Тайные пустыни — пример ученичества

Бывший СССР 
0
597
Время на чтение 6 минут

От этой книги я отдирала себя с трудом, напоминая себе, что надо работать, или — что пора спать, или — что сейчас моя остановка и пора выходить из транспорта. В этой книге все правда, подтверждение тому — масса живописных и острохарактерных подробностей, которые невозможно выдумать, можно только вспомнить.

Эта книга не похожа на труды средневековых монахов-подвижников, написанные ими для собратьев — таких же аскетов, как они сами. Скорее, я сравнила бы эту книгу с дневником путешественника-экстремала. Весь вопрос — в цели путешествия. Цель автора «Записок пустынножителя» (издательство ПСТГУ) монаха Меркурия (Попова), цель тех его сподвижников, о которых он пишет в книге,— это высшее из достижимых на земле благ: стяжание Святого Духа.

Но для начала немного истории. Большую часть территории Абхазии, которая на время описываемых в книге событий была частью Грузии и частью СССР, составляют труднодоступные горы, покрытые девственным, подчас совершенно непроходимым лесом, разрезанные пропастями и бурными реками. Население там редкое, те села, которые все же есть, мало зависимы от остальной цивилизации. Искателей молитвенного уединения эти места привлекали издавна. В 1875 году возник так называемый Новый Афон — Симоно-Кананитский монастырь, куда переселилась часть русской братии афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Многие из переселенцев обосновались не в самом монастыре, а в его округе, в скитах и отдельных келиях, как это принято на Святой Горе. Количество монахов — главным образом, русских — быстро росло, и уже в 1880 году был основан Второафонский Успенский Драндский монастырь. От него тоже пошли скиты, пустыньки, келии. Вслед за подвижниками в абхазские чащобы пришли мужественные подвижницы. Это явление — кавказское пустынножительство — привлекало богоискателей Серебряного века: перед революцией вышло несколько книг о путешествиях к «гражданам неба».

В 1924 году советская власть закрыла все абхазские монастыри, и большинство насельников разошлось по горам. Так началась многолетняя, то вялотекущая, то вдруг резко обострявшаяся война безбожной власти со свободным монашеским братством горной Абхазии.

В конце тридцатых многие из отшельников были схвачены и репрессированы. А в конце 50-х — начале 60-х годов на кавказских пустынножителей обрушились хрущевские гонения. Но ничто не могло остановить ни их самих, ни тех, кто предпринимал весьма непростые и опасные путешествия к поселениям подвижников — за духовным утешением, советом, за их бесценной молитвой. Это в эпоху, когда Никита Сергеевич обещал показать по телевизору последнего попа…

Монах Меркурий (в миру Михаил Попов, 1919-1996) приехал на Кавказ после двух лагерных сроков. Он провел в горах почти три десятка лет и встретил там много невероятных людей: каждая из судеб, на которых он останавливает наше внимание, заслуживает отдельной книги, и не одной. Достаточно назвать хотя бы схиархимандрита Виталия (Сидоренко, 1928-1992), известного всей православной России тбилисского старца, прошедшего в свое время школу горного отшельничества. Однако автор не идеализирует монашеское сообщество: в пустыни приходили очень разные люди, и мотивы у них тоже были разные. Далеко не каждый, приступив к подвигу, находил в себе духовные и нравственные силы на его продолжение. Были и отступники, предававшие Бога, Церковь, братьев и сестер. Зато пример тех, кто не отступился, кто сохранял пути жестоки (Пс. 16, 4), поражает.

Львиную долю их времени занимал изнурительный труд: чтобы просто выжить, они корчевали вековой лес, строили для себя кельи-хижины, расчищали участки под огороды, устраивали пасеки, сооружали хрупкие мостики над ревущими потоками, изобретали устройства для подъема воды. Стремясь сократить общение с внешним миром до минимума, они все же вынуждены были посещать города и села — для того, чтобы купить продукты, гвозди, инструменты, помолиться за богослужением в одном из немногих действующих храмов, причаститься Святых Таин, побеседовать со старцем — например, со схиархимандритом Серафимом (Романцовым), который перебрался в Сухуми после закрытия Глинской пустыни. Такое путешествие занимало, как правило, несколько суток и всякий раз оставляло неизгладимое впечатление: крутые подъемы, заросли, дорогу в которых приходилось прорубать, узкие тропы над обрывами, коварные каменные осыпи, погодные катаклизмы, наконец, медведи. Но самое неприятное ждало пустынника в городе: здесь за «лесными тунеядцами» охотилась милиция. Задержанный оказывался в переполненной, темной от табачного дыма камере, среди сквернословящей, играющей в карты, дерущейся, предающейся иным непотребствам публики. Он проводил в этих условиях не один месяц, после чего ему предписывалось немедля покинуть «солнечную Абхазию» и отправиться по месту прописки — если таковая имелась в его паспорте. Но в большинстве случаев подвижники не исполняли этого указания — покинув тюрьму, они правдами и неправдами возвращались в свои потайные кельи.

