Ох, не хотел я ничего писать про протодиакона Андрея Кураева. Когда мне присылали ссылки на его записи в ЖЖ, где он меня или жену обливал грязью, я почти ничего не читал. Какой смысл? Всё равно не буду отвечать. Я для себя решил – если кто-то когда-то был по моему приглашению у меня в доме, я стараюсь не вступать в публичные пререкания. Должны же быть какие-то «красные линии»!
Впрочем, несколько раз я все-таки поминал его в своих эссе. Но это были случаи, когда надо было защитить кого-то (не себя!) от клеветы и откровенной лжи.
Один раз он в своей заметке «Как врет Вигилянский» придрался к моей фразе «Последняя массированная журналистская атака 2012 года на Церковь сопровождалась нападением на священников, рубкой икон, крестоповалами, сжиганием храмов». Я там не упоминал отца Андрея, хотя в прессе многие публицисты обвиняли именно его в подстрекательстве к противоправным действиям в отношении священников и храмов, прокатившимся в стране в 2012-2014 годах.
Про мое «вранье» он написал, что крест спилили только один раз в Киеве, иконы рубил только один псих в Устюге, нападений на священников было два. Я посчитал, что отмалчиваться в этой ситуации было бы предательством в отношении погибших и искалеченных священнослужителей, сожженных храмов и поваленных крестов. Я привел документированные факты о 3 убитых священнослужителях и 12 раненых, о 15 случаях крестоповалов, о 14 поджогах храмов и часовен. И это только в России (об Украине это отдельный разговор). Когда я опубликовал этот скорбный список в ФБ, комментаторы прибавили к нему еще не менее десятка подобных фактов.
А вот недавно он опять помянул меня в своей заметке «Как отец Вигилянский на личного водителя зарабатывает». Он цитирует мой пост, в котором я написал о моем водителе-волонтере, не сумевшем получить пропуск от московских властей, поскольку является пенсионером и не числится в штате храма. Автору показалось, что это красноречивый компромат против меня: ну, как же – поп печется о своем водителе!
А я вспоминаю, что именно таким волонтером-водителем была когда-то, лет 20 тому назад, моя жена, которая множество раз возила диакона на своем «Москвиче» по любой его просьбе – и даже встречала и провожала его в аэропортах. Делала она это, конечно, по дружбе, поскольку понимала все трудности миссионера.
Вспоминаю я и такой случай. Во времена взаимной дружбы как-то отец Андрей позвонил, чтобы поздравить меня на Владимир день. Я пригласил его на дружескую пирушку в Переделкино. Он сказал, что очень бы хотел приехать, но на обычном транспорте ему трудно, а на такси нет денег. Я был удивлен, поскольку он хвастался, что тогда у него издавалось не менее десятка книг в год, но сказал ему: «Ничего, отец, бери такси – мы оплатим». Он приехал, я расплатился с таксистом. На обратную дорогу он также попросил денежку...
Я точно знаю, когда появилась трещина в наших отношениях. В 2009 году у него вышел учебник по миссиологии. Он подарил его мне с дружеской подписью. Я его поблагодарил, но спросил: «Отец Андрей, надеюсь, вы, наконец, написали здесь, что целью миссиологии является вовлечение человека в Евхаристию?» Он ничего не ответил. Потом я с интересом пролистал 500-страничную книгу – ни одного упоминания о Евхаристии…
Познавший благодать Покаяния и Евхаристии, должен помнить, что у него есть шанс на спасение. А мы всегда можем помочь ему своей молитвой.
1. Миссионер идёт в атаку