Откровенный разговор со священником из Крыма

Новости Москвы 
0
879
Время на чтение 14 минут

О реалиях церковной жизни в Крыму, о церковном единстве и кризисах, об отношении к татарам, о том, как муфтий пожертвовал миллион на монастырь, где лучше - в Афинах или в Тавриде, о жизненной радости, о многом другом рассказывает первый проректор Таврической духовной семинарии настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Ливадии протоиерей Дмитрий Гоцкалюк.

- Крым не только является благодатным полуостровом с прекрасным климатом, но и местом с древними святынями, монастырями и замечательными храмами, где живут наши собратья во Христе. Политические события последних лет многое изменили, в том числе и коммуникацию людей. Паломников из разных регионов Украины значительно убавилось?

- Разумеется, что приезжающих стало намного меньше, это связано и с неудобствами при пресечении границы, в особенности летом, финансовыми затратами. Мы это так понимаем, хотя могут быть и другие причины. Ограничений для паломников нет никаких, возможно, люди сами не решаются ехать по причине беспокойства и ложных представлений о том, что их не пропустят, машину заберут или еще что-нибудь. Сюда спокойно приезжают украинцы для того, чтобы проверить своё имущество, точно так же у жителей Крыма есть надобность приезжать на материк. Ранее паломнические группы посещали нас на регулярной основе, сейчас же этот поток обмелел. Есть неудобства с пересадками, т. к. прямых поездов теперь нет. Можно на автобусах приезжать, но необходимо пройти значительное расстояние пешком на границе и не каждый готов преодолеть это испытание. Что касается паломников из России, то они не так часто паломничают, как это делали украинцы. Вот сейчас, кстати, ко дню памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого) приезжает делегация из Греции (более 70 человек), ведь там святой очень почитается. Хочется, чтобы к нам приезжали люди из разных мест, мы всегда рады приезду наших братьев во Христе.

- Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь родом с Тернопольщины, некоторые наши однокурсники по семинарии также из западных областей Украины и служат давно в Крыму, да и у Вас фамилия тоже украинская. Почему в Церкви, среди настоящих верующих, никогда не поднимается национальный вопрос и они живут в мире, в отличие от политиков, и почему такая модель не принимается за образец?

- Национальный вопрос в Церкви - это ересь последнего времени, может быть, самая страшная из всех. Ни одна ересь не вызывает в людях такого ожесточения и такой ненависти, как религиозный национализм. Он изобретен не украинцами и не русскими - у греков, евреев он не менее острый, а порой даже безудержный был в свои времена. Но во всех областях, где есть Православие и поднимался вопрос национализма, он приобретал религиозную ересь, страшную, вплоть до кровопролития. А если люди придерживаются нормального церковного мышления и единения, остаются в лоне Церкви, то для них она остается за бортом, впрочем, как и любая другая ересь. Нужно иметь против религиозного национализма некий иммунитет, как это проявлялось в борьбе против всех ересей в истории Церкви. Мы потеряли этот иммунитет, т. к. долгое время вообще жили вне закона в советское время, а потом были брошены на волю судьбы в этом сложном мире. Но у греков это тоже очень сильно развито, я ведь долгое время жил в Греции. У них это называется εθνικισμός. Помните, у апостола Павла есть фраза о неразумном ревновании отеческих преданий? Так вот национализм строится на основании таких преданий вразрез с Божиими заповедями, а это всегда ведет к разрушению. Поэтому обществу нужно ситуацию пережить, выработать в себе иммунитет и с Божией помощью преодолевать, это касается всех людей, и церковных и нецерковных.

- Вы являетесь первым проректором Таврической духовной семинарии в Крыму. Способна ли семинария сейчас в полном объеме решать кадровые вопросы по обеспечению приходов священнослужителями?

