Странник одухотворенный

В нынешнем году, 9/22 января, исполнилось 150 лет со дня рождения одной из самых загадочных и мифологизированных фигур Русской истории начала ХХ века - Григория Ефимовича Распутина-Нового. «ПК» уже опубликовал ряд материалов о нем и даже некоторые сочинения самого «опытного странника». Но это были небольшие статьи по отдельным темам и краткие отзывы и свидетельства его почитателей (протоиерея Аркадия Петровцева; директора издательства «Царское Дело», ответственного секретаря Народной комиссии по общественной реабилитации Г. Е. Распутина С. И. Астахова и др.). По случаю юбилейной даты мы подготовили более основательную беседу с уже знакомым читателю историком, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Дмитрием Игоревичем Стоговым.

- Дмитрий Игоревич, мы уже беседовали с Вами о черносотенцах - деятелях монархического движения начала ХХ века (см. № 197-199) и о первом Русском Царе - Иоанне Васильевиче Грозном (см. № 205-207). Знаю, что сейчас Вы взялись за новый труд -работаете над темой о еще одной пререкаемой исторической фигуре - Григории Ефимовиче Распутине-Новом. Когда и как произошло Ваше знакомство с этой личностью как историка и что побудило углубиться в исследование его биографии?

- Мое знакомство, а точнее, процесс изучения личности Григория Ефимовича Распутина-Нового имеет несколько стадий. Как и многие, впервые я услышал это имя в школьные годы и, что вполне естественно для переломной эпохи (конец 1980-х - начало 1990-х гг.), в резко негативном ключе. Распутина представляли нам как хитрого развращенного мужика, с помощью подлости и лести добившегося доверия Царственных особ и чуть ли не единолично творившего всю внутреннюю и внешнюю политику предреволюционной России. Нам рассказывали, будто бы он, словно по мановению волшебной палочки, назначал и низвергал министров, всячески препятствовал развитию страны, да еще вдобавок был германским шпионом. Не хочется об этом говорить, но в те уже далекие годы мы «узнавали» Распутина через всевозможные пасквили, вроде печально известного произведения В. С. Пикуля «Нечистая сила».

К концу 1990-х, будучи студентом Российского государственного педагогического университета, под влиянием друзей-единомышленников, лучше меня знакомых с православной литературой (я тогда еще только начинал воцерковляться), это представление было подвергнуто в моем уме некоторой корректировке. Именно тогда я впервые услышал о Г. Е. Распутине как о Друге Царской Семьи, немало сделавшем для спасения от приступов страшной болезни, гемофилии, Наследника Цесаревича Алексия. Свидетельствую, что в конце 1990-х годов некоторые верующие, участники монархических молитвенных стояний у петербургского храма Спас-на-Крови и крестных ходов от сего храма к Казанскому собору, несли с собой не только иконы Царственных Мучеников, но и портреты Григория Ефимовича (равно как и Царя Иоанна Васильевича Грозного).

Отмечу и еще одно обстоятельство, которое радикальным образом повлияло на пересмотр моей позиции относительно личности Григория Ефимовича. Будучи студентом магистратуры, я переводил с английского языка «Воспоминания» одного из участников его убийства - Ф. Ф. Юсупова-младшего. Знакомство с этим своеобразным источником и сопоставление его с другими доступными мне тогда материалами привело к выводу не только об ужасе злодеяния в ночь с 16 на 17 декабря (ст. ст.) 1916 года в Юсуповском дворце, но и о совершенно аморальном облике мемуариста, на страницах книги которого ложь «цвела буйным цветом».

 


Г. Е. Распутин-Новый.
Царское Село, до 1910 года

 

Позже, работая над кандидатской диссертацией, я в еще большей степени убедился в этом и уже окончательно отбросил различные лживые представления о Г. Е. Распутине, чуть ли не до настоящего времени господствовавшие в отечественной и зарубежной историографии. В этом мне во многом помогло знакомство с письмами святых Царя Николая и Царицы Александры, изучение некоторых архивных дел из личного фонда Г. Е. Распутина в Государственном архиве Российской Федерации, чтение православно-монархической литературы. В кандидатской диссертации, посвященной правым салонам, и в изданной чуть позже на ее основе монографии был сформулирован следующий вывод: «Листовки и „летучие листки" антираспутинского содержания... содержат информацию о жизни и деятельности старца, посещавшего ряд салонов, часто основанную на вымысле и слухах и требующую документальной перепроверки» (Стогов Д. И. Правомонархические салоны Петербурга-Петрограда (конец XIX - начало ХХ в.) СПб., 2007. С. 19).

