожиданные и серьезные последствия.

Вот самый нашумевший пример. На днях была со скандалом уволена со своего поста после размещения в социальной сети недоброго комментария об оказании помощи семьям с детьми исполняющая обязанности директора Центра молодежных инициатив администрации Энгельсского района Саратовской области Лидия Бузовчук.

Невелика, будем откровенны, размерами птица: да по мощам – и елей. Не в этом суть, тут другое гораздо интереснее: а кто, собственно говоря, столь нестандартно мыслящую и уже все-таки взрослую, судя по всему, особу, так безбожно за язык-то тянул? Даже и под псевдонимом. Ибо в социальной сети "ВКонтакте", конечно, девушка проходила как Лидия Прозорова, — да хоть Маша Гелендваген, но это насколько нужно быть человеком девственным, чтобы до сих пор веровать в "анонимность социальных сетей"?!

Раньше никогда ни денег за рождение детей не давали, никаких маткапиталов и жили как-то, не скулили, а сейчас рожающим все должны и обязаны. И чем больше получают, тем больше хочется! Лучше б пенсионерам помогли, которые всю жизнь налоги платили и работали, - написала Бузовчук под псевдонимом Лидия Прозорова.

При этом ничего такого сверхъестественного девушка, честно говоря, даже и не сказала. Ну да, вот такие вот у нее своеобычные взгляды: пока молодой — горбаться, милок, сам и не проси о помощи. А помощь лучше оказывать старикам. Точка зрения как минимум для "молодежного" чиновника предельно глупая и говорящая о полной профнепригодности в этой роли, но и не преступная ни разу: ее можно обсуждать. Я сейчас несколько о другом, поэтому пока просто продолжу рассматривать следующие иллюстрации.

Согласитесь, вице-мэр Новороссийска — фигура куда более серьезная, чем районный чиновник в Саратовской губернии. И дело тут даже не в громкости имени города и численности населения: Новороссийск — это прежде всего порт со стратегической перевалкой, в том числе и через нефтяные терминалы. Да и курировала Екатерина Демченко не какие-то "молодежные инициативы", а вещи серьезные и, можно сказать, принципиальные. А именно вопросы перспективного развития, архитектуры и градостроительства, имущественных и земельных отношений, экологии и муниципального контроля. Что называется, "ого": кто знаком с работой администраций такого уровня, тот сразу поймет, с кем по приезду в город-герой Новороссийск нужно сразу же начинать немедленно "дружить".

И вот в сети появляется видео, сделанное на турбазе в Абрау-Дюрсо, на котором среди отдыхающих на фоне шашлыка была замечена и искомая Екатерина Демченко. И все бы тут ничего, но в Краснодарском крае, в который территориально входит и Новороссийск, не самая простая ситуация с пандемией COVID-19. Режим самоизоляции в регионе был не так давно продлен краснодарским губернатором до 23 мая. Турбазы в Краснодарском крае так и вообще, даже ради таких уважаемых людей, работать вроде бы не должны. Как результат, в Instagram эта информация стала общедоступной, и начальство эдакую продвинутость, в свою очередь, оценило: уволена заместитель главы города Новороссийск мэром города Игорем Дьяченко была посредством все той же социальной сети Instagram. Такой вот кругооборот мэров, вице-мэров, инвесторов и Instagram в природе.

С точки зрения цифровизации, наверное, тоже результат… Но лучше всего, конечно, выступили, как всегда, на русском Севере: ой, неслучайно начальство уделяет региону такое внимание: народ там исключительно талантливый и изобретательный. И вот эту бы изобретательность да на обустройство Северного морского пути.

А то пока приходится ее, эту изобретательность, употреблять на попытку, чего уж там экивоками-то говорить, именно "отмазывать" своих постоянно вляпывающихся во что-нибудь подчиненных, как это попытался сделать глава администрации ЗАТО Александровск Семен Кауров. Который попытался оправдать поведение своих подчиненных выполнением служебного задания, а мог бы и просто обойтись знаменитой поморской поговоркой, согласно которой "время, проведенное на рыбалке, в зачет жизни не идет".

Беда тут, в общем, даже не в том, что его чиновники устроили морскую рыбалку, использовали для этих целей служебный катер, а также не надели жилеты и вообще не соблюдали дистанцию. Тоже мне, событие мирового масштаба. Проблема тут в другом: это каким же профнепригодным идиотом нужно быть, чтобы еще и похвастаться этим в интернете. Разместив в социальных сетях собственные фотографии на белом государственном катере с солидных размеров треской...

Тем не менее глава ЗАТО Александровск уперся: "Это была не морская прогулка, а выполнение служебного задания в свете моего распоряжения по контролю за организацией прибрежной ловли рыбы". И, кстати, это действительно возможно, если именно так и происходят "инспекции по контролю за организацией прибрежной ловли рыбы" в понимании главы ЗАТО Александровск. Вот всегда так делали: с блэкджеком и PR-помощницами. И что теперь, жизненный уклад поменять?! Бог ему, в общем-то, судья…

Что тут можно сказать: странными во всех этих трех историях выглядят решительно все участники, включая немедленно (и не очень понятно по какой статье) уволившее "провинившихся" начальство в Новороссийске и/или Саратовской губернии. Понятно, конечно, что наказывают "не за то, что воруют, а за то, что попадаются". Но уж не так откровенно подобное в мире делается, а то как-то выглядит … ну, совсем, извиняемся, не алле. И все это хоть и в разных регионах, но едва ли не в течение одной недели. Обострение у них, что ли? Скорее всего, да…

Проблема тут в том, что если есть такие вот замысловатые "обострения", значит, есть чему и обостряться, то есть и сама болезнь. И болезнь эта весьма застарелая, имеет математически точное наименование: качество региональных элит. И с ним, с этим качеством, данные иллюстрации сей факт только решительно подтверждают: у нас действительно не шибко чтоб хорошо.

Ведь дело не в том, что кому-то приспичило не вовремя шашлыка возжелать, в интернете неосторожно потрепаться или пару-тройку рыбин (не запрещенных, кстати, к любительскому вылову) зацепить на служебном катере с борта во время "инспекции". Мелкие чиновничьи глупости и шалости, если б не пандемия ковид-19, считай, ничто. А вот как из этих мелких, по сути, глупостей учинить скандалы воистину федерального уровня — тут да, тут нужен особый талант. Вот такой у нас "управленческий класс" получается в региональном срезе, если в собственном соку. Перемешать, но не взбалтывать.

И очень хорошо, что его сейчас в таком виде наблюдает не только непосредственное начальство, но и вся довольно тревожная из-за коронакризиса страна. Потому как времена у нас, кажется, настают по-настоящему непростые. И первое, что государству будет в кризис требоваться, — это качественное управление. И качественный управленческий аппарат. Это уже не пожелание, а стратегическая политическая задача.

Люди, выходя из самоизоляции, забыли дома в том числе и приличную часть головного мозга вкупе с естественным для любого вменяемого чиновника инстинктом самосохранения. Он, кризис, как и в других подобных историях, — всего лишь триггер, провоцирующий обстоятельства, в которых вся эта немыслимая красота решительно полезла на свет. В принципе, это даже в чем-то хорошие новости. Чтобы нашей стране банально просто выжить в надвигающуюся эпоху перманентных кризисов, задачу кадров надо как-то решать.