Архимандрит Леонид и игумен Парфений. Редкое фото

Новости Москвы 
0
623
Время на чтение 4 минуты
Фото: Архимандрит Леонид (Cенцов) и игумен Парфений (Нарциссов).Начало ХХ века. Автор неизвестен.
Фото из архива Холодюка А.Г.


В уникальной фотографической коллекции елеонской старшей сестры (наставницы) Феоктисты (Ягнам; 1924-2012) хранилcя редкий и ранее непубликовавшийся в России снимок Начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрита Леонида (Cенцов) и первого игумена елеонской общины Парфения (Нарциссов). Пожелтевшее фото наклеено на картонную рамку с узором. Правый нижний угол рамки отсутствует. На обратной стороне фотографии начертано крупными печатными буквами: "Архимандритъ (Сенцов) и Игуменъ Парфений". Анализ почерка свидетельствует, что его автором является одна из монахинь, подражавшая написанию печатных букв, характерному руке игуменьи Тамары (урожд. Романова; 1890 - 1979). Матушка преподавала воспитанницам русский язык и литературу.

Неизвестный мастер запечатлел на фотоснимке архимандрита Леонида (в миру Михаил Иванович Сенцов; 1868 - 1918) и игумена Парфения (Пармен Тимофеевич Нарциссов; 1831-1909) на фоне зеленых насаждений в Свято-Вознесенском женском монастыре. На память приходят строки византиниста, профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского (1856-1929), лично знавшего игумена Парфения: «...Вся нынешняя, без преувеличения можно сказать, райская красота, все многочисленные рощи кипарисов, масличных деревьев и сосен - все это дело мозолистых рук и выносливых плеч отца Парфения». Ныне на территории обители, справа от игуменского корпуса находится красивый и уютный "Парфеневский садик", названный в честь известного русского игумена.

Назначенный в 1903 году начальником Русской духовной миссии архимандрит Леонид высоко ценил игумена Парфения как друга и продолжателя дела архимандрита Антонина (Капустина). Игумен знал заветное желание своего покойного старца Антонина - устроить на Елеонской горе мужскую обитель, однако именно мужчины не приживались на ней. Архимандрит Леонид принял решение основать на горе не мужскую, а женскую обитель, о чем мечтал и сам отец Парфений. В 1906 году Святейшим Синодом была утверждена женская община, ее открытие состоялось в августе того же года, в день рождения архимандрита Антонина.

День открытия общины ежегодно отмечался елеонскими сестрами. Отмечались и дни рождения сестер. На Елеоне сохранилось предание о том, что однажды произошло во время одного чаепития в "Парфенефском садике" [1]. По инициативе отца Парфения в центре садика в день рождения какой-либо из сестер накрывали стол со скатертью, ставили медный самовар, раскладывали припасенные сладости и далее
игумен и сестры «гоняли чаи». Все члены женской общины скромно отмечали день ангела елеонской монахини. Отец Парфений к этому празднику сооружал в садике для монахинь украшенные цветами качели. Сестер он нежно называл «своими дочерьми».

Во время проведения подобных праздников обитель была закрыта для посещений. Привратникам строго наказывалось никому ворота не открывать и никого на территорию монастыря не пускать. Но однажды у главных ворот дежурила одна наивная сестра, рассмешивная прибывшего на Елеон начальника Русской духовной миссии, архимандрита Леонида Сенцова. Помня о своем послушании, она не хотела и его впускать на территорию обители. Когда же у железных ворот зашел разговор о том, почему всем без исключения вход воспрещен в обитель, сестра с улыбкой на лице проговорилась:

-Потому что у нас сегодня игумен балуется в садике с сестрами...

- Как это... «балуется»!? - расширил глаза отец Леонид. Далее ему как главе миссии дежурившая сестра все же позволила войти на территорию обители. Оценив по достоинству импровизированный праздник и выпив пару чашек чая с зеленым листом мяты, архимандрит Леонид успокоился и, говорят, остался доволен угощением и организацией праздника. Он же и поддержал установившуюся в женской обители традицию - устраивать в садике чаепития сестер...

В трудах профессора А. А. Дмитриевского мы находим ценные описания Елеонского монастыря и несколько упоминаний об архимандрите Леониде и игумене Парфении:

"...Здесь всюду видны заботливые и опытные руки хозяина этой общины о. арх. Леонида, начальника нашей Миссии, и его ближайшей сотрудницы, старшей сестры Евпраксии"[2];

"...От «стопочки» солнечный зной невольно манит <...> под сень дивных кипарисов и сосен, насаженных заботливою, неутомимою рукою приснопамятного старца игумена Парфения, зверски умерщвленного († 14 янв. 1909 г.) неизвестными убийцами. <...> Многие заходят в открытый благолепный Елеонский храм, молятся у могилы достойного вечной памяти создателя этого храма о. архимандрита Антонина Капустина († 1894 г.), почивающего в левом полукружии храма, и не минуют потом весьма заботливо содержимой могилки и его верного и преданного сотрудника о. игумена Парфения, возлегшего на вечный покой у ног его вне храма. Любопытство влечет некоторых заглянуть и в тот уединенный, доселе еще пустующий и запертый, домик, в котором неожиданно для всех злодейски была прервана нить этой драгоценной для русского дела в Палестине жизни..." [3].