В дальнейшем, знакомясь с новыми историческими источниками, я все тверже убеждался, что Григорий Ефимович еще при жизни был оклеветан, а в продолжение последующих ста лет эта клевета тиражировалась практически всеми и везде. Поэтому необходимо выявить причины данного явления и объяснить, чем же так не угодил Распутин тогдашнему высшему свету российского общества.

 

Вплоть до наших дней издавались и издаются сотни работ, посвященных старцу, однако, к сожалению, до широкого читателя, как правило, доходят лишь те из них, где вновь, как в советское и предреволюционное время, тиражируются лживые инсинуации о его «похождениях». А действительно научные труды, в которых негативная точка зрения существенно пересматривается, выходят ограниченными тиражами и очень быстро становятся библиографической редкостью.

- Прошлую беседу о Царе Иоанне мы начали с обозначения исходной позиции. Предлагаю пойти тем же путем. Мнения о Г. Е. Распутине условно также можно разделить на три категории: 1) абсолютно аморальный и корыстный тип, сыгравший исключительно негативную роль в судьбах Царской Семьи и России; 2) простой грешный человек, во многом оклеветанный, но далеко не святой; умело использованный темными силами для дискредитации Русских Монархии и Церкви; 3) оболганный православный подвижник, старец, безсребреник и чудотворец; мученик за Веру, Государя и Отечество. Какая из этих позиций наиболее близка Вам и почему?

- Для меня Григорий Ефимович Распутин-Новый - прежде всего Друг Царской Семьи, праведник, оболганный либерально-большевистской пропагандой. Почему? Во-первых, именно так рассматривали личность старца духовно близкие к нему люди - святые Царь Николай и Царица Александра Феодоровна, о чем свидетельствуют их письма, дневниковые записи. Во-вторых, в источниках отсутствуют какие-либо прямые доказательства порочности Распутина, о чем мы поговорим отдельно. В-третьих, именно такой, третьей позиции придерживаются многие особо уважаемые мною люди, убежденные монархисты, историки, писатели, журналисты - О. А. Платонов, А. Н. Боханов, С. И. Астахов и др. 

- Григорий Ефимович, на первый взгляд, не имел каких-то выдающихся деяний. В любом случае - если рассматривать его и как простого грешника, и как подвижника благочестия - таких людей на Руси было немало. Почему же он привлекал и до сих пор, спустя уже более века после своей кончины, привлекает столь огромное внимание, вызывает горячие споры? Зачем сегодня узнавать о нем правду, разбираться в перипетиях его жизни, что эти знания дадут современному человеку?

- Личность Григория Ефимовича привлекает внимание в первую очередь тем, что он был приближен к святой Царской Семье и пользовался ее особым благорасположением. Старец лечил святого Цесаревича Алексия, причем помогал ему тогда, когда обычная медицина оказывалась неспособной чем-либо улучшить его состояние. Кроме того, сегодня, спустя более сотни лет, становится очевидным, что именно роковое убийство старца Григория повлекло за собою цепь страшных и печальных событий, связанных с революционным хаосом и смутой.

Иными словами, убийство Распутина, как отмечают современные историки-монархисты, стало первым выстрелом революции. Ну и, наконец, в деле популяризации имени старца постарались враги России и Русской Монархии, создав лживый и поистине демонический его образ, вызвав вокруг него нездоровый интерес. На «раскрутку» этого лжеобраза, придуманного явно по наущению врага рода человеческого, были потрачены огромные средства. А когда в сознании общества уже сформировался крайне негативный взгляд на личность старца Григория, вступили в силу законы рынка, законы спроса. Т. е. дальнейшее продвижение лжеобраза становилось способом извлечения все большей и большей выгоды для писателей, издателей, кинематографистов. Подспудно решалась и еще одна задача, которая с точки зрения мировых «творцов истории» является главной, а именно - представить Россию и Русский народ в самом неприглядном виде, облить их грязью, внушив всем и вся, что, дескать, вот он, Русский мужик «во всей своей красе», пьяница и блудник! И враги России резюмируют: что нужно делать с таким народом? Правильно! Он вообще не должен существовать! Так отец лжи через демонизацию образа Распутина открывает новый фронт борьбы с оплотом Православия, Русским народом, с Россией, которая Божией милостью до сих пор жива.

