Русская община Калининградской области попросит Госдуму принять закон о частичном направлении подоходного налога на нужды религиозных организаций
На фото - многодетная семья православного священника Евгения Седунова.
Фото отсюда: https://www.bryansk.kp.ru/daily/26686.4/3709684/
В условиях коронавирусных запретов Роспотребнадзора и соответствующих им вынужденных рекомендаций Священноначалия, в наших храмах значительно снизилось число прихожан.
Данная ситуация, конечно же, повлекла за собой резкое сокращение объёма пожертвований, получаемых приходами Русской Православной Церкви от верующих людей, в том числе от представителей малого и среднего бизнеса.
В связи с этим необходимо продолжить тему, поднятую в статье протодиакона Владимира Василика «Для государства священники — неграждане или граждане третьего сорта?», опубликованной на сайте «Русская народная линия».
В настоящее («самоизоляционное») время наши сограждане и предприниматели оказались в очень тяжёлом финансовом положении. Значительно снизилась возможность совершения людьми регулярных церковных пожертвований в прежнем объёме. Кто-то потерял работу, кто-то закрыл или «заморозил» свой бизнес. В такой момент большинство, в первую очередь, начинает заботиться о своей семье, о родных и близких людях.
Но для православных христиан, одним из самых близких людей всегда был их приходской священник. Эту близость подтверждает многовековое использование слова «батюшка», с которым прихожане традиционно обращаются к настоятелю своего храма.
Нашим батюшкам (особенно многодетным) сейчас очень тяжело и они находятся в более сложном положении, чем другие наши сограждане.
Священнослужители и церковные работники не могут рассчитывать на пособие по безработице, а также на другие выплаты и льготы для безработных граждан, потерявших работу в связи с режимом «самоизоляции». Такие люди не могут оставить Божие дело, к которому призваны, не могут закрыть храм и начать поиск другой работы. Священники – слуги Божии. Это нужно понимать и учитывать нашему государству, нашим законодателям.
Поэтому все мы, включая представителей власти, должны найти законный и действенный способ оказания священникам постоянной государственной помощи. Государство же у нас социальное (по Конституции) и оно обязано одинаково защищать своих граждан, включая священников, архиереев, монахов и мирян – штатных работников храмов. Работники Церкви, включая священноначалие, не могут быть людьми второго сорта в нашей стране. В соответствии с Конституцией наше государство гарантирует равенство прав всех своих граждан независимо от их отношения к религии.
Но по факту неравенство имеет место быть, так как государство направляет триллионы бюджетных рублей на помощь пострадавшим от кризиса гражданам и предпринимателям, а про аналогичные нужды и трудности граждан – сотрудников Церкви – забывает.
Большую часть тысячелетней истории России оказание материальной помощи церковным приходам (в том числе денежное содержание священников) было обязанностью прихожан и государственной власти. О догматических основаниях такой обязанности можно прочитать здесь.
После революции 1917 года и отделения Церкви от государства атеистическая безбожная власть начала планомерно уничтожать храмы и священников, намереваясь показать всем «последнего попа». Прямая государственная помощь Церкви возобновилась только в период Великой Отечественной войны и продолжилась лишь небольшое время после Победы 1945 года.
Блокада Ленинграда и активная военно-патриотическая деятельность Церкви заставили советское государство взглянуть на религию иначе. Уже в первую военную зиму, чтобы причащать богомольцев-блокадников, формально атеистические власти регулярно снабжали храмы Ленинграда вином и мукой, а в Пасху 1942-го сняли запрет на крестный ход вне ленинградских храмов.
Своеобразное признание роли религиозного фактора в обороне города со стороны властей произошло весной-летом 1942 года, когда было решено оставить в Ленинграде лишь тех, кто необходим для удовлетворения потребностей фронта и «насущных нужд населения». В их число попало и духовенство. На блокадный Ленинград врагом регулярно сбрасывались снаряды, но молитвы и службы в храмах не прекращались. Максимально возможное содействие Русской Православной Церкви со стороны Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР И.В. Сталина началось после исторической встречи с ним трёх православных митрополитов в сентябре 1943 года.
В этом году наши граждане будут голосовать за поправки в Конституцию РФ, в том числе за слова: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».
Кроме этого в преамбуле закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» Государственная Дума и Совет Федерации официально признали особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.
Получается, что формально про Бога и Православие наши депутаты не забыли, но до Божиих слуг (священников — равноправных граждан России, оказавшихся в труднейшем материальном положении) им дела нет. В отличие от их же коллег-законодателей из других стран мира.
В 2012 году Анастасия Александровна Агафонова, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета провела сравнительно-правовое исследование по вопросу бюджетного финансирования деятельности религиозных организаций.
Основываясь на многочисленных примерах из законодательства зарубежных (в том числе светских) государств, автор исследования делает вывод о том, что практически во всех странах (независимо от конституционно провозглашенных принципов) встречается один из видов государственного финансирования религиозных организаций или их комбинация.
Приведём несколько примеров из этой работы А.А. Агафоновой.