- Больших проблем с этим в Крыму нет, но есть объективная реальность: у нас заметно сократилось количество студентов. Если быть точным, то в два раза, с 80 уменьшилось до 40. На сегодняшний день у нас не учится ни один студент с материка, хотя до 2014 г. таких ребят было 80-90%, они перестали поступать. Это ни в коем случае не позиция семинарии, а связано с политической ситуацией. Из-за этого, конечно, некоторые вещи ухудшились. Вот сейчас последний курс оканчивает обучение, и это все ребята из Крыма. Когда приезжают в семинарию из разных регионов и общаются между собой, то это всегда действует на пользу молодым людям, обогащает их и образовывает. Как это было во время нашего обучения в Киевской семинарии, когда приезжали ребята из Закарпатья, Донбасса, Полтавщины и т. д. К тому же теперь есть проблема с пением, ведь украинцы очень поющие, а нам этого очень не хватает.

Несмотря на вышеуказанные проблемы, семинария развивается. Пишутся работы, и преподавательский состав каждый год улучшается. Среди преподавателей есть бывшие выпускники Киевской, Питерской и Московской духовных школ, они защищают кандидатские работы. Как структура и духовная школа Таврическая семинария с каждым годом растет, и что-то меняется в лучшую сторону. А вот в плане студенчества для нас, безусловно, большой урон в том, что ребята из Украины не могут поступать. Ведь на юге России много своих школ: в Краснодаре, Ставрополе, Ростове, и оттуда в Крым тоже не доедут ребята. Вообще, в России более 30 духовных школ, и предложение даже превышает спрос в этом деле. С прошедшего года мы полностью работаем сами для себя, все наши студенты - жители Крыма.

- В апреле в Таврической духовной семинарии прошла ежегодная научно-богословская конференция «Таврические духовные чтения», посвященная теме «Православие в XXI веке: вызовы и ответы». Какое у Вас впечатление о семинаре и есть ли ответы у православных на сложные вопросы?

- Самые главные вопросы, которые обсуждались на форуме, касались расколов и того же национализма, и что может им противопоставить Церковь, исходя из своего 2000 летнего опыта. Ведь все уже ранее было в Церкви, просто это мы не готовы к подобным вещам оказались. И вторая немаловажная тема - самоопределение людей в Церкви. На самом деле все существующие кризисы происходят из-за главного кризиса - самоидентификации в нашей Церкви. Мы зачастую ищем не того, что осподь нам предлагает, ищем мирского. Не находим ответов, порой творачиваемся или привносим в Церковь больше мирского, чем берем уховного для себя из церковной сокровищницы. Обсуждался кризис амоидентификации православного христианина в современном мире, ызовы, касающиеся расколов, т. е. те вещи, о которых мы говорим на азличных площадках. И в духовных школах также предлагается система к ассмотрению таких вопросов как актуальных. Очень важно, чтобы подрастающее поколение понимало проблемы, с которыми уже сталкивается, училось находить выходы из таких ситуаций. Вызовы ведь есть не только внешние, но и внутренние. Никакие внешние вызовы не страшны в Церкви, если внутри Она будет здорова и с четким пониманием своего присутствия, своих задач в этом мире объединена вокруг Христа. А этого мы сейчас не так часто наблюдаем. Есть низкое самосознание людей в Церкви, и мы очень много времени потеряли. 30 лет прошло, а до сих пор говорим, что люди плохо понимают язык, на котором совершаются богослужения, не говоря уже о вероучении, догматике и прочих вещах. А незнание учения Церкви, непонимание, нелюбовь приводят к тому, что мы до сих пор живем в среде суеверий и бабьих басен. Внутри самой Церкви не хватает образования, я сейчас говорю даже не о семинарском образовании, а о необходимом уровне образования православного христианина. На конференции мы говорили о кризисе, который заключается в недостаточном уровне самосознания верующего христианина, и это то, на что прежде всего нужно обращать внимание.

- Ваше духовное образование началось в Киевской духовной семинарии, потом продолжилось в Афинском государственном университете на богословском факультете, теперь Вы сами преподаете в Таврической семинарии. Какое место больше по душе?