 Исходя из сказанного, становится понятым, для чего всем нам необходимо узнавать о старце Григории правду, разбираться в перипетиях его жизни. Истинные сведения о Григории Распутине дадут нам возможность понять, что это был за человек, какой высокой нравственной силой он обладал, почему его уважали и чтили Царственные Мученики, за что он принял мученическую смерть и, в конце концов, позволят выявить алгоритм формирования клеветнических измышлений о старце. Дальнейшее освобождение личности Г. Е. Распутина от клеветы, лжи, инсинуаций - процесс долгий и сложный, но крайне важный, и не только потому, что всем нам необходимо знать историческую правду, но и для раскрытия внутренних механизмов, связанных с организацией процесса свержения Монархии в России в роковом для нее 1917 году.

- На какие источники Вы опираетесь, изучая биографию Григория Ефимовича? Какая градация существует в материалах о нем - по их форме, характеру, достоверности? Что Вы порекомендуете для начального ознакомления с темой? Как Вы относитесь к трудам других его апологетов - А. Н. Боханова, О. А. Платонова, С. В. Фомина, И. В. Евсина, В. Г. Цветкова, режиссера В. Е. Рыжко? Может быть, Вы не согласны с мнениями этих авторов по тем или иным отдельным моментам и отметите конкретные недостатки и, наоборот, преимущества их работ?

- Все источники я могу условно разделить на прораспутинские и антираспутинские. К первой группе относятся свидетельства близких к Распутину лиц. В частности, это дневник и переписка Императора Николая II, письма Императрицы Александры Феодоровны, а также Царских детей, письма и мемуарные свидетельства людей из окружения Распутина (А. А. Вырубовой, Ю. А. фон Ден и др.). Кроме того, это архивные документы, в основном сохранившиеся в фонде 612 ГАРФ (личный фонд Г. Е. Распутина), в том числе его записки, письма и т. д. И еще - дореволюционные сочинения как самого Г. Е. Распутина, так и людей, приближенных к старцу.

Вторая группа источников гораздо более обширная. К ней можно отнести различные документы, связанные с деятельностью Распутина, авторы которых пытались представить его в негативном свете. Например, это знаменитое «Тобольской духовной консистории секретное дело о крестьянине Григории Распутине-Новом», которое опубликовал С. В. Фомин; данные наружного наблюдения за старцем, осуществлявшегося на протяжении нескольких лет агентами охранного отделения. Информация этого источника, однако, крайне противоречивая. К тому же при обработке и систематизации данные зачастую искажались  высокопоставленными чиновниками, дабы опорочить Распутина, представить его пьяницей и развратником. Пристального внимания заслуживают стенограммы допросов и показаний, другие следственные материалы, относящиеся к деятельности Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК) Временного правительства (1917 г.). Эти сведения весьма противоречивы и сбивчивы; многие из них основаны на слухах и вымысле. При их анализе необходимо помнить, что показания давались в 1917 году и свидетели старались по возможности «обелить» себя и максимально отгородиться от «преступников» и «шпионов», к коим т. н. «общественное мнение» причисляло старца и близких к нему людей.

