Инок «Дальневосточного Валаама»

От Киевской крещальной купели всю свою историю русский народ созидал Святую Русь. В XIX - начале ХХ века строил он ее и на берегах Тихого океана. Так, у таежной реки Уссури в правление Императора Николая II был создан первый на Дальнем Востоке мужской монастырь. Начал он строиться в 1894 году, а официально был учрежден распоряжениями Императора и Святейшего Синода в 1898 году. Это Свято-Троицкий Николаевский монастырь, устроенный иноками с Валаама и державшийся традиций северной ладожской обители. За монастырем на Уссури, быстро достигшим своего расцвета, так и закрепилось неофициальное название «Новый Валаам».

Начиная от Киевской крещальной купели всю свою историю русский народ созидал Святую Русь. В XIX - начале ХХ века строил он ее и на берегах Тихого океана. Так, у таежной реки Уссури в правление Императора Николая II был создан первый на Дальнем Востоке мужской монастырь. Начал он строиться в 1894 году, а официально был учрежден распоряжениями Императора и Святейшего Синода в 1896 году. Это Свято-Троицкий Николаевский монастырь, устроенный иноками с Валаама и державшийся традиций северной ладожской обители. За монастырем на Уссури, быстро достигшим своего расцвета, так и закрепилось неофициальное название «Новый Валаам» или «Дальневосточный Валаам». Пожертвования на строительство обители присылали со всей России, одним из первых жертвователей еще в 1895 году стал святой Кронштадтский пастырь Иоанн Сергиев.

Многие насельники этого первого дальневосточного монастыря в прошлом были военными, моряки. «В число братии много вступило из уволившихся в запас армии и флота, - писал в дореволюционном историческом очерке о монастыре священник Григорий Ваулин - из них большинство были люди достаточно грамотные, мастеровые и вообще более опытные в жизни. Благодаря им в монастыре завелись различные мастерские, в коих обучалась и прочая братия».

Одним из таких насельников стал ветеран последней русско-турецкой войны 1870-х годов монах Мелетий. Был он родом из Малороссии, монашествовал в «Новом Валааме», вероятно, с самого основания монастыря. Продолжил свой монашеский подвиг в вынужденной эмиграции в Харбине, где в конце жизни прославился как духоносный Старец - схимонах Михаил. Скончался он в 1939 году в Богородице-Казанском монастыре Харбина, по одной версии, в возрасте 107-110 лет, по другой - 116 лет.

Известно о нем большей частью из воспоминаний современников, которые публиковались после кончины Старца в журнале «Хлеб Небесный».

В воспоминаниях рассказывалось, что в России, в Шмаковской обители (так называли и называют сейчас Свято-Троицкий Николаевский монастырь - по имени ближайшей станции - Шмаковки) будущий схимонах еще носил имя Мелетий. Тогда он нес послушание по приему паломников в монастырской гостинице, потому всегда отличался особой гостеприимностью, любил «угостить чаем или монастырским обедом, а при прощании любил давать в карман кусочек монастырского хлеба...». По прошествии срока паломничества (паломники дальневосточного монастыря в течении трех дней получали бесплатно общую монастырскую пищу), отец Мелетий направлял их «на благословение» к игумену монастыря Сергию (Озерову).

Из дореволюционного издания о Свято-Троицком монастыре на реке Уссури известно о том, как происходило прощание паломников с обителью и гостинником: «При отъезде или уходе из обители, каждый идет на благословение к настоятелю, который каждому и богатому и бедному, и знатному и не знатному, интеллигенту, и простецу, и грамотному и безграмотному дает иконки, крестики, книжки, листки, брошюры. Окруженные заботою и христианским гостеприимством посетители ... кроме внесения по своему усердию и состоянию денег в кружку с надписью «На сооружение Святой Обители», считают своим долгом вознаградить столь внимательно прислуживавшего монаха-гостинника, но к удивлению слышат отказ. Гостинник, не принимая денег на руки, с свойственною иноческою нестяжательностью указывает на монастырскую кружку».

