«Если совместить повествования о рождении Иисуса Христа, изложенное двумя евангелистами — Матфеем и Лукой, то оно займет не больше одной страницы. Что мы узнаем? Престарелый Иосиф вместе со своей беременной молодой женой Марией отправились в путь из Назарета в Вифлеем, чтобы поучаствовать в переписи населения. В гостиницах Вифлеема места не оказалось, поэтому им пришлось приютиться на ночь в хлеву. Начались роды, и Дева Мария родила Младенца», - пишет в статье «Великая радость» публицист, литературный критик, настоятель храма Святой Мученицы Татианы при МГУ, протоиерей Владимир Вигилянский. Статья опубликована на сайте газеты «Известия».
«Одними из первых об этом узнали пастухи, которым недалеко от этого места явился Ангел Господень, возвестивший пастухам радостную весть о рождении Христа Спасителя. Вместе с Ангелом явилось "многочисленное воинство небесное", которое славило Бога. Кроме этого, о рождении Богомладенца узнали восточные волхвы — мудрецы, звездочеты, увидевшие звезду на небосклоне и отправившиеся в путь поклониться Царю Иудейскому и принести Ему дары: золото, ладан и смирну. Царь Ирод, правивший в то время в Иерусалиме, обманным путем выведал у волхвов, где находится Младенец, и велел убить всех родившихся мальчиков в Вифлееме. Ангел Господень узнал о коварных планах царя Ирода и велел, явившись во сне Иосифу, взять свою семью и бежать в Египет, пока в Израиле правит Ирод. Этот сюжет, полный драматизма, вдохновил тысячи знаменитых художников и поэтов самых разных стран и самых разных эпох для создания своих гениальных икон, картин и литературных произведений», - пишет священник.
«Каждая деталь этого рассказа породила со временем множество смыслов, а все нюансы обрели символическое значение. Например, звезда на верхушке новогодней елки — это память о Вифлеемской звезде, явившейся волхвам. Дары, принесенные Богомладенцу восточными звездочетами, имеют символический смысл: золото было подарено Младенцу Христу как Царю, ладан — как Богу, а смирна — вещество из смолы, применявшееся при бальзамировании тел на похоронах, — как Сыну Человеческому, которому были предсказаны многие страдания, позорная смерть на кресте и погребение. В память о дарах волхвов — рождественские подарки, которые кладут детям под елку. Волхвы в течение веков превратились в Санта-Клауса (святого Николая), а потом и в Деда Мороза. Рождественские песни — например, наши колядки — напоминают нам о хоре ангелов, славивших Христа Спасителя», - говорится в статье.
«Тем не менее, - пишет о. Владимир, - главным содержанием и главным смыслом евангельского рассказа о Рождестве Христовом является то, что сказал Ангел Господень пастухам: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь". Здесь многое обращает на себя внимание: и "не бойтесь", и "великая радость", и "всем людям"».
«Призыв не бояться звучит очень современно во все времена. Страх — одна из самых важных эмоций человека, постоянно опасающегося угроз своему благополучию: люди боятся ограничения свободы, а также бедности, нищеты, голода, безработицы, бездомности, одиночества; стихийных бедствий, катастроф, наконец, болезней и смерти — и собственной, и своих близких. Различные фобии, тревоги, панические состояния сопровождают человеческую жизнь. Люди жаждут любви и защиты. Явившийся пастухам Ангел Господень объявил, что родился тот, кто спасет человечество. Установление прочной связи человека с Богом, осуществляемой любовью, и является победой над страхами. Это и есть источник великой радости для всех людей», - говорится в публикации.
«Каждая душа — верующая и неверующая — жаждет любви нелицемерной, являющейся самым важным источником радости, но в жизни нашей действует неумолимый закон: если ты не любишь сам, то ты и не получаешь любви. Оказывается, чтобы быть любимым и пребывать в радости, надо самому что-то сделать, попутно освободив себя от пут сиротства, уныния, вражды, самолюбия, зависти, одиночества, суеты житейской, поедающей человеческую душу и драгоценное время жизни. Праздник Рождества Христова напоминает всем нам об этой, казалось бы, простой истине: обратись всем сердцем своим к Спасителю и познай, что воистину Бог есть любовь», - заключил протоиерей Владимир Вигилянский.