Я уже упоминал листовки и «летучие листки» антираспутинского содержания. Эти источники, датированные 1917 годом, характеризуют позицию «общественного мнения» относительно деятельности Распутина и близких ему кружков. К этой же группе источников примыкают многочисленные газетные публикации предреволюционной и революционной поры. Либеральные и левые газеты усердствовали, дабы создать негативный образ старца и растиражировать его. На это тратились громадные средства. Статьями антираспутинского содержания пестрят либеральные газеты «День», «Речь», «Утро России», «Биржевые ведомости» и многие другие. Как это ни парадоксально, не отставали от них в травле Григория Ефимовича и некоторые черносотенные издания («Русское знамя», «Земщина» и др.). Вслед за либералами и левыми политиками черносотенцы повторяли и тиражировали антираспутинские слухи и сплетни - о «проходимце-хлысте», «развратнике», «конокраде», «грязном авантюристе, втершемся в доверие к Царской Семье», и т. п. Казалось бы, правые всеми силами боролись с либеральной и левой пропагандой, пытаясь, по меткому выражению известного черносотенца, профессора Б. В. Никольского, «сокрушить крамолу». Но вот абсурд: эти искренние монархисты (уж, по крайней мере, Б. В. Никольского невозможно заподозрить в двуличности и тайном служении революции), когда дело касалось Распутина, легко поддавались на всю ту же пропаганду противников, очерняющую образ Друга Царской Семьи с целью дискредитации Монархии и монархической идеи! Конечно, вопрос о причинах негативного отношения монархистов к старцу Григорию требует всестороннего изучения и глубокого анализа...

Наконец, мемуарные источники. Они столь многочисленны, что создается впечатление, будто буквально каждый современник, чудом уцелевший в революционной резне и оказавшийся волею судьбы в эмиграции, в относительной безопасности, считал своим долгом поведать читателю какие-либо сведения (как правило, опять-таки вперемешку с клеветническими измышлениями), касающиеся Распутина. Вместе с тем, сквозь пелену лжи даже в этих мемуарах, в целом написанных с антираспутинских позиций, пробиваются лучи правды - т. е. содержатся некоторые вполне реалистичные сведения о Григории Ефимовиче. Так что при анализе подобного рода материалов нужно отделять «зерна от плевел» и так или иначе использовать даже имеющиеся в нашем распоряжении весьма сомнительные источники для реконструкции истинного облика оклеветанного старца. В этом, собственно, и заключается задача историка.

К антираспутинским сочинениям можно отнести и откровенно сфальсифицированные тексты. Самый знаменитый из них - написанный в 1920-е годы писателем А. Н. Толстым и историком П. Е. Щеголевым «Дневник А. А. Вырубовой». В 2008 году историк Д. А. Коцюбинский переиздал со своими комментариями т. н. «Дневник Г. Е. Распутина», который, однако, судя по всему, является таким же апокрифом, как и «Дневник Вырубовой». Сообщения об этой публикации были широко растиражированы СМИ. Правда, сам публикатор в предисловии подчеркивает, что «очень многое заставляет отнестись к „Дневнику" Распутина весьма настороженно» (Дневник Распутина. М., 2008. С. 6 (предисловие Д. А. Коцюбинского)).

 
Книги Олега Платонова и Александра Боханова о Царском Друге

Несколько слов об упомянутых Вами книгах апологетического характера. Говоря в целом, они опровергают традиционные негативные представления о Друге Царской Семьи. Одной из первых работ в этом направлении стала книга доктора экономических наук О. А. Платонова «Жизнь за Царя. Правда о Григории Распутине». Исследователь работал в архивах, в том числе в Государственном архиве Российской Федерации, Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области, а также в бывшем Особом архиве КГБ СССР (содержавшем материалы по истории масонства), совершил ряд поездок по местам, связанным с жизнью и деятельностью Г. Е. Распутина, беседовал со старожилами села Покровского (родины Царева Друга), еще помнившими своего знаменитого односельчанина. В результате О. А. Платонов установил, что клеветнические измышления в адрес старца исходили прежде всего от его завистников - священнослужителей села Покровского, части высшего духовенства, представителей придворных сфер (из окружения Великого Князя Николая Николаевича), а затем умело использовались откровенными врагами России и Русского народа (в том числе масонами) для дискредитации монархической идеи, Царской власти, для разрушения нашего традиционного уклада и борьбы с Православной Церковью.

Среди работ последних лет, посвященных закулисной борьбе в окружении Николая II, большой интерес представляют многочисленные книги историка С. В. Фомина из серии «Григорий Распутин: расследование». Автор привлек огромное количество источников (мемуары, дневники, периодическую печать и т. д.), в том числе и архивных, а также изданных в эмиграции. Многие из них впервые введены в научный оборот и существенным образом расширяют представление о деятельности Г. Е. Распутина, опровергают различные ложные представления, укоренившиеся в советской и отчасти в постсоветской историографии (например, о его пьянстве и разврате). Однако значительным недостатком труда С. В. Фомина является, по моему мнению, некоторая аморфность в изложении материала, встречающиеся в отдельных местах нарушения логической последовательности и другие сомнительные моменты.