Этот рассказ относится к гостиннику монаху Мелетию, который был изгнан лихолетьем и трагедией Гражданской войны из любимой обители. В 1920-х годах обитель была уничтожена. Некоторым из братьев пришлось перебраться из Приморья в Манчжурию, где крупнейшим духовным центром эмиграции стал построенный русскими город Харбин - столица Китайско-Восточной железной дороги.

Несколько десятилетий прожили русские эмигранты в Харбине - до конца 1950-х годов. После чего им вновь пришлось бежать от коммунизма и безбожия, покатившегося красной бездуховной волной по Китаю. Хотя к этому времени в Харбине было построено 22 православных храма и 3 монастыря - два мужских и один женский. В их числе - мужской Богородице-Казанский монастырь на станции Модягоу (позже Гондатьевка) под Харбином. Этот монастырь, просуществовавший с 1924 по 1960 год, успел духовно прославиться многими делами. Особо известен был этот монастырь своими Старцами-схимниками. Одним из них стал схимонах Михаил - в прошлом инок «Дальневосточного Валаама».

Схиму с именем Михаил Старец (в прошлом монах Мелетий) принял в 1927 году, примерно в столетнем возрасте. Через два года среди прихожан монастыря разнеслась весть, что Схимонах Михаил большой молитвенник и что Господь награждает его временами даром прозорливости. Особенное утешение от него получали все, кто скорбел. В скромную монастырскую келью старца, почти без мебели, стали приходить русские люди - за советами и благословением на дела.

Приведем рассказ одной студентки Богословского факультета в Харбине, которая была духовным чадом Старца Михаила. Она описала первое посещение духовного Старца, когда пребывала в большой скорби. Ее воспоминания опубликованы в харбинском православном издании «Хлеб Небесный» за 1940 год и частично перепечатаны «Русским Паломником» в 2002 году в №26.

«... Он улыбнулся, ласково взглянул на меня и начал расспрашивать, что особенно сильно гнетет меня. Я начала ему рассказывать все, что мучило меня... Долго сидел с поникшей головой Старец и когда начал говорить, то забыла я и время и пространство. Никогда ни на одной лекции у ученых профессоров не слыхала таких ясных, простых разъяснений на вопросы о смысле жизни, о призвании... Не успевала я задавать ему вопросы, как он уже давал мне ответы.

«Больше всего не бойся людей, раба Божия, люди все одинаковы. Только форма иная. Жалей, люби каждого. Нет любви в мире. Ушла любовь! Ты думаешь, что твоя печаль самая главная? Нет! Ты попробуй загляни каждому в душу, и тогда поймешь, что твоя печаль - это капля воды перед океаном. Больше всего думай, как бы приносить пользу, а не вред для людей. Никогда не отказывай никому, если можешь сделать благо по просьбе его. Спеши делать! Время коротко! Делай для себя все сама и не ропщи на свою жизнь, тогда печали не будет.

Ты спрашиваешь меня относительно Родины... Россию прекрасную, сильную Россию создавали прадеды, деды и отцы, а мы что сделали? Мы - клятвопреступники. Мы - присягали Государю Императору и затем бросили, предали его. Что же сделал Господь? Он допустил теперь сатану, чтобы он надругался над нами. Горе нам! Мы не каемся и не желаем исправлять свои души! За грехи наши Господь надолго отнял у нас Родину... Мои глаза уже не увидят ее никогда. Для нас одно спасенье - молитва...»

Посетительница Старца описывает, как он подошел к аналою помолиться: «молился Старец просто, точно он вел беседу с Богом. Он кротким голосом призывал на помощь Угодников Божиих и молился он о Церкви Божией, о служителях ея, о Родине нашей, о всех русских людях и в конце концов помолился и обо мне грешной... И точно крылья выросли у меня и пелена спала с очей моих и легко стало, и снова я готова была работать...»

