История как инструмент самопознания

Александр Сергеевич Пушкин 
0
416
Время на чтение 22 минут

15 сентября 2018 года в Саратове открылся мультимедийный исторический парк «Россия - моя история». Саратов стал семнадцатым из российских городов, в которых действуют уже подобные парки, и везде они вызывают большой интерес, привлекают массу людей. Это федеральный проект, он реализуется при поддержке Администрации Президента РФ, Патриаршего совета по культуре, Фонда гуманитарных проектов и компании «Газпром».

На открытии присутствовал Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) - автор идеи, сердце и мозг этого уникального проекта, а также Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий и первые лица губернии.

Торжественное открытие исторического парка «Россия - моя история». Фото Алексея ЛузганаИсторический парк совсем не похож на музей: здесь нет традиционных витрин с экспонатами под стеклом. Посетитель оказывается в затемненном зале, в окружении множества больших и маленьких интерактивных экранов и может получать информацию об исторических событиях по своему собственному выбору, соответственно своим личным интересам. Интересует человека, например, Первая мировая война и связанные с ней более узкие темы - зарождение авиации, первые русские военные летчики или участие в этой войне священников, сестер милосердия, - он подходит к экрану и выбирает эту тему. И перед его глазами оказывается если не всё, то очень многое: факты, цифры, снимки, документы тех лет, свидетельства современников. Волнует посетителя эпоха князя Владимира, Иоанна Грозного или Екатерины Великой - принцип тот же. Вряд ли стоит приходить в парк с неопределенным желанием «посмотреть всё» - ознакомиться со всем контентом за один визит и даже за десяток визитов невозможно. Необходимо определиться - «Сегодня займусь вот этим». И выделить на такое занятие часа два-три.

Очень сильное впечатление производит зал, посвященный эпохе репрессий и мученичеству Русской Церкви. Мы прочитаем здесь немало цитат из «Ленина - Сталина»: цитаты не оставляют сомнений в ненависти большевистских вождей к христианству и особо к русскому Православию. И тут же рядом - слова из писем и дневников, оставленных теми, кто воистину был готов идти на Голгофу вслед за Христом. Мы видим лица сотен святых мучеников и, прикоснувшись к экрану, можем прочитать житие каждого из них.

Торжественное открытие исторического парка «Россия - моя история». Фото Алексея ЛузганаУ проекта «Россия - моя история» нет цели представить историю нашей страны под каким-то заранее заданным идейным углом: получаемая информация о той или иной эпохе (будь то царствование Николая II или правление Никиты Хрущева, тридцатые годы ХХ века или ельцинские девяностые) может показаться противоречивой. Но это не информация, это жизнь у нас - чрезвычайно противоречивая штука, и контент исторического парка отражает ее во всей противоречивости.

К юным посетителям в парке - особое внимание и особый подход. Их ждут викторины, игры, фильмы, необычные впечатления. Например, они смогут войти в купель князя Владимира - световой эффект создает видимость воды - или пробежаться по льду Чудского озера.

В залах парка есть интерактивные книги: вы переворачиваете вполне материальную страницу, и в первое мгновение открывшийся разворот кажется вам пустым. Но потом на нем возникает церковнославянская вязь, и вы читаете древнюю летопись или жития ранних русских святых.

Лицо эпохи определяют не одни только свершения и трагедии, его во многом определяет быт. Знакомство с бытом разных эпох, далеких или совсем недавних, бабушкиных-дедушкиных, всегда захватывает. В парке мы получаем возможность познакомиться с традиционной одеждой, орудиями труда, лечебными средствами, посудой; накрыть стол (нет, виртуальный, конечно, виртуальный) так, как накрывали его при Иване Калите. А еще - побывать в одной и той же обычной московской квартире в разные эпохи, начиная с послевоенных сталинских времен и кончая сегодняшними днями. И не в том только дело, что на месте бамбуковой этажерки - компьютерный стол, и ни черного комода со слонами больше нет, ни серванта с хрусталем. Дело в том, что быт сначала отражает, а потом незаметно формирует еще и нашу психологию...

Кстати, цены в историческом парке вполне гуманные - от 50 рублей (для школьников) до 300, это для взрослых без льгот; а бродить по залам за эти деньги можно целый день.