А. Н. Боханов в посвященной Г. Е. Распутину книге «Правда о Григории Распутине» рассматривает проблему формирования мифов о нем: какие силы были заинтересованы в создании демонического облика Царева Друга, как и почему многие люди, исповедовавшие монархические идеалы, вдруг оказались в одном стане с самыми оголтелыми революционерами в деле распространении клеветы на старца. Монография содержит богатый фактологический материал, хотя в целом написана в публицистическом жанре.

В названных книгах (как и в работах Т. Л. Мироновой «Из-под лжи. Государь Николай II. Григорий Распутин», Ю. Ю. Рассулина «Месть врага рода человеческого», статьях иерея Сергия Чечаничева, опубликованных на портале «Русская народная линия», и др.) достаточно подробно исследуется деятельность Григория Ефимовича и его окружения. Вместе с тем остается и ряд непроясненных вопросов. К примеру, не до конца выявлен круг контактировавших с ним лиц. Остается открытой проблема наличия или отсутствия двойников, которые, по одной из версий (ее разделяет, в частности, В. Е. Рыжко, но опровергает С. В. Фомин), своими действиями дискредитировали старца.


Григорий Распутин со своими детьми
Матреной, Варварой и Дмитрием в селе Покровском

Выявленные в фондах Российского государственного военно-исторического архива данные наружного наблюдения за князем-авантиюристом М. М. Андрониковым помогают определить, как часто Распутин бывал на его квартире, а также несколько скорректировать круг людей, так или иначе связанных со старцем. Изученные мною источники (в том числе архивные, многие из которых впервые будут введены в научный оборот), связанные с деятельностью правых салонов и кружков, посещавшихся Распутиным, также некоторым образом формируют представление о знакомых сибирского старца, о характере (позитивном или негативном) взаимоотношений с ними Григория Ефимовича.

Также я планирую ввести в научный оборот ряд мемуарных источников (в частности, воспоминания штаб-офицера для поручений при главноуправляющем Государственного коннозаводства князе Н. Б. Щербатове М. Е. Бульмеринга и офицера 146-го Царицынского полка К. Н. Николаева, близко знакомого с М. В. Родзянко), в которых содержатся живые свидетельства о встречах со старцем (не лишенные, впрочем, субъективного неприязненного «обрамления»).

Давно назрела необходимость подробного разбора вопроса о причинах резко негативного отношения большинства монархистов, черносотенцев к Григорию Ефимовичу (о чем еще будет сказано ниже).

Для первоначального знакомства с личностью старца Григория я бы порекомендовал, главным образом, две вещи. Во-первых, выпущенную в 2017 году, к 100-летию мученической кончины Г. Е. Распутина, издательством «Царское Дело» книгу «Вериги любви», в которой собраны все известные на настоящий момент литературные произведения и письма Царева Друга. Хотя Распутин был малограмотен, тем не менее, благодаря сохранившимся и в значительной степени изданным еще при жизни старца материалам, мы можем и сегодня, спустя более ста лет, получить представление о его наследии.

Во-вторых, я бы посоветовал книги А. Н. Боханова о Г. Е. Распутине, выходившие в разные годы. Написанные живым языком, доступные простому, неискушенному читателю, они способны направить ход мысли в правильное русло, стать своего рода маяком на пути дальнейшего изучения и лучшего понимания личности сибирского старца. 

- «Нарисуйте», пожалуйста, насколько возможно в рамках интервью, исторический портрет Григория Ефимовича, как он Вам представляется. Что это был за человек, каковы основные вехи его жизни и личностные особенности?

- Мне Григорий Ефимович представляется прежде всего странником одухотворенным. Вообще, идея странничества была широко распространена в дореволюционной России. Тысячи странников с котомками за плечами - с изможденными от долгих скитаний лицами, пронизывающим взглядом, в одежде из грубой ткани, из-под которой часто была видна власяница или даже вериги - ходили по городам и весям необъятной Российской Империи, посещали святые обители, молились. О ношении вериг пишет и сам Григорий Распутин. Примерно на рубеже XIX-ХХ веков он научился читать и писать, начал осваивать Священное Писание (которое вскоре выучил практически наизусть), вокруг него постепенно сформировался кружок единомышленников, которым он разъяснял Слово Божие.

