В многомятежной и славной истории нашего Отечества вряд ли удастся отыскать длительные периоды благоденствия и спокойной созидательной деятельности. Вот и в наше время, если провести опрос среди различных слоёв населения - бизнесменов, представителей власти и простого народа: а «кому на Руси жить хорошо?» - мы ведь таких счастливчиков и не найдем.
Если отбросить все частные ответы и подняться на уровень крупного исторического масштаба и спросить: а в чём собственно проблема-то? - то пожалуй ответить можно так: Россия медленно развивается.
Мы уступаем соседям не столько в имеющихся у нас национальных богатствах, сколько в динамике их изменений. «Рост прироста» необходим России не столько для решения внутренних проблем, он напрямую влияет на способность страны к международной конкуренции. Он напрямую влияет на государственную безопасность.
Что-то мне подсказывает, что именно угроза национальной безопасности исходящая от медленного роста экономических и других показателей развития страны может стать важнейшим стимулом для власти задуматься о смене государственного внутриполитического курса.
Среди патриотической общественности давно не утихают дискуссии о возможных путях развития страны. Предлагается «взять самое лучшее» из предшествующих типов государственного устройства или построить «СССР 2.0», или реставрировать монархию, теократию и т.д. Рецепты самые разные, хотя люди, предлагающие эти рецепты, хотят одного и того же: сделать Россию крепкой и могучей державой, заботящейся о своих гражданах и ведущей независимую внешнюю политику.
А есть ли профессиональные оценки, научно-обоснованные методики реформирования России? Слушайте, оказывается есть такие работы! Причём их можно найти среди открытых источников!
Так в 2017 году Институт философии РАН опубликовал коллективную монографию «Социогуманитарные аспекты ситуационных центров развития» под редакцией В.Е. Лепского и А.Н. Райкова.
В этой монографии рассмотрена проблема совершенствования системы государственного управления с использованием Системы распределенных ситуационных центров на основе современных представлений об управлении, кибернетике третьего порядка и цифровой экономики.
В первой части работы даётся критическая оценка состоянию управления, уровню развития и национальной безопасности России. По мнению авторов, начиная с перестройки в России отсутствуют силы, заинтересованные в развитии страны, налаживании стратегического управления. Отсутствие субъекта развития (запомните этот термин!) снижает также и уровень государственной безопасности.
Вторая часть монографии посвящена современным научным представлениям об управлении социальными системами, даётся обзор эволюции этих представлений. Итогом рассуждений авторов является вывод о необходимости использовать технологии управления разнообразием, технологии сборки и разрушения субъектов развития, преодоления автоматизма управленческих решений в пользу рефлексии. В таких условиях эффективным инструментом управления могут стать ситуационные центры, выведенные на новый этап своего развития.
Третья часть повящена вопросам эволюции и обзору современного состояния российской системы ситуационных центров. Обосновывается возможность и необходимость решения национальных задач стратегического планирования и проектного управления через модернизацию имеющихся ситуационных центров в систему распределенных ситуационных центров развития.
Четвёртая часть монографии полностью посвящена прикладным вопросам использования социогуманитарных технологий:
- проблема сборки субъектов;
- разработка саморазвивающихся субъектно-ориентированных моделей управления;
- разработка концептуальных основ компетентностного подхода при организации общественной экспертизы в системе распределенных ситуационных центров развития;
- принципы коллективного стратегического целеполагания и планирования при поддержке принятия решений на распределенной сети ситуационных центров;
- социогуманитарные аспекты цифровой реальности и цифровой экономики.
Основная мысль монографии может быть сформулирована так: необходимо повышать роль науки и экспертных сообществ при решении вопросов управления, тем более, что Россия вступает на путь перехода от сырьевого типа экономики к инновационной модели развития. Научно обосновано использование такого инструмента развития как Система распределенных ситуационных центров развития (СРСЦ). Потенциал развития СРСЦ определяется, в первую очередь, ориентацией на консолидацию общества на основе проектной идентификации, установлением соответствия между сложностью системы и объекта управления (соблюдение принципа Эшби), созданием условий для позитивного восприятия и поддержки инноваций, органично связанных со стратегическим планированием и проектным управлением.
Ну что? Золотые слова! Как же мы без науки и применения новейших достижений сможем обустроить страну в XXI-м веке? Есть, есть-таки в России учёные и прорывные исследования, отвечающие на извечные российские вопросы: кто виноват и что делать? Отвечающие без ангажированности и политизированности, на строго научной основе, с применением опыта и результатов исследования современного нам учёного мира.
Андрей Добрынин, г.Тюмень
Источник: КОНТ