Ходили истории об отношении Старца к деньгам, которые он называл «хламом». Владыка Ювеналий (Килин), основатель Богородице-Казанского монастыря рассказывал, что как-то у него не было муки, и он не знал, чем кормить братию. Целую ночь промучился думами настоятель, а утром к нему пришел Схимонах Михаил и принес бумажками 25 рублей, сказав: «На-ко тебе хламу! Натаскали мне. Он мне не нужен». Высыпал у порога деньги и ушел.

Современники вспоминали множество случаев духовной прозорливости старца. Рассказывали об одной светской женщине, которая, желая проверить дар прозорливости Старца и убедиться в нем, задумала так: если Старец святой, то он узнает, если она положит руку на колонну, перед которой стоит он, а если не святой, он об этом не узнает. И сделала, как задумала. А Схимонах Михаил, сердито оглянулся, подошел к ней и, строго грозя пальцем, сказал: «Уходи, здесь святых нет, здесь грешники стоят»...

Одна девушка - чадо схимонаха Михаила вспоминала, как он благословил ее перед началом трудного дела сбора пожертвований на строительство Благовещенского храма в Харбине. «...Нам, членам Российской Духовной Миссии были выданы подписные листы и квитанционные книжки. В то время я только что кончала гимназию, поэтому не знала, как приступить к новому для меня трудному начинанию...Старец Михаил велел с листами и квитанционными книжками придти к нему за благословением, а он даже не знал о моем вступлении в члены Благовещенской церкви...

Радостно я вошла к Старцу, и первое его слово было слово одобрения...Он велел встать на колени и, призывая Божие благословение, благословил меня и принесенные лист и книжки со словами: «Не бойся»; тут он наклонился и достал из-под кровати фанерный ящик, в котором хранилась схима, достал из платка 1 рубль и, отдавая мне, добавил: «Вот тебе мое благословение, не бойся, иди с Богом и собирай на храм Пресвятой Богородицы. Я помолюсь, и Бог тебе поможет, и соберешь больше всех сверстниц своих». После этих слов на душе стало опять легко, светло и отрадно...

Он положил в молитвослов оторванную квитанцию, которую в подтверждении молитвенной памяти неоднократно показывал потом со словами: «Я ведь молюсь, чтоб тебе Господь посылал на храм».
Я твердо верила каждому слову Старца, и было так, что по его молитвам часто поступали жертвы, о которых я не просила. Фраза же: «Соберешь больше сверстниц своих», - сбылась, а от человеческой слабости и нескрываемой зависти пришлось немало потерпеть...»

У Старца было много почитателей и духовных чад, которые после прихода коммунизма в Китай рассеялись по всему миру. Скончался схимонах Михаил в очень преклонном возрасте и был погребен на монашеском кладбище возле памятника русским воинам, как бы в напоминание всем, что он был когда-то участником русско-турецкой войны, а затем всю оставшуюся жизнь вел брань духовную. В первую же ночь после похорон Старца рассказывали сон с фразой: «Кто придет на его могилку, того он услышит»...

Вечная память Старцу схимонаху Михаилу и всем инокам «Дальневосточного Валаама» - духовным созидателям и хранителям Святой Руси! Верим, что их святыми молитвами и ходатайством перед Богом, Господь оградит Россию от всяких бед и укрепит ее дальневосточные рубежи!

Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношний «Берег Рус»

Русь Державная

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владислава Романова
Что такое «инклюзивный капитализм»?
Идеология давосской команды антихриста
14.01.2021
«Общая исповедь» в наших храмах – теперь «норма»?
Как православные прихожане становятся прихожанами кирхи
20.11.2020
Все статьи Владислава Романова
Последние комментарии
Спасти Венедиктова
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.01.2021 08:02
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от Ортодоксос
18.01.2021 07:56
Американская Павлик Морозов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.01.2021 07:47
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.01.2021 02:45
Житель Орла оштрафован за оскорбление чувств верующих
Новый комментарий от Александр Волков
17.01.2021 10:43
Стране нужны политологи!
Новый комментарий от Александр Волков
17.01.2021 10:12
Отец, я еще здесь
Новый комментарий от наталья чистякова
17.01.2021 07:07