Об основных вехах жизни Григория Ефимовича в последние годы написано множество научных и публицистических трудов, и при желании каждый может к ним обратиться. Здесь же я коротко напомню, что Распутин родился в селе Покровском Тобольской губернии, в семье крестьянина, 9 января (все даты здесь и далее приведены по старому стилю) 1869 года и при Крещении получил имя в честь святителя Григория Нисского. Сведений о его детстве и юности до нас дошло мало. Известно, что он занимался обычным крестьянским трудом, а также традиционной для Западной Сибири ямщицкой работой, ходил в обозах, ловил рыбу и т. д. С 15 до 38 лет, о чем он свидетельствовал сам, много болел, однако молился и постепенно смог излечиться от недугов. Совершал паломничества - как на сравнительно небольшие расстояния (к святому Симеону Верхотурскому, на Актай и проч.), так и по дальним обителям (например, в Киево-Печерскую лавру). Бывал старец и в Иерусалиме. Утверждение недругов Распутина о том, что в юности он занимался конокрадством, не выдерживает никакой критики.

В 18 с лишним лет Григорий женился на девице из соседней деревни Параскеве (Прасковье) Федоровне Дубровиной. Всего у них родилось семеро детей, но из них первые трое, а также последняя девочка, умерли. Остались в живых Дмитрий (1895-1933), Матрена (в церковной книге - Матрона, однако в семье ее часто называли Марией; 1898-1977) и Варвара (1900 - начало 1930-х гг.). Вдова Г. Е. Распутина, сын Дмитрий и дочь Варвара погибли в советских концлагерях, а Матрене удалось эмигрировать вместе со своим психически неуравновешенным мужем, поручиком Б. Н. Соловьевым (1893-1926).

Вокруг Григория Ефимовича постепенно образовался круг поклонников и почитателей, которые воспринимали его прежде всего как умудренного духовным опытом человека. Так сформировался образ благочестивого старца, и молва о нем все более распространялась не только по окрестным с Покровским селам, но и по всей России.

В 1904 году Г. Е. Распутин получил рекомендательное письмо от викарного епископа Казанской епархии Хрисанфа (Шетковского) и отправился впервые в жизни в Санкт-Петербург, к тогдашнему ректору Санкт-Петербургской духовной академии епископу Сергию (Страгородскому), будущему Патриарху Московскому и всея Руси. Известно также, что с владыкой Хрисанфом Григория познакомила миллионерша Ирина Александровна Башмакова из Тобольска. В Петербурге Григорий Распутин вошел в общение с архимандритом Феофаном (Быстровым) и другими влиятельными духовными лицами, получил приглашения в некоторые великосветские салоны (в том числе в салон графини С. С. Игнатьевой).

Дело в том, что, как сказано выше, в сибирский период жизни у старца Григория появились почитатели. Среди них встречались и некоторые экзальтированные особы с нездоровой психикой, одержимые модными в те годы идеями богоискательства, интересовавшиеся всем мистическим, таинственным. Г. Е. Распутин, как странник-аскет, привлекавший и располагавший к себе людей, несомненно обладавший провидческим даром (о чем есть немало свидетельств), оказался подходящим объектом для их чаяний. В числе подобного рода мистически настроенных людей и ревностных поклонниц старца выделялись черногорские Великие Княгини, сестры Милица и Анастасия (Стана) Николаевны, которые на тот момент были близки к Императрице Александре Феодоровне. Именно через них, судя по всему, и произошло знакомство Григория Ефимовича с Царской Семьей. Из дневника Николая II известна точная дата первой встречи - 1 ноября 1905 года. Григорий Ефимович, как уже отмечалось, мог останавливать кровотечения у тяжело больного Наследника Престола. В первую очередь это обстоятельство и обусловило его дальнейшее сближение с Семьей Государя. Их встречи становятся все более частыми, и Император и Императрица открывают для себя богатый духовный мир старца.