 

Торжественное открытие исторического парка «Россия - моя история». Фото Алексея ЛузганаТоржественное открытие исторического парка «Россия - моя история». Фото Алексея Лузгана

***

О саратовском историческом парке «Россия - моя история» рассказывает его директор Дмитрий Кубанкин:

В залах исторического парка- Для нас, для нашей команды исторический парк - это открытые ворота в историю, это место ее познания, место, где у человека рождается интерес к той или иной эпохе, к тем или иным событиям. Можно по-разному относиться к различным трактовкам этих событий, но прежде, чем трактовать, нужно знать факты. Факты - это основа познания истории. Поэтому наша задача - не навязывать человеку какую-либо точку зрения, а дать ему возможность знакомиться с фактами и самому делать выводы.

Конечно, у нас есть свои убеждения. Мы стоим на позициях государственности, мы исходим из того, что в государстве есть власть, есть религия, есть экономика и культура, и все это в нашем контенте представлено. По подсчетам разработчиков, для того чтобы изучить весь контент, человеку потребуется около тридцати дней. Поэтому совершенно очевидно: человек, которого действительно интересует история, должен посетить наш парк не единожды. Это место интеллектуального труда, но в определенном смысле это и место отдыха тоже, в том числе и семейного отдыха - неслучайно оно называется парком. Люди должны приходить сюда за новыми знаниями, впечатлениями, эмоциями; приходить просто потому, что им здесь интересно. У нас есть кафе - специально для того, чтобы люди могли провести здесь целый день вместе с детьми.

Мы планируем тематические экскурсии, которые позволят нашим гостям глубже изучить какую-то отдельную тему; будем создавать лекторий, оборудовать специальные площадки, чтобы заниматься на них с людьми созидательным трудом, то есть изучать исконные ремесла.

Надеемся, что наш проект будет реально содействовать росту интереса к отечественной истории, интереса искреннего и непредвзятого, а значит, и укреплению в людях любви к Отечеству, доброй гордости за него.

***

 Воспользовавшись случаем, мы задали несколько вопросов Митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону.

- Владыка, расскажите, пожалуйста, как и почему возникла идея исторических парков, в чем секрет ее популярности?

- Для меня история - это не «дела давно минувших дней», а особый, данный нам Богом инструмент познания мира и самих себя. Ведь все связано одной нитью: и история древняя, и менее отдаленная, и история совсем недавняя, и наш сегодняшний день. Всё это вместе - моя история. Знать ее, ощущать опыт наших предшественников как в значительном смысле свой собственный опыт, находить в истории примеры, лично для меня жизненно важные и необходимые, - это и есть главная задача, которую мы ставили, начиная создавать эти исторические парки.

И вот по ходу создания исторических парков мы увидели, что история становится для людей всё более интересной и понятной, что ее подача в современных технологиях оправдывает себя, что у нас получается увлечь в первую очередь молодежь, что люди приходят в исторический парк по многу раз, чтобы уже самостоятельно углубляться в историческое пространство своей страны, в свое собственное историческое пространство. Узнавать самих себя через историю своей страны, своего народа, через его победы и поражения. Через великие свершения и трагические, а порой и постыдные события. Мы не хотим ничего скрывать. Наша цель - максимально объективно рассказать о нашей истории. А значит, нам дается уникальная возможность познакомиться с самими собой. И это, поверьте, очень важное знакомство.

В залах исторического парка- С Вашей точки зрения, интерес к российской истории сейчас растет или наоборот? Если растет, то почему? Может быть, люди очнулись и пошли искать свои истоки?

- Согласен с Вами - думающие люди ищут истоки и смыслы. Но, знаете, иногда нужно дать почувствовать вкус к исторической тематике.

Десять лет назад я снял фильм «Гибель империи. Византийский урок». Конечно, это больше публицистический фильм, чем исторический, хотя меня консультировали профессиональные историки, и, несмотря на последовавшие после выхода фильма придирки, с исторической точки зрения в нем всё корректно. Так вот, книготорговцы через несколько месяцев после выхода фильма стали сообщать, что многие книги по византийской истории, годами пылившиеся на полках, стремительно раскуплены.

