На улицах Дамаска

Серия очерков о жизни православных христиан в Сирии. Глава 20

Война в Сирии и Ираке 
0
557
Время на чтение 12 минут

Источник: Прихожанин

Дамасский калейдоскоп

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

5 часть

6 часть

7 часть

8 часть

9 часть

10 часть

11 часть

12 часть

13 часть

14 часть

15 часть

16 часть

17 часть

18 глава

19 глава

«Главное, не потеряться, только бы не потеряться…» – повторял мой верный провожатый, уже знакомый читателю доктор Мамдух, остро чувствуя свою ответственность за меня. В тот день в городе, и правда, было слишком многолюдно. Испуганные рыночной суетой, еще вчера оживленно щебетавшие канарейки, повесив клювы, сидели в своих клеточках и тихо созерцали. Прямая улица предстала передо мной совсем в ином облике – в будничном.

Возле знаменитой мечети Омейядов профессор указал на ворота. Не без иронии он сообщил, что через них, по местному преданию, должен пройти Христос во время Второго Пришествия. Я долго вглядывалась в то, что профессор называл «воротами», и никак не могла понять, про что он говорит: передо мной возвышалась глухая стена с встроенной в нее небольшой электростанцией. Как выяснилось, именно здесь когда-то и находился юго-восточный вход в мечеть, ведший к минарету пророка Исы бен Мариам (в исламской традиции Иисус Христос считается пророком). Почему-то городские власти не нашли для электростанции лучшего места. Впрочем, ирония профессора стала прозрачной…

Здесь же к нам подошел чумазый мальчонка – видимо, бездомный. Протягивая профессору набор шариковых ручек «Bic», он мастерски принялся рекламировать свой товар, рассказывая, что это «лучшие ручки во всем Дамаске». Сентиментальный Мамдух терпеливо и с любовью выслушал мальчика, погладил его по нечесаной голове и протянул бумажную купюру, которую нашел в кармане своих стареньких брюк. Мальчик был очень рад и торжественно вручил профессору только что приобретенные им ручки.

– Спасибо, мой дорогой, – поблагодарил тот, – но оставь их у себя – может быть, их еще кто-то купит.

На глазах детская радость мальчика сменилась далеко не детской гримасой негодования. Крепко выругавшись, он яростно скомкал только что полученную купюру и, кинув ее под ноги доктора, как вихрь унесся в ближайшую подворотню.

– Какой прекрасный парень! – с восторгом воскликнул нисколько не удивленный поведением мальчика Мамдух. – Теперь Вы понимаете, Мария, что такое подлинная Сирия?!

– Если честно, то не очень. Что произошло?

– Мальчуган сказал, что он не попрошайка и что честно зарабатывает себе на хлеб. Видите, какой мы честный и гордый народ. Прекрасная притча! Обязательно напишите об этом происшествии в своей книге, – попросил доктор, и я обещала исполнить его просьбу.

Находясь под впечатлением от поступка юного сирийца, доктор еще долго размышлял о коррупции, которая безжалостно душит экономику страны. Он уповал исключительно на то, что Господь не отступит от Сирии именно благодаря таким чистым душам, как у этого маленького торговца.

…А потом мы ели арабское мороженое. Какая роскошь! Знаменитое на весь Ближний Восток кафе-мороженое с названием «Бакдаши» располагалось в самом центре города на рынке Хамидие. Над входом в заведение красовалась табличка: «Год основания – 1885». Густое и эластичное лакомство здесь до сих пор изготавливали по старинному рецепту из порошка высушенных клубней орхидеи и смол мастикового дерева. На глазах у посетителей мороженщики непрестанно вымешивали его специальными пестами, синхронно отбивая ритм. На вкус оно оказалось бесподобным – ничего общего с жалким московским мороженым из порошкового молока. Вот только есть его было совершенно невозможно: из-за угла на нас пристально смотрели голодные детские глаза – бродяжки мал мала меньше. Нет, не попрошайничали – просто смотрели. Хоть доктор потом и ругался, но я отдала свою порцию одному, самому маленькому, из них.

Но вот в дамасском калейдоскопе смещаются цветные стекляшки, и мы уже находимся в мастерской старого башмачника. Дело в том, что за последние пару месяцев из-за болезни и плохого питания профессор сильно похудел, а поэтому стало необходимо сделать новую дырку в его ремне, иначе не долог час, когда мог произойти конфуз.