Тем временем, по мере роста популярности Распутина и, главным образом, вследствие особого расположения к нему Царя и Царицы, усиливается волна негатива против него. Этому способствовало и то, что старец откровенно указывал на далеко не нравственное поведение многих придворных, в том числе представителей Императорского дома. Ядром, центром антираспутинской политики вскоре стал кружок Великого Князя Николая Николаевича и сестер-черногорок, вследствие ряда обстоятельств превратившихся из друзей в ярых противников Григория Ефимовича. Появились антираспутинские публикации в печати, было заведено дело по обвинению его в сектантстве (хлыстовстве), причем инспираторы использовали в своих целях ложные показания односельчан старца и местного духовенства, недовольных его славой и, видимо, имевших к нему личную неприязнь. Постепенно, по мере того как о «феномене Распутина» узнавало все большее число людей, в травлю включились различные политические силы, не только либеральные и масонские, но, как уже отмечалось, и правоконсервативные.

 

Старец Григорий среди почитателей, Петербург, начало 1910-х годов

 

Григорий Ефимович продолжал жить в Петербурге, периодически посещая родное Покровское. Круг его общения поражает своим разнообразием - узнав о его приближенности ко Двору, совершенно разные по званию и политическим взглядам люди обращались к нему со всевозможными просьбами и он, судя по всему, старался никому не отказывать. Именно этим, на мой взгляд, объясняется появление несметного числа аферистов и проходимцев вроде И. Ф. Манасевича-Мануйлова или пресловутого князя М. М. Андроникова, которые вились вокруг Григория Ефимовича, но после того как тот, в силу своих высоких нравственных качеств, отказался идти у них на поводу, становились его яростными врагами. К такому типу людей, но несколько иного свойства, можно отнести и иеромонаха Илиодора (Труфанова), который, преисполненный грехом гордыни, вскоре отрекся от Церкви и стал неистовым хулителем сибирского старца. По его наущению полусумасшедшая сифилитичка Хиония Гусева летом 1914 года, в канун начала Первой мировой войны, совершила покушение на Распутина, к счастью, не смертельное.

Неоднократно старец предостерегал Царя от втягивания страны в мировую войну. Своей антивоенной позицией он вызывал резкую антипатию у представителей «партии войны», в том числе Великого Князя Николая Николаевича. В годы Первой мировой отношение к Распутину в обществе, благодаря усилиям огромного числа тогдашних средств массовой информации, стало еще более негативным. С его именем в массовом сознании связывались многочисленные беды военного времени. Центральным обвинением стала якобы причастность Григория Ефимовича и его окружения к шпионской деятельности в пользу Германии. В высших придворных кругах, непосредственно связанных с Императорским домом, созрел план физического устранения старца, который и был злодейски исполнен в ночь на 17 декабря 1916 года.

Беседовала Анна САМСОНОВА

Продолжение см. в след. номере

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дмитрий Стогов:
Продолжая традицию трезвости
Православные трезвенники совершили паломническую поездку на малую родину В.А. Михайлова в деревню Высокий Остров Новгородской области
01.09.2020
«Живая традиция трезвости»
В Санкт-Петербурге в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся юбилейный двадцатый крестный ход православных трезвенников
04.01.2020
Православное прочтение полифонического романа
В Православном драматическом театре «Странник» вручена премия С.А. Нилуса и состоялась премьера спектакля «Идиот» по произведению Ф.М. Достоевского
05.03.2019
«Нет места былым компромиссам – вкус трезвой молитвы сильней»
Православные трезвенники Санкт-Петербурга отметили Рождество Христово
15.01.2019
Все статьи автора
Анна Самсонова:
Все статьи автора
"Иоанн Грозный и Григорий Распутин"
Рождение русского войска
Иван Грозный стоял у истоков регулярных Вооружённых Сил России
23.09.2020
К 490-летию Царя Иоанна Грозного
В творческой мастерской протоиерея Феодора Конюхова состоялось освящение памятной доски, посвященной фактическому основателю государства Российского
08.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Какая языковая политика нужна России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 11:15
Органчик в голове
Новый комментарий от monarhist
2020-09-23 11:14
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 10:22
Рождение русского войска
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:45
Таблетки алчности
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:29
День начался настоящей мистикой
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 05:58