itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Глубоко, страшно и жизнеутверждающе!»

Фильм о донбасской трагедии стал настоящим откровением

Новости Украины  Новости Новороссии 
0
397
Время на чтение 5 минут
«Глубоко, страшно и жизнеутверждающе!»

«Донецкая Вратарница» - первый фильм из задуманной Донбасской трилогии Натальи Батраевой, ворвавшийся в мир кинодокументалистики и сразу привлекший внимание не только публики, но и профессионалов: картина не раз удостаивалась гран-при на кинофестивалях. «Это должен видеть каждый!» - сходились во мнении все члены жюри. Объект съемок - легендарный Свято-Иверский монастырь на окраине Донецка.

Успех работы неслучаен: автор, которого многие знают по фотовыставке, с уже ставшими классическими фотографиями о Косово, документальным книгам «Косово. Сербская Голгофа», «Южная Осетия: взгляд изнутри», «Мы живы!», признается, что весь ее предыдущий многолетний опыт духовного осмысления событий в местах, где недавно отгремела война, будто вел ее к этой работе. Что происходит с человеком на войне, как он внутренне меняется - вот то, что заставило взять режиссера камеру и на протяжении трех лет снимать в одном их самых неспокойных мест на Донбассе.

Фильм снимался Натальей в течение трех лет, вблизи линии разграничения. Из-за отсутствия бюджета большинство съемок сделано на фотоаппарат, что не помешало работе стать лучшим короткометражным фильмом кинофестиваля «Россия»; получить гран-при сразу трех фестивалей: Военного кино им. Ю.Н. Озерова, «Святого Владимира», «Вечевого колокола»; стать лучшим дебютным документальным фильмом «Лучезарного Ангела»; лучшей режиссерской работой кинофестиваля «Радонеж», лучшим документальным фильмом кинофестиваля «8 женщин».

...Они сажали капусту на огороде, когда в Донецке началась война. Игуменья Михаила и Юлия внезапно оказались в эпицентре боев, в православном монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта. Женщины в полной мере разделили судьбу своей обители, не покинув ее, хотя могли уехать в любой момент.

Главные героини рассказывают о своей жизни под обстрелами, о том, что пришло на смену страху и непониманию. Бывает и такое: война стала для них самым глубоким, наиболее полным и осмысленным временем их жизни.

Повествование «Донецкой Вратарницы» построено на контрасте - слова акафиста сменяют автоматные очереди; монахов, воинов Христовых - солдаты с оружием в руках. Их переживания, их глаза, когда монастыри и храмы - эту осязаемую нить, связывающую нас с Богом, - сметает ураганом войны невозможно видеть без сострадания. «Я поняла, какое должно быть счастье, - говорит одна из героинь фильма Юля в финале после обстрелов - тихое, тихое, как легкий ветерок...»

Казалось бы, что может быть абсурднее, нежели утверждение о возможности счастья на войне. Но, как говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин, проведший лучшие свои годы в заключении: «Бичеванные распятых не понимают».

«Та истина, о которой идет речь в фильме, понимается лучше теми, кто входил в смерть. Просто «бичеванным», которых большинство, ее откровения могут быть и непонятны. Тут мало просто страданий. Нужно сораспятие», - так выразил один из зрителей свое впечатление от просмотра картины.

«Я наблюдала это неоднократно: зажигается свет в зале, а зрители сидят с застывшими лицами и не двигаются с места, - рассказывает Наталья Батраева. - Фильм заставляет людей выйти из эфемерной зоны комфорта, показывает события возможного завтра, подталкивает к переосмыслению их собственной жизни. «Глубоко, страшно и жизнеутверждающе!» - делились они со мной. Героини - игуменья Михаила и ее помощница Юлия - свидетельствуют даже молча: выражение их глаз, лиц сильнее, чем произнесенные слова. Через их глаза с нами будто говорил Господь!»

Картина, способная рассказать о событиях «от сердца к сердцу» - не может не вызывать сопереживания.

Режиссер Наталья Батраева 14 лет работает в зонах конфликтов, и видит как на ее глазах ломаются судьбы людей, как очистительно или разрушающе сказывается война на их душах.

В 20-ю годовщину бомбардировок Югославии у нее состоялся тур по городам Сербии. И это неслучайно. В фильме сильны исторические параллели, в том числе, и с балканскими событиями. Как неоднократно отмечали сербские зрители, на экране они увидели то, что им самим пришлось пережить в Косово, Хорватии, Боснии...

«Уже в день премьеры, в Русском доме в Белграде, ко мне подошли беженцы из Хорватии и Косово, и сказали, что увидели в фильме то, что сами пережили 20 лет назад. Когда я привезла фильм в Косово, меня особенно поразило - монахиня из монастыря Грачаница говорила теми же словами, что и мои героини. А светский муж подруги, переживший в юности бомбардировки, сказал, что прекрасно понял, о каком счастье идет речь, так как испытал нечто схожее, будучи под бомбами.

В монастыре Джяковицы у меня было всего три зрительницы, одна из них - мать Феоктиста, пользующаяся огромным уважением всей Сербии. Церковь, где она подвязалась 40 лет, и на месте которой сегодня стоит монастырь, была осквернена и разрушена до основания в 2004 году. И сегодня монахини не покидают пределов обители, стоящей в самом центре албанского города, они не могут выйти даже в ближайший магазин за хлебом».

Состоялся показ фильма и в Призренской семинарии, в присутствии ее ректора - епископа Косовского Феодосия. По окончании просмотра повисло тяжелое молчание... Владыка медленно встал и произнес: «После страдания приходит Воскресение, после разрушения и пожара - восстановление. И все мы знали, что будет именно так, потому что находимся в некогда разгромленной и сожженной семинарии, отстроенной и возродившейся. Это все сила Божия, которая дает нам силу возродить все вновь. И не было более сильного свидетельства, чем это место, изобилующее жизнью - меня поразили радостные лица преподавателей и учеников семинарии - одни во враждебном городе, в замкнутом, по сути, пространстве, а нет ни тени того надрыва, который иногда проскакивает в людях, несущих более других».

Наталья Батраева считает, что не менее важно, чем донести до нашего зрителя суть происходящего, заставить и Запад, пестующий идею о «русской оккупации Донбасса», не жалеющий на это сил и средств, хотя бы взглянуть на происходящее незашоренными глазами.

В последнее время много сил ушло на продвижение фильма: переводы на иностранные языки, наложение титров, многочисленные показы и представления.

Сейчас показ фильма, вечер, посвященный рассказу о событиях на Донбассе, запланирован в Берлине на 22 июня. День этот выбран неслучайно - это некий посыл к западным политикам: в день начала Великой Отечественной на Донбассе продолжают звучать взрывы и гибнуть люди. Мы расскажем об этом в центре Берлина.

Площадкой станет культовый, известный на всю Европу кинотеатр «Бабилон» - происходящее в нем уже само по себе является событием. Построенный рядом с Александрплац в 1929 году, он предназначался для немых фильмов и театральных постановок, сегодня же принимает Berlinale и другие международные кинофестивали.

В зале и камерном старомодном фойе планируется создать благоприятную атмосферу для общения и диалога с немецкими политиками, журналистами, общественными деятелями, представителями теле- и киноиндустрии.

Премьеру «Донецкой Вратарницы» будет сопровождать культурная программа: после пресс-коференции, откроется выставка фотографий о жизни людей Донбасса, фильм приедут поддержать известные российские музыканты и исполнители.

За берлинской премьерой последуют показы еще в нескольких городах Германии.

P.S. А тем временем вблизи монастыря вновь звучит канонада, и снаряды залетают в недавно посаженный сад и выхоженный монахинями виноградник...

Столетие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Анна Иванова
Лавра решила земельный вопрос
Монахи выиграли дело против народного депутата
25.10.2006
Театр простодушных
"Театр простодушных" был создан в 1999 году артистом театра и кино Игорем Неупокоевым. Артисты театра - люди с синдромом Дауна
13.01.2006
Все статьи Анна Иванова
Новости Украины
Наша брань
О духовном праве на победу
04.02.2023
«Россию пытаются испугать перспективой войны с неядерными членами НАТО»
С точки зрения Вашингтона, совокупная мощь вступающих в войну армий должна нанести удар по экономической стабильности России
04.02.2023
«Серебряная Псалтирь» – русскому воинству
В подмосковном наукограде Дубне прошёл 19-й фестиваль искусств
04.02.2023
Нерусские русские
Об уроках одной уже одержанной важной победы в СВО
04.02.2023
Кровь, наркотики и рок-н-ролл
А после, прыжки на гниющем трупе украинской экономики
03.02.2023
Все статьи темы
Новости Новороссии
Писатели России и Донбасса в Семёновском полку
Состоялась первая презентация сборника «Антология стояния Донбасса»
01.02.2023
С широко закрытыми глазами
Надо ли сражаться за Родину со всеми её уродствами?
01.02.2023
Россия будь такой, какой ты угодна Богу!
Участники Рождественских чтений пришли к выводу, что Русская мечта не противоречит Православию
27.01.2023
«Позиционных боёв там не будет»
Если наше продвижение на запорожском направлении будет удачным, мы создадим угрозу захода в тыл как минимум угледарской и авдеевской группировке противника
24.01.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.02.2023 05:22
Нерусские русские
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.02.2023 05:09
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Валерий Медведь
05.02.2023 23:38
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Константин В.
05.02.2023 22:58
Наша брань
Новый комментарий от Денис Никонов
05.02.2023 22:17
Главный ли «главный раввин» Берл Лазар?
Новый комментарий от Калужанин
05.02.2023 19:31
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Vladislav
05.02.2023 18:52