Монахов и монахинь, скрывавшихся в лесах, выслеживали с вертолетов. Республиканские газеты публиковали пламенные статьи об «окопавшихся в лесу фанатичках и мракобесах». Кроме того, беззащитные отшельники не раз становились жертвами местных бандитов, и это сходило последним с рук. Были среди абхазских крестьян и такие, кто заставлял монахов бесплатно работать на себя, угрожая в случае отказа выдать их милиции. Попасть в такую кабалу считалось большим несчастьем, но претерпевалось с молитвой и всей возможной кротостью.

От произвола властей спасала только их продажность — за деньги можно было получить все, вплоть до сухумской прописки и полной легальности. И если возникала необходимость, верующие собирали деньги для пустынников.

Но это — о внешней стороне подвига, а что касается внутренней… У читателя ведь может возникнуть вопрос: для чего они человеку, такие испытания? Неужто нельзя без них? Вот как отвечает на этот вопрос автор «Записок пустынножителя»: «Объяснить это живущим в миру, даже некоторым из верующих людей, непросто. Но зато устремление схимонахини З. (одна из тогдашних горных подвижниц.— М.Б.) легко поймут и оценят другие монахи-пустынножители, совершенствующиеся в подвиге молитвы и хотя бы раз в жизни на несколько мгновений прикоснувшиеся всем своим существом к высокому, неизъяснимому словом молитвенному состоянию. С невыразимой душевной тоской такие подвижники снова и снова тянутся к этому неведомому им дотоле состоянию, надеясь удержать его в себе, а потом взрастить до совершенства аскетическим трудничеством. Ради этого отрешаются от всего, что мешает им приблизиться к такому состоянию <…> — стяжанию Духа Святого; и не считаются ни с какими трудностями, затратами и лишениями».

Но тут возникает и другой вопрос, не менее трудный: а насколько мы — обычные люди, верующие, но далекие от аскетических подвигов и вряд ли способные к великим жертвам — можем приобщиться к духовному опыту героев книги? Иными словами, какое отношение всё это имеет к нам?

Андрей Рогозянский, автор предисловия, озаглавленного «Роскошь злостраданий», пишет об этом так: «Книга его (монаха Меркурия.— М.Б.) учит без поучений. Этим она и необычна: в ней нет наставлений от лица преуспевшего, достигшего определенного совершенства и стоящего на неприступной высоте. Но есть пример ученичества, ревности о совершенстве, который и читателя побуждает сопереживать и стремиться если не к совершенству, что мало реалистично, то к самоусовершенствованию».

Для нас, мирян, подвижник — не столько образец, сколько маяк в бурном море: мы видим его свет, а уж сколько мы на этот свет прогребем — зависит от нас самих и от Божиего нам вспоможения. Главное — не потерять из виду источник света.

Газета «Православная вера» № 23 (643)

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Бывший СССР
Почему сохраняется советская топонимика?
Критический взгляд на анализ Сергея Перевезенцева
03.05.2025
День памяти Патриарха Пимена
Сегодня мы чтим память святого мученика младенца Гавриила Белостокского и вспоминаем князя Д.М.Пожарского, С.А.Маслова, В.М.Скворцова, Ю.А.Васнецова, Д.А.Быстролетова, Л.С.Понтрягина, Е.Ф.Светланова и князя Н.Н.Романова
03.05.2025
Аэропорт «Сталинград»: вопросы
Очень странное впечатление складывается при анализе данной ситуации
02.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Как нам пройти между белогвардейщиной и большевизмом?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
03.05.2025 11:36
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
03.05.2025 10:15
А не читает ли Владимир Путин «Русскую народную линию»?
Новый комментарий от Апографъ
03.05.2025 10:06
Царицын нельзя Сталинград!
Новый комментарий от Игорь Бондарев
03.05.2025 10:05
Аэропорт «Сталинград»: вопросы
Новый комментарий от С. Югов
03.05.2025 09:28
Бастрыкин бьёт в набат, Шойгу – дезавуирует
Новый комментарий от Ленчик
03.05.2025 09:19