- История, однако, такая вещь, что ее всегда будут по-разному толковать, всегда будут разногласия и споры; всегда кому-то будет выгодна одна трактовка тех или иных исторических событий, а кому-то - другая. А что надо делать, чтобы история воспитывала патриотов?

- Насильно загонять в патриотизм - задача неблагодарная и бесперспективная. Считаю, что есть две важнейшие составляющие любви к Родине. Первая - это любовь человека к ее красоте, приобщение к ее культуре. А вторая - ощущение живой и неразрывной принадлежности себя самого к общему потоку истории своего народа, к своей семье, к своему роду. Это чувство ни с чем не сравнимой связи необычайно сокровенно и сильно. Помните, у Николая Рубцова есть стихотворение «Тихая моя родина»: «С каждой избою и тучею, / С громом, готовым упасть, / Чувствую самую жгучую, / Самую смертную связь».

Вообще, история народа - это материя священная, сакральная. Недаром Ветхий Завет - это не просто история, а священная история еврейского народа. Читая Библию, мы видим, что для него история - это история взаимоотношения народа с Богом. Такое же сакральное ощущение было и у наших предков. Но позже, к сожалению, с историей все обстояло во многом по-другому. И в XIX веке, и особенно в XX. Ведь с 1921 по 1934 год история России в школах фактически не преподавалась вообще. Но отнять у человека его историю - это все равно, что отнять память о себе самом, сделать его отчужденным от собственных истоков, одиноким, случайно попавшим в этот мир человеком, «иваном, не помнящим родства». Таким человеком очень легко манипулировать. Ему легко внушить что угодно, для этого нужно только лишить личность ее предыстории.

- Вы - председатель Патриаршего совета по культуре. В чем Вы видите задачу этого совета и вообще задачу Церкви в данной сфере? Ведь многим представляется, что Церковь сегодня стремится быть цензором, запретителем.

- Создание образа Церкви как запретителя - это худшее, что можно себе представить. Вспомним слова Господа Иисуса Христа о свободе: И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу, - так писал апостол Павел в Послании к Галатам (5, 13).

Великий отец Церкви блаженный Августин писал: «Люби Бога и делай что хочешь». Любовь не запрещает ничего, кроме проявления ненависти, потому что ненависть уничтожает любовь. А ненависть для нас, христиан, - прямое богоборчество. Потому что Сам Христос возвестил нам, что Бог есть Любовь.

Да, безусловно, с чем-то в общественной и культурной жизни мы соглашаемся, а с чем-то нет. У нас были принципиальные и даже жесткие дискуссии по многим явлениям современной культурной жизни. Но никаких требований что-либо запретить от Патриаршего совета по культуре не исходило никогда.

- А вообще, должна быть в государстве цензура?

- Почитайте у позднего Пушкина о цензуре, которую он признает необходимой в обществе и государстве. И он очень убедителен. Но беда в том, что, как только мы начинаем заниматься возведением здания цензуры, на его окнах появляются решетки.

- Христос предупреждал Своих учеников: будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10, 22). Что лично для Вас означают эти слова? С Вашей точки зрения, они сбываются? Церковь сегодня ненавидима? Нападки, информационные атаки, бурная критика в соцсетях - можно ли все это объяснить «ненавистью за имя Его»? Или мы себя переоценим, если вот так все это объясним?

- Ненависть безбожной власти к нашим новомученикам была действительно во многом ненавистью за имя Христово. Огромная всесоюзная организация - «Союз воинствующих безбожников» - объявила безбожную пятилетку, к окончанию которой даже имя Божие, по их расчетам, должно было уйти из народной памяти и не произноситься более в Советском Союзе. Вот это была действительно инфернальная, адская ненависть ко Христу. Вот здесь эти слова Спасителя действительно сбылись.

Ненависть ко Христу, конечно, и сейчас никуда не делась. Но не думаю, что именно она сегодня - единственная составляющая негативного отношения к Церкви. Наши собственные ошибки, наши грехи ложатся тенью на представление людей о Церкви. Нам самим надо на себя почаще оглядываться, а не объяснять всё «ненавистью за имя Его».