- Как так скажешь... где родился, там и сгодился, в народе говорят. Я думаю так: где бы человек ни находился, если у него есть любовь к постижению и познанию, то она доставляет человеку радость. Жизненная радость зависит от того, насколько человек в этой жизни обращается лицом к насущным истинам, которые сама жизнь человеку предлагает. И Господь, и вся Церковь, и другие люди все кому-то предлагают нечто важное. Пока я был студентом, мне было радостно и приятно принимать то, что мне давали преподаватели и мои друзья-студенты. И сейчас стараюсь не прерывать возможности что-то новое постигать, и для меня большая радость быть полезным своим студентам, своим коллегам. Поэтому одна радость перетекает в другую. Радость учения трудноотделима от радости делиться чем-то с другими. С тобой кто-то делится, и ты принимаешь, затем ты с кем-то делишься и отдаешь. Всегда есть тоска по тем годам и тому времени, когда можно было безмятежно заниматься любимым делом часами и целыми днями. Это я лично о себе говорю, помню, берешь книжку и читаешь, сейчас это уже реже происходит.

Сегодня я живу в Крыму, и для меня радостно видеть глаза умных молодых людей, исполненных интеллекта и какого-то внутреннего хорошего настроения, ребят, которые хотят что-то узнать в этой жизни. Ради них мы трудимся и ради них мы во многом живем. Потому как духовная школа предполагает не только занятия на лекциях, но и обучение после них, общение и обогащение опытом.

- В Украине за последние годы в рамках декоммунизации переименовали множество названий улиц, городов советского периода, а в Крыму, насколько известно, этого не происходит. Вы в Ливадии инициировали вопрос о возврате исторических названий двух улиц. Чем закончилось дело?

- Переименование и возвращение исторических названий - это разные вещи. Переименование предполагает альтернативу тому, что есть, как что-то лучшее. В этом плане мы не просили переименовать, а хотели вернуть старые красивые названия, которые были обусловлены определенными смыслами.
Речь шла о бывших улицах Гимназической и Воронцовской. В прошлом веке в городе было много гимназистов, а граф Воронцов сделал очень немало для здешних мест, и вообще для Крыма. Революционер Свердлов никогда не был в Крыму, тем более что он, как и Войков, напрямую связан с убийством царской семьи. Эти два персонажа совершали террор, и нам непонятно упорство настроенных против возвращения исторических названий, тех, кто хочет все оставить как было. И это больше сопротивление не со стороны населения, а от местной власти, т. к. влечет за собой много движений. Кроме финансовых затрат, еще довлеет принцип «как бы чего не вышло», боязнь вызвать реакцию среди населения. Причем это еще было и во время того, когда Крым находился в составе Украины. Власть занимает инертную позицию, а нам нужно быть более активными. С одной стороны, понятно, что люди не хотят переименовывать, это уже набило оскомину, плюс связь с бытовыми трудностями. Но когда речь идет о возвращении утраченного, то я всегда воспринимал это как приобретение и возвращение к истокам. Пока это не привело ни к чему, но мы решили не сдаваться и будем стараться вернуть городу его прежнее лицо. Крым в этом плане всегда был консервативным, здесь очень долго коммунисты держали власть. Во всем мире поднимается вопрос пересмотра истории, и в РФ сейчас такая позиция - лучше ничего не трогать, чтобы не разделять общество, потому как люди разъединяются и по более важным вопросам. Может быть, мы недостаточно активными были, не настаивали, а только предлагали. Придет время, я думаю, и оно расставит все на свои места.

- Есть ли в Крыму приходы новой религиозной структуры ПЦУ?

- Насколько мне известно, нет. Был епископ Климент от Филарета, но он не живет в Крыму, хотя и получил российское гражданство. Он себя именует Крымским, но здесь не находится.

- В последнее время в Крыму участились случаи задержания приверженцев различных псевдорелигиозных течений, признанных экстремистскими. Есть ли какая-то угроза мирной жизни или это не чувствуется в обычной жизни? Какая ситуация с крымскими татарами и с мусульманскими общинами?