Профессор и башмачник были давнишние приятели. Лишь завидев нас на пороге, энергичный старик расплылся в широкой усатой улыбке и распростер свои грязные от трудов руки для объятий. Оба защебетали приветствиями на ласковом арабском. Заохали и зачмокали! Я почти сразу удалилась в темный угол, чтобы не мешать встрече. По истечении доброго часа, когда на каких-то невероятных станках эпохи неолита двое приятелей самым основательным образом «ваяли» дырку в ремне профессора, у меня заболела спина, и я жалобно вздохнула. Тут про меня и вспомнили. Извиняясь, старики, как могли, ускорили осуществление ответственного «прокола». После чего еще около получаса решали вопрос оплаты и чуть не разругались самым жестоким образом. Сначала профессор явно переплачивал за оказанную услугу, а потом никак не соглашался принять сдачу от башмачника, которую тот настойчиво впихивал ему то в карман, то за шиворот. Противостояние было настолько принципиальным, будто дело касалось каких-то существенных денег, наследства или годовых банковских выплат. В итоге доктор сдался. Но сделал это лишь потому, что увидел мое изможденное нескончаемым ожиданием лицо. Прощаясь, приятели снова лобызались. И вот мы наконец ушли.

По сути, ничего особенного не произошло, но старый башмачник не выходил у меня из головы. Да, я могла с уверенностью сказать, что он был абсолютно счастливым человеком. И это при том, что в действительности жизнь старика оказалась крайне драматичной. Война забрала у него двух сыновей, лишила крова, он был болен и жил на жалкие гроши в своей мастерской. Еще в начале войны, разбирая завалы соседского дома, в который попал снаряд, под кроватью он нашел Валентину, полуторагодовалую дочку его племянника. После роковой бомбардировки девочка осталась сиротой. С тех самых пор малышка жила вместе с башмачником, который считал ее Божиим благословением и не чаял в ней души. Поэтому-то профессор и хотел отблагодарить старика за «дырку», чтобы тот смог хотя бы конфет купить Валентине, но не вышло.

После происшествия в мастерской я, признаться, серьезно задумалась о том, что такое «счастье» и от чего оно зависит. Вот живет одинокий старик в самой настоящей «дыре». Кругом безнадега, разруха, погибают близкие. А на его лице нет ни тени уныния: он не ропщет, преисполнен деятельной энергией и полон любви к ближним. В повороте его головы – величие персидского шейха. В его гостеприимстве – щедрость нации. В его работе – апломб инженера. В его принципиальности – замашки аристократа. Он на своем месте, и, да, он счастлив. Не знаю, возможно, причиной служило то, что был он из простых – обычный ремесленник – и не имел привычки рефлексировать. Или же всё определяла вера? Подлинная, животворящая, духоносная. Вера, от которой делается светло человеку и всем людям, окружающим его. Ведь по воскресеньям на протяжении полувека (шутка ли!) старый башмачник пел в церковном хоре. Вот и думайте…

Приближался полдень. Солнце палило в самом зените, и стало очень жарко. По пути мы встретили очередного знакомого, который, видя наши изнуренные непогодой лица, любезно предложил воспользоваться его автомобилем. В салоне работал кондиционер, играла приятная арабская музыка. По узким улицам старого города мы медленно пробирались к Патриархии. Теперь, удобно устроившись в кресле автомобиля, я могла продолжить свои наблюдения. За окном проплывала суетная жизнь осажденного и измученного долгой войной старинного города.

Яркие витрины завлекают покупателей. Как и положено на Востоке, а-ля «бутики» сверкают одеждой с блестками – в основном, это ширпотреб из Китая. Здесь же клиентов приглашают всевозможные кафе, мини-пекарни, кальянные, фалафельные. Лавки с сувенирами спросом не пользуются – оно и понятно. А вот свадебных салонов, на удивление, много, и они востребованы: в войну жениться стали чаще – люди спешат жить... На улицах Дамаска всё вперемешку и всё с избытком. Вот чинят газовые плиты, рядом продают фрукты, дальше мигают неоновой подсветкой витрины с айфонами, потом со специями, еще что-то… А вот и книжная лавка, на витрине которой невозможно не разглядеть большую подарочную книгу с перечеркнутой звездой Давида на обложке.

После книжного – какая-то столярная мастерская. Дальше обжаривают и мелют кофе, рядом продают велосипеды, следом эротическое белье… Мы едем по дороге, но точно плывем по людской реке. Перед машиной, озираясь по сторонам, не спеша идут обвешанные пакетами с покупками довольные горожане. Оказывается, у людей в Дамаске есть деньги. Впрочем, много и просто праздно шатающихся зевак. Рынок очень оживленный. На домах развеваются национальные флаги, на стенах приклеены плакаты то с портретами погибших солдат, то с улыбающимся Башаром Асадом.