Так, современная Турция, будучи светским государством, выплачивает из средств государственного бюджета заработную плату суннитским имамам.
В светской Словакии на основании п. 1 § 1 Закона «О финансовом обеспечении церквей и религиозных общин» и дополнений, установленных Законом № 522/1992 Zb., государство обязано обеспечивать церкви и религиозные общины средствами для выплат заработной платы духовенству (включая базовый оклад, дополнительные выплаты за ранг и высокое качество исполнения своих трудовых обязанностей, отчисления в фонды социального страхования, здравоохранения и пенсионный фонд), в т.ч. работникам церковного управления и духовных образовательных учреждений, если они обратятся с соответствующим запросом. Заработная плата священников подлежит индексации, а ответственным органом за распределение финансовой помощи, выделяемой из государственного бюджета для церквей и религиозных общин, является Министерство культуры Словацкой Республики.
Систему бюджетного финансирования религиозных организаций используют, как страны с тесной связью между государством и национальной церковью (Швеция, Финляндия, Греция), так и те государства, где соблюдается принцип нейтрального отношения государства к религии.
Налоговое законодательство некоторых стран Европы (Испании, Италии, Словакии, Португалии, Венгрии) предусматривает дополнительный способ прямого финансирования религии самими гражданами. Это так называемые «tax-assignment» или «tax check-off» («налоговые отчисления»). Эта система позволяет налогоплательщикам пожертвовать часть своего подоходного налога (от 0,5% в Португалии до 2% в Словакии) свободно выбранной ими религиозной общине, признанной государством.
Именно такая система добровольного пожертвования гражданами России части своего подоходного налога на нужды религиозных организаций могла бы серьёзно помочь нашим священникам и храмам.
Кстати, нового Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина Президент России предложил для назначения на столь высокую должность в день памяти святого Серафима Саровского (15 января). Позднее православные узнали о том, что Мишустин является главным ктитором (жертвователем) Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
В ноябре 2019 года в интервью газете «Коммерсантъ» глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин рассказал о переходе ФНС на новую автоматизированную информационную систему (АИС) «Налог-3», которая опережает лучшие мировые тренды цифровизации и налогового администрирования.
Учитывая эти факты, как говорится, Сам Бог велел Михаилу Владимировичу (как бывшему налоговику – «мытарю») обеспечить для каждого православного гражданина России возможность самостоятельного направления части своего подоходного налога на банковский счёт конкретного храма или конкретной епархии Русской Православной Церкви. Если бы верующие российские граждане получили возможность уплаты (через интернет-кабинет налогоплательщика или сайт «Госуслуги») такой точечной цифровой «десятины», то это стало бы большой заслугой Мишустина и наших законодателей. Такая «десятина» была бы очень уместной во время нынешнего экономического кризиса и не нарушающей принцип светскости российского государства.
Надеемся также на то, что депутаты Госдумы поймут, что ежегодные бюджетные миллиарды, направляемые на содержание наших парламентских партий, выглядят очень нескромно. С 2012 по 2017 год четыре парламентские партии получили из федерального бюджета порядка 32 миллиардов рублей.
Эти громадные бюджетные средства выделяются партиям ежегодно, исходя из количества голосов отданных за них в ходе парламентских выборов (при условии, если по результатам выборов общее количество набранных голосов превысило 3 процента от всех голосов избирателей, принявших участие в голосовании).
До 2006 года финансирование партий составляло от 1 до 3,6 руб. за голос в зависимости от года, с января 2006 года оно составляло 5 руб. за голос, и эта сумма стала фиксированной. С 2009 года она стала равна 20 руб. за голос, с 2012 года — по 50 руб. В 2015 году сумма выросла до 110 руб., а в 2016-м (незадолго до голосования наших парламентариев за пенсионную реформу) — до 152 руб. за голос.
Таким образом, с 2017 года партия «Единая Россия» ежегодно получает из бюджета более 4 миллиардов рублей, КПРФ и ЛДПР — по миллиарду, а «Справедливая Россия» — почти 500 миллионов рублей.
Учитывая вышеизложенное, Русская община Калининградской области обращается к нашим федеральным законодателям со следующей просьбой.
Дорогие (во всех смыслах) наши партийцы – депутаты Государственной Думы Российской Федерации!
О себе и своих партиях вы уже очень неплохо позаботились.
Убедительно просим вас срочно принять федеральный закон, предоставляющий верующим гражданам России возможность самим позаботиться о храмах и священниках с помощью добровольного направления части своего подоходного налога на нужды религиозных организаций.
Недавно вы приняли Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, в который вы включили и упоминание о Боге. Мы надеемся на то, что данный закон вступит в силу после общероссийского голосования.
Благодарим вас за это, но просим быть последовательными.
Упомянув Бога, защитите и слуг Божиих – священников. Не дожидаясь пока они окончательно обнищают.
P.S.
Вышеуказанная просьба об изменении налогового законодательства будет изложена в официальных обращениях Русской общины Калининградской области, которые будут направлены Президенту России, Председателю Правительства РФ, а также в Государственную Думу и Совет Федерации.