Без семьи

0
654
Время на чтение 5 минут

В любом церковном книжном магазине вы легко найдете книги о браке, семье и воспитании детей; на любом православном сайте - публикации на эту тему. Правильно - ее важность вряд ли нуждается в пространном обосновании. Но вот для тех, у кого ни супруга (супруги), ни детей по тем или иным причинам, книг нет - именно специально для них... Простите, если они есть, а я их не знаю, но я не видела ни одной. Попробую сама заполнить пробел. И решусь написать прямо: бессемейность и бездетность - это очень большая беда.

Цель христианского пути - обрести Царство Божие внутри себя, которое, как утренняя заря, возвещает сердцу о дне вечномВы понимаете, прямо всегда лучше. Прямо - означает, что мы называем вещи своими именами и живем в реальности. Фальшивое бодрячество (чрезвычайно распространенное, кстати, среди немолодых одиноких женщин - вместе с нарочитой грубоватостью, элементами мужского поведения и т.д.) - это ложный и опасный способ решения проблемы. Потому что в один непрекрасный день его возможности кончатся. Оно схлынет, как волна. И обнажит черные камни беды. И человеку останется только завыть... Или запить, что тоже, увы, случается довольно часто - и с женщинами, и с мужчинами.

Отчет в своей ситуации нужно отдавать себе вовремя. Вовремя и честно. Не стоит искать способы отгородиться от очевидного факта, отвлечься от него. Не нужно делать вид, что у тебя всё отлично, что тебе ничего не требуется. Следует сказать: да, у меня в жизни есть такая беда. Да, я обделена и страдаю. Да, мой возраст лишает меня надежды. Что дальше? Дальше - я буду делать лучшее, что можно делать в этой ситуации: учиться жить со своей бедой, со своей болью. Жить достойно и радостно. Потому что жить нерадостно - значит вот именно жить недостойно. Недостойно звания человека и, уж тем паче, христианина: да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин.15,11). Отказ от радости - это отказ Христу.

Да, специально для нас ни одной книги, может быть, и не написали. Но для нас всех, одиноких, семейных, мирян, монашествующих, для всех без различий - написали Евангелие. И всё, что после Евангелия. Читая эти книги, мы понимаем: у Бога несчастных нет. Почему юродивая, оборванная и бездомная Ксения, нищая и слепая Матрона, а за нею другая Матрона, которая, плюс к слепоте, была еще и парализована, всю жизнь лежала на детской кроватке и умерла в тюремной психбольнице, именуются блаженными, то есть, по сути, счастливыми? Потому что их человеческая воля не расходилась с волей Божией, а это блаженство, это счастье выше всех земных. Когда вдумываешься в эти жития, понимаешь: Тот, Кто нас создал, восполнит любую нашу земную обделенность. И это мы должны почувствовать - не на том только, а уже на этом свете, здесь. «Цель христианского пути - обретение еще теперь, на земле, того Царства Божия внутри себя, которое, как утренняя заря, возвещает сердцу о дне вечном» - писал Сергей Иосифович Фудель в книге «Путь отцов» и там же приводил слова Илии Пресвитера: «Кто не наслаждался здесь сими плодами духа, тот не может сподобиться наслаждения ими и там».

Но путь к истинной Радости непрост, а здесь, на земле, нас подстерегает масса ловушек. Одна из них - ложное чувство вины, особенно свойственное одиноким женщинам. Синдром вины («Ты сама виновата!») женщине, а верней, подошедшей к границе опасного возраста девушке зачастую навязывают окружающие, причем искренне желая ей добра... или уверяя в этом самих себя.

 Анализировать их советы - от «продумай прическу» до «роди просто для себя» - я не стану. Скажу лишь, что пользы от подобной «работы» доброжелательниц, как правило, никакой; а вот продиктованное ими «Ты сама виновата» может засесть в человеке на всю его земную жизнь. Человек будет жить на скамье подсудимых с колоссальным комплексом неполноценности, кучей его порождений: резко завышенной агрессией, болезненной обидчивостью, сверхранимостью, неспособностью адекватно реагировать на критику...

Возможна и другая крайность: робость, зажатость, страх высказать свое мнение в каком-либо споре или конфликте («Что я могу в жизни понимать?..»), покорное принятие самого грубого, унизительного, хамского обращения: «Я не заслуживаю уважения - его заслуживают настоящие женщины, матери и жены».

От чувства вины нужно избавляться. У нас вообще не должно быть чувства вины - у нас должно быть сознание греха и необходимости раскаяния. Вина - это перед человеческим сообществом с его установками, грех - это перед Богом. Именно последним должен быть человек озабочен, а не первым. Первое - взаимоотношения с людьми - приложится и разрешится. Нет смысла искать и исследовать свою вину в том, что «так получилось». Важно понять: мы не авторы своих биографий, не хозяева своих судеб. Да, мы слышали про тивоположное много раз и с разных сторон - человек-де может всё, «он сам кузнец», но это не так на самом деле. Евангельское Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? (Мф. 6,27) - это ведь о земной участи каждого из нас: мы не можем ничего тут себе прибавить. Мы вышиваем свое спасение сами, да, но - по той канве, которую заготовил для нас Создатель. Поэтому не нужно судить себя за канву. Канву, то есть судьбу, нужно принять как волю Божию о себе, как Его Промысл в твоей жизни.

Главное - не останавливаться «Боюсь, что меня будут жалеть» - как это знакомо! Но на самом деле мы ведь не жалости боимся. В жалости мы нуждаемся, жалость - это то же, что любовь: жалеть, жаловать, дарить. А боимся мы презрения. Хотя презрения не нужно бояться совсем. Людей, которые готовы презирать других, чем бы их презрение ни мотивировалось, нужно вот именно пожалеть. Потому что они несчастны, потому что в их душах царит мрак, потому что они не понимают, какой совершают грех: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих (Мф. 18,10). Главное - никогда не смотреть на себя их глазами - оком нечистым (см. Мф. 6,22). Мне пришлось в свое время это объяснять - не одинокой женщине, нет, а молодому человеку с инвалидностью и гигантским комплексом. Не знаю, насколько удалось... Но сейчас надеюсь, что этот мой текст поможет людям разных судеб.

Комплекс неполноценности вообще - обратная сторона гордости. Гордость в данном случае выражается в желании быть полноценным («не хуже других») с «общечеловеческой» точки зрения или - по меркам того сообщества, в котором живешь. Но святые потому за этим и не гнались, что смирялись, значит, и нам нужно это оставить, помня, что в Царстве Небесном первые будут последними и последние первыми (см. Мф. 19,30).

Ситуация личного одиночества экстремальна. Но именно экстремальные ситуации подвигают нас к духовному труду, к осознанию того, что в благополучии мы, может быть, не осознали бы. Главное - не останавливаться. На днях, зайдя в пункт проката велосипедов, заметила на стенке цитату - вроде как из Эйнштейна: «Жизнь похожа на езду на велосипеде: чтобы сохранять равновесие, нужно всё время двигаться». Помогло... Впрочем, бессемейность совсем не синоним одиночества. Одиночество - отдельная тема, это сложное внутреннее состояние, оно имеет глубинные причины и не обусловлено причинами внешними; а потому вполне возможно и при «полном комплекте» - супруге, детях, внуках. При том, что иной человек, не имеющий «комплекта», не чувствует себя одиноким, напротив - с ним всегда люди, и он всегда с людьми. Путь человека в норме - это путь из одиночества к людям, при швинская «дорога к другу». Это путь возрастания в любви, в принятии других «я», в осознании их равноценности твоему. И дай Бог, чтоб наша экстремальная ситуация заставила нас двигаться по этому пути как можно быстрее.

Фото из открытых интернет-источников

«Саратовская областная газета» № 142, 27 сентября 2017 г.

Александра Васильева

Источник: Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Владимировна Васильева
Все статьи Александра Владимировна Васильева
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07