На дверях встречаются аккуратно повязанные белые ленты: профессор объясняет, что это в знак траура. На столбах и заборах то там, то тут висят типичные, в черной раме, объявления о предстоящих поминках. А люди, веселые, беззаботные, идут, бегут, пьют кофе, эмоционально беседуют, курят кальян. На улицах много военных в форме, причем форма у всех разная, стандарта нет, и одеты кто во что горазд. У витрин стайками вьются девушки, яркие и броские, но на вкус – зачем-то почти все они тут очень сильно накрашены. Мне это непонятно, поскольку арабки сами по себе красивые и «боевой раскрас» на их благородных лицах кажется излишним.

А кроме того, все девушки тут в брюках, многие курят и, подражая европейкам, ведут себя нарочито развязно… все, за исключением ортодоксальных мусульманок, которые, напротив, иной раз так усердны в исполнении предписанных исламом канонов, что в сорокаградусную жару, кроме черного глухого плаща, традиционного никаба (особый вид хиджаба, когда оставляются одни глаза), надевают еще и перчатки. Словом, контрасты как в Нью-Йорке.

Но жители Дамаска не только люди. Это и худые рыжие кошки с огромными и раскосыми, как у рыси, глазами, голуби, совсем не такие, как у нас: небольшие, изящные, с длинной шеей, но чудовищно грязные. Да и вообще на улицах грязно и нечем дышать.

Мы вынужденно останавливаемся. Перед машиной перебегают дорогу прохожие. Сильным порывом ветра вместе с поднявшимся столбом пыли взметаются длинные смоляные волосы красавицы в джинсах и опускаются на плечи идущей вслед за ней укутанной по самые глаза мусульманке.

Мужчина в национальных штанах «ширваль» ведет за руку абсолютно европейского вида мальчишку, а колоритный старик, идя в противоток, несет у себя на голове кипу арабского свежего лаваша и закрывает рукой глаза от песчаного колючего вихря. Так и хочется сказать: «Остановись, мгновенье!» Какая-то фантасмагория, и я точно выпадаю из реальности… мне кажется, что за окном кино. Вдруг остро захотелось домой, в Россию!

Но тут взгляд мой падает на обыкновенное дамасское чудо. Прямо на проезжей части, подняв горкой асфальт и прорвав его, явно не первый год героически растет уже достигшая почти метрового размера пальма. Она, конечно, весьма облезла и местами побита. Но это пальма, и она растет! Каким ветром ее сюда надуло? И как при таком невероятном городском ритме она здесь выживает? Милое Божие творение поразило и тронуло меня до глубины души. Вот так характер!

С пригородов Дамаска то и дело доносятся выстрелы и глухие хлопки. По радио сирийский Левитан объяснил, что это «наши» осуществляют очередную попытку освободить Джобар. «Очередную, – бурчит профессор. – Когда это всё только закончится, шайтан их раздери…» Вдали на горизонте из-за жаркого смога еле различимы очертания горы Касьюн, напоминающей летучий голландец. Пейзаж, конечно, красивый, но до жути тревожный. Машина трогается с места, и я провожаю глазами героическую пальму: «…Нет, и как же она тут всё-таки выросла? Чудеса!»

Источник: Прихожанин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Мономенова
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Третий храм против Третьего Рима
Об иудеях, машиахе и апокалипсисе: немного методологии
21.03.2024
Ледяные джунгли Тобольска
По следам путешествия в Сибирь
29.02.2024
Куда делась головная колонна РПЦ с хоругвью?
Русская Православная Церковь имеет все шансы стать флагманом для консервативных христиан во всем мире
31.01.2024
Все статьи Мария Мономенова
Война в Сирии и Ираке
Бриллиант Ближнего Востока!
О значении Сирии для России в День празднования независимости
17.04.2024
«Всё, что можно сделать, кроме ядерной войны, они постараются сделать»
Иран будут пытаться расшатывать изнутри, обкладывать санкциями, наносить удары по иранским прокси
16.04.2024
Борьба сил зла с идеями Мирового Лада: итоги, выводы, оценка перспектив будущего
Влияние СВО на ситуацию в Славянском мире, Европе, России, Белоруссии и на геополитические процессы на планете
16.04.2024
Сможет ли Иран победить?
После израильского нападения на дипломатическое представительство Ирана в Сирии мир стремительно катится к прямой войне между Ираном и Израилем
06.04.2024
«Наступили удивительные времена»
Монополия американского доллара на мировых рынках чёрного золота стала реально слабеть
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии