itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Как Вена предала «любимых рутенов»

Александр Сергеевич Пушкин  Русофобия 
0
593
Время на чтение 9 минут

Источник: Фонд Стратегической Культуры

На современных картах этно-религиозного состава Австро-Венгрии русинов уже записывают в украинцы

К 170-летию первого предательства «нашими европейскими партнёрами» России и своих же русских подданных

Ещё до Второй мировой войны выжившие узники Талергофа установили традицию поминать на Фомино воскресенье жертв этого первого в Европе концлагеря. Лагеря смерти, предназначавшегося властями Австро-Венгрии исключительно для галицких русинов. Для тех из них, кто не отрёкся с началом Первой мировой войны от своего имени русского. Кто отказался стать «украинцем». Так – сотнями тысяч жертв, «перемещённых лиц» и беженцев – заканчивался в Галиции век русского возрождения.

Незатоптанные ростки

С переходом прикарпатских территорий Польши под власть Австро-Венгрии реальная власть над «нижним этажом империи» в Галиции – русинами – оставалась в руках поляков. Как следствие, даже те русины, что чудом добивались сколько-нибудь заметного положения в обществе, говорили и писали по-польски. Это был единственный путь к получению образования.

По воспоминаниям ректора Львовского университета в 1860-х Якова Головацкого, отец его – униатский служитель из русинов – «читал проповеди из тетрадок, писанных польскими буквами». Когда же в церковь приходила «графиня с дворскими паннами или кто-нибудь из подпанков», то проповедь произносилась по-польски. При этом служба велась на церковнославянском языке – последнем останце русскости в общественной жизни Галиции (и во многом остаётся такой до сих пор).

Здесь следует сделать ту оговорку, что к началу XIX в. православных приходов в Галиции уже не осталось. Целые поколения русинов выросли в Прикарпатье с осознанием униатской веры как единственно возможной. Теперь же вслед за искоренением отеческого исповедания шло вытеснение родного языка из всех сфер общественной и религиозной жизни. Русский субэтнос, по слову видного историка Николая Ульянова, «медленно, но неуклонно врастал в польскую народность».

Не все соглашались с такой участью. Львовский митрополит обратился к властям с просьбой разрешить хотя бы в народных школах преподавание на местном наречии. Губернатор Галиции (1815–1822) Гауер ответил, что такая мера нежелательна по «политическим причинам», поскольку народные говоры галичан являются «разновидностью русского языка». По тем же политическим причинам в 1822 г. был запрещён ввоз книг на русском языке из России (за полвека до «зеркальных действий» в виде т. н. «Эмского указа», вышедшего, заметим, после двух польских восстаний и имевшего заведомо временный характер).

Однако история теперь готовила целое поколение несмирившихся. В начале 1830-х студенты львовской семинарии дали слово произносить проповеди исключительно на русском языке. Тогда, правда, по воспоминаниям Головацкого, задуманное осуществить не удалось: «Плешкевич (сокурсник Головацкого. – Д.С.) первый приготовил русскую проповедь для городской церкви, но подумайте, какова была сила Предубеждения и обычая! Проповедник вышел, на амвон, перекрестился, сказал славянский текст и, посмотрев на интеллигентную публику, не мог произнести русского слова. Смущенный до крайности, он взял тетрадку и, заикаясь, переводил (на польский язык) свою проповедь и с трудом кончил оную. В семинарии решили, что во Львове нельзя говорить русских проповедей, разве в деревнях».

И всё же в 1834 г. литературный кружок «Русская троица», возглавляемый Головацким, подготовил к печати первый галицко-русский альманах «Заря», запрещённый, впрочем, цензурой. Через два года «Русская троица» выпустила литературный сборник «Русалка Днестровая». Полиция конфисковала почти весь тираж, кроме нескольких десятков экземпляров, которые удалось спрятать и которые впоследствии стали передаваться из рук в руки и зачитываться до дыр.

Так продолжалось до 1848 г. когда трон сотрясло Венгерское восстание.

Империи Габсбургов срочно понадобилась помощь геополитического конкурента. Николай I стал невольным «жандармом Европы», будучи заложником подписанных его предшественником Александром I решений Венского конгресса о взаимопомощи монархий. Так в Карпатский регион вошла армия под командованием великого малоросса Паскевича. И тут местные русины обнаружили свою этническую общность с «материковыми» братьями, которых не видели полтысячи лет. 200-тысячное войско могучей державы оказалось «своим» для самых бесправных подданных престола Габсбургов! Как вспоминал свои детские впечатления писатель Иван Сильвай, обитатели его родного Сусково (под Свалявой) «свободно разговаривали с Москалями и без затруднения понимали их язык»: «Они совсем таким образом крестилися и теми же словами молилися, как здешние домородные люди. Выходило, что они одного с нами языка и одной веры». Да и русские солдаты, не ощущая различий между своими говорами и местным; даже перевалив через Карпаты, они были все еще убеждены, что они находятся в России, «и спрашивали, где ж будет, наконец, земля неприятельская, мадьярская».

Один из полковых адъютантов русской армии в Венгерском походе 1848 года, будущий военный писатель и журналист Пётр Алабин вспоминая, как войском Паскевича «восхищалась и гордились» русины, отмечал, что и «униатские ксендзы русинов, может быть, разделяя сочувствие к нам своей паствы, по-видимому, искренно нам преданы»: «Многие из них приходили поближе познакомиться с нами, откровенно нам высказывая, что они гордятся нами, как своими братьями, перед немцами и поляками и сопровождали нас приветами и благословениями».

Получив столь мощный толчок, пробуждение русинского самосознания переросло в национальное возрождение, которое австрийцы не смели затоптать в силу продолжавшегося союзничества с Россией.

Первый европейский нож в спину

2 мая 1848 года во Львове была учреждена первая политическая организация карпатских русинов «Главная русская рада» («Головна Руска Рада»). В её состав вошло 30 львовских интеллектуалов. Отделения Рады были созданы в полусотне городов и селений Галиции. 2 августа 1848 г. организация обратилась с посланием к «титульной нации» Австрийской империи: «Братья-немцы! Великороссы – наши соплеменники. Одна и та же славянская кровь течёт в наших и их жилах, общая судьба с прошедших времён, родственный язык, обычаи и т. п. делают великорусских братьев для наших сердец ценными и дорогими».

Сегодня об этой организации напоминают «Русский народный дом», построенный во Львове на пожертвования русинского населения, и надпись на литературном русском языке «Бурса института “Народный Дом”».

Рада инициировала учреждение «Собора ученых руских и любителей народного просвіщенія». На учредительный съезд Собора во Львов съехались 118 участников: литераторов, учёных, учителей, журналистов, служащих, юристов, студентов, парохов. Съезд постановил: очищая народные говоры от полонизмов, вырабатывать самостоятельный литературный язык. «Но, уже принимая такое решение, деятели науки, сознавали свое неразрывное языковое единство с великороссами», – пишет историк Александр Каревин. Он приводит слова главного докладчика по этому вопросу А.С. Петрушевича: «Пускай россияне начали от головы, а мы начнем от ног, то мы раньше или позже встретим друг друга и сойдемся в сердце». И действительно, в ходе избавления от полонизмов обретаемый язык всё больше приближался к русскому литературному.

«Едва начала Русь в Австрии возрождаться, оказалось, что её литература не ступит ни шагу без словаря Шмидта (русско-немецкий словарь. – Д.С.), что этот словарь русский как для Львова, так и Петербурга, что в нем собраны сокровища действительно литературного, письменного языка»,писала галицкая пресса позапрошлого века. В итоге через несколько лет Собор русских учёных отказался от языковой «самостийности», признав «своим» тот язык, на котором Михайло Ломоносов учился в Киево-Могилянской академии и который развился затем в язык Пушкина и Гоголя. «Мы любим и наши наречия, и наш общерусский литературный язык как свое родное, – писал в 1910 г. в газете «Галичанин» будущий узник Талергофа доктор Антоневич. – Если раньше и были в том отношении кое-какие недоразумения, то ныне их нет, так как наука убедительно доказала, что русский литературный язык является общим для всех ветвей русского народа, что мы должны им гордиться, что этот высоко образованный язык есть наш. Есть язык киевской академии. Наука убедила всех правильно мыслящих, что московского языка нет, подобно как нет языка львовского и виленского; есть только язык русский, а «русский» и «российский» – это синонимы. Читайте, голубчики, сводную летопись Петрушевича, муравейный труд нашего Нестора, а согласитесь наверно с его воззрениями на важный наш языковой вопрос. Наш идейный патриот, незабвенный митрополит Григорий Яхимович заявил решительно в 1849 г., что для нас нет другого выхода, как принять общий литературный язык».

Политическими целями Головной русской рады были в т. ч. следующие: объединение в пределах Австрийской Руси в отдельную административную единицу Восточной Галиции, Буковины и Угорской Руси, преподавание в учебных заведениях на русинском языке и издание на нём правительственных распоряжений.

Власти действительно стали издавать во Львове «Вестник краевого правительства», где указы и распоряжения публиковались на русинском языке. По усиленно культивируемой сегодня на Украине легенде, эрцгерцогиня София (мать императора Франца-Иосифа) даже вышила «любимым рутенам» сине-жёлтый флаг. А уже в 1851 г. Главная русская рада… была распущена.

В это время отношение австрийского правительства к русскому возрождению изменилось на открыто враждебное. В преддверии Крымской войны, в которой спасительница австрийской монархии Россия подверглась англо-франко-турецкой агрессии, Вена поняла, что при такой геополитической ситуации ухудшение отношений с Санкт-Петербургом ничем ей не грозит. И приступила к удушению карпаторусского возрождения.

Однако русские не сдавались. Об их борьбе во второй половине XIX в. – в нашей следующей статье русинского цикла.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Скворцов
Америка от пуританства до скотоложства
По дороге в Содом и Гоморру
23.02.2022
​​​​​​​Подводные скалы признания ДНР и ЛНР
Экспертное сообщество разделилось во мнениях
21.02.2022
​​​​​​​РПЦ в Африке: отсюда мы уже не уйдём
Но так ли эти позиции канонически сильны?
05.01.2022
Встретит ли Украина «агрессора» хлебом-солью
Киевские социологи представили очень любопытную статистику
26.12.2021
Все статьи Дмитрий Скворцов
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Русофобия
Слабое эхо русского мира
Об издании газеты «Московские ворота – Второе дыхание»
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
Теракт в Москве, ответный удар по Украине,
Буданов радуется произошедшему теракту
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04