- В Крыму сразу был решен языковой вопрос, и сейчас в регионе три государственных языка: русский, украинский, крымско-татарский. С первых лет служения митрополита Лазаря в Крыму основан межконфессиональный совет и не было особо острых столкновений. Возникали локальные проблемы, но масштабных противостояний не случалось, ни до 2014 года, ни после. Сейчас все экстремистские течения, которые в РФ считаются незаконными, стали таковыми и в Крыму. Многие т. н. тахрировцы сразу уехали, еще 5 лет назад. Кроме них, свидетели Иеговы признаны деструктивной религиозной организацией, им запрещена деятельность. Из этих двух структур были аресты, а больше я не слышал, чтобы кого-то «прессовали». С татарами мы мирно живем, они в правительстве присутствуют, среди депутатов и даже в федеральном собрании представлены. Крымские татары всегда отличались спокойствием даже от казанских татар, не говоря уже о других нациях, где исповедуют ислам. Их иногда заводят приезжие кураторы, например, из Турции. Разные люди встречаются, конечно, тут даже среди нашего брата-славянина такое встретишь порой... Слава Богу, у нас нет проблем с татарами. Они сейчас испытывают большую поддержку, т. к. в РФ много мусульман, и, наверное, Вы видели строящуюся огромную мечеть в Симферополе с академией. В ближайшие 10-20 лет будут, конечно, изменения, но как это сложится дальше, трудно сказать.

У нас даже был недавно такой уникальный случай: главный муфтий Крыма пожертвовал миллион рублей на восстанавливающийся монастырь Лазаря Муромского, который строит владыка в честь своего небесного покровителя. Это была такая неожиданность и фурор, представляете ситуацию? Мы-то сами такого никогда не делали со своей стороны и были очень приятно удивлены отношению к нам. Это говорит о том, что у двух главных руководителей разных религий хорошие и теплые отношения, они общаются, и это является залогом хорошей атмосферы во всем Крыму.

- В Симферополе восстанавливается Александро-Невский кафедральный собор, в котором участвуют православные всего Крыма. Как выглядит ситуация с воссозданием разрушенных храмов в епархии?

- Крымская епархия, как и многие другие, также сильно пострадала во время советского гонения. Крым даже еще больше пострадал, чем где-либо, т. к. сначала большевики мстили местным за активное сопротивление Белого движения в Крыму, здесь всегда была партийная номенклатура, именно в Крыму Хрущев хотел показать последнего советского попа. Ко времени прихода в Крым нынешнего митрополита Крымского Лазаря не было ни одного монастыря и функционировало буквально несколько храмов. Сейчас на полуострове более двадцати монастырей и скитов, более полутысячи приходов. Многие храмы воссоздаются, и сейчас идут восстановительные работы в разных благочиниях. Может, не так активно, как хотелось бы, потому что время сейчас очень трудное. И в Ливадии, кроме нового храма, где я служу и мы встретились с Вашей паломнической группой из Киева, идет восстановление еще и Вознесенского храма. Процесс не останавливается благодаря местным прихожанам и усилиям всех трех крымских епархий, без финансовых вливаний из Украины или России.

- Можно ли сказать, что крымские епархии Украинской Православной Церкви - это единственное, что не изменилось и сейчас связывает Крым и Украину?

- Это однозначно! Украинская Православная Церковь в Крыму - единственное присутствие, которое есть и по факту, и юридически. Это официальная позиция наших церковных начал и в Киеве, и в Москве. Его Святейшество всегда подчеркивал, что это Украинская Православная Церковь. Что будет в дальнейшем, мне очень сложно говорить и предполагать, мы ведь часто не можем даже представить, как развернуться события в будущем. Я могу сказать, что статус УПЦ никак не мешает гармоничной жизни епархии. Поначалу было некое недопонимание некоторых людей, мол, что здесь делает Украинская Церковь, но религиозный национализм есть не только в Украине или Греции, а и в России. Это наша проблема общецерковная, и самый главный враг в жизни Церкви ХХI в. - религиозный национализм. Как вы преодолеваете его в Украине, так и мы здесь с ним боремся. Объясняем людям, даем им понять, проводим некие параллели, по-разному это получается, и статус Украинской Церкви никак не мешает нам полноценно осуществлять свои идеи.