Но, конечно же, нельзя не учитывать системную работу, которая ведется с целью выставить Церковь в самом негативном свете. Здесь уже каждое лыко в строку! Но, повторюсь, и мы сами порой в этом помогаем, к большому сожалению.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион. Великое освящение храма во имя всех Саратовских святых г. Саратова. 16 сентября 2018 года- С одной стороны, в Русской Церкви сегодня немало делается для увековечивания памяти новомучеников и исповедников; с другой - можно ли, с Вашей точки зрения, сказать, что наши новомученики для нас - то же, чем становились мученики эпохи Диоклетиана для ранних христиан? Есть такое мнение: мученики нам, сегодняшним теплохладным христианам, не нужны, нам нужны святые, которые помогают в наших нуждах и бедах. Вы согласны с этим утверждением?

- Я бы не согласился, что сегодня в нашем православном народе нет искреннего почитания новомучеников. Конечно, патриарх Тихон, или священномученик Иларион (Троицкий), или те саратовские новомученики, память которых мы совершаем сегодня, - это не такие вселенские святые, к которым не зарастает народная тропа уже полтора тысячелетия, как к святителю Иоанну Златоусту, или святителю Николаю, или великомученице Екатерине. Дело в том, что традиция почитания новомучеников еще до конца не сложилась, не стала семейной, наследственной. А традиция почитания святителя Николая или великомученика Пантелеимона есть: мы знаем, что им молились наши близкие и далекие предки, что в наших домах хранились их иконы, в наших городах еще многие сотни лет назад строились посвященные им храмы. Это - традиция. Но я бы ни в коем случае не сказал, что судьбы новомучеников не находят живого отклика в сердцах православных.

- У Вас большой опыт разрешения проблем, возникающих между музейным, научным сообществом, реставраторами и Церковью: как бы Вы сформулировали основные принципы этого взаимодействия? Считаете ли Вы возможным избегать каких бы то ни было конфликтов и при этом всегда спасать то, что необходимо спасти?

- Самое главное - понять друг друга. Представителям Церкви понять музейных хранителей и реставраторов, а им, в свою очередь, понять нас. И вместе прийти к приемлемому и разумному решению - мне не хотелось бы использовать здесь слово «компромисс». Вот, есть у нас в Псковской епархии древний Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, в нем бесценные фрески XII века. Сейчас открыть двери этого храма на целый день и для всех желающих, как в обычных церквях, невозможно: фрески будут утрачены. Невозможно и постоянное совершение богослужений. В Мирожском монастыре есть храм, в котором служат ежедневно, а в древнем храме службы совершаются несколько раз в год, и при этом ограничивается количество свечей. Все пошли навстречу друг другу.

- Вы - главный редактор портала Православие.Ru; и у меня, как журналиста, к Вам больной вопрос: какой должна быть сегодня церковная журналистика? Как работать, чтобы людям скучно с нами не было?

- У православной журналистики должна быть и церковная аудитория, и внешняя. Православием, церковной жизнью интересуются многие - не только те, кого можно назвать людьми воцерковленными. Важно каждому «дать ответ о нашем уповании», но при этом чтобы и проблематика, и сложная терминология или просто наше православное семейное словоупотребление не препятствовали пониманию, не исключали внешних по отношению к Церкви людей из диалога. А если православная публицистика скучная, значит, она попросту непрофессиональная.

Журнал «Православие и современность» № 43 (59)

[Подготовила Александра Васильева]

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Владимировна Васильева
Все статьи Александра Владимировна Васильева
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2025
Мы горды, что являемся Вашими современниками
Приношение народному артисту Василию Ливанову в честь его 90-летия
18.07.2025
День обретения мощей преподобного Сергия Радонежского
Сегодня мы также празднуем день памяти прпмцц. вл. кн. Елисаветы и инокини Варвары, вспоминаем Императора Иоанна VI и живописца В.Д.Поленова
18.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Впечатления от просмотра фильма «Вызов»
Новый комментарий от Vladislav
12.08.2025 22:16
О загадке Владимира Мединского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
12.08.2025 22:09
«О! Сколько нам событий чудных готовит Просвещенья дух...»
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.08.2025 21:25
Трамп громит ФРС и спасает доллар
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.08.2025 20:23
Суд над правозащитником Александром Гапоненко
Новый комментарий от Человек
12.08.2025 19:15