- В День Победы 9 мая священнослужители Крыма проводили молебны и участвовали во многих общественных мероприятиях. Здесь нет никаких сомнений, что это День Победы, а не день скорби и примирения?

- Вот чего нет, того нет. У нас четкое понимание, кто победил и проиграл в этой войне, кто напал и защищался. В этом вопросе у всех есть определенность и занятая позиция, что война была оборонительная и отцы наши защищали правое дело. Разумеется, что такие дни всегда с примесью скорби, точно как и память о великомучениках Церкви не может быть оголтелым весельем. Были ведь страдания людей, пролита невинная кровь. Поэтому всегда есть примесь горечи в такие праздники, говорят же, что это праздник со слезами на глазах. И тем не менее мы празднуем Победу и чтим память всех тех героев, которые недоедали, недосыпали, положили жизни. У меня два деда также воевали, да и война эта всех тогда коснулась. И сейчас отказываться от прошлого, от предков, которые воевали за Победу, означает отказаться от них и от их Победы, и это было бы предательством по отношению к ним. Наш владыка Лазарь также нес портрет своего отца и участвовал в акции «Бессмертный полк», который можно в каком-то смысле назвать крестным ходом. В моем понимании, это шествие и родилось именно с него. И в этом ходе также можно нести иконы. Проведу некую параллель: герои войны - это наши герои, точно так же, как и святые - воины и наши герои Церкви. Вспоминаются воины не только Второй мировой войны, некоторые несут портреты предков с Первой мировой войны и других войн. Это то время, когда мы актуализируем присутствие в нашей жизни в наших семьях тех, кто отдал жизнь за свое Отечество. Русские, украинцы, белорусы воевали за наше Отечество, а сегодня нас развели по границам, но я бы хотел, чтобы мы умели проводить разницу между государственным образованием и народом. Киприоты, например, говорят так о себе - мы один народ с греками, но в разных государствах находимся, мы живем на Кипре и любим свое государство, платим налоги и будем его защищать, но мы греки. Они не стыдятся того, что они греки, не пытаются себя отделить от своих истоков и общего начала. А почему мы стыдимся сказать, что мы один народ, только живем в разных государственных образованиях? Мы также должны любить и защищать свои страны, но это не должно мешать отождествлению нас друг с другом, что мы один народ и единое целое в духовном плане. Вот это то, что преодолевается в Церкви.

- Что бы Вы хотели пожелать читателям православного портала «Православная Жизнь»?

- Желаю всем читателям уметь читать между строк, уметь читать историю, понимать смыслы, которые Господь вкладывал в свои слова, не толковать Его слова превратно, как каждому из нас удобно, хочется и желается. Вот сегодня мы слышали воскресное чтение Евангелия о единстве, Господь больше и прежде всего в своей Архиерейской молитве просит у Отца Небесного единства, чтобы все были едины. Не просит ни успеха, ни везения для Церкви и Своих учеников, ни доминирования над другими народами, ни счастья земного. Он просит одного - да будут все едины, как Мы с Тобой. Нам следует понимать, что вся философия мира всегда будет работать на разъединение и преисподнюю и только мудрование небесное направлено на единение. Наша задача - принимать Христа, выражать Его в своих мыслях, в своих проступках, и помогать сохранять единство Церкви.

Беседовал Андрей Герман

Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Гоцкалюка
Все статьи Дмитрий Гоцкалюка
Андрей Герман
Крым - наш христианский дом
В какие бы места ни попал православный христианин, он всегда чувствует себя как дома, когда видит кресты на куполах наших храмов
07.06.2019
Раны старого города
Разрушенные храмы на фотографиях современного Киева
03.01.2019
Все статьи Андрей Герман
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:43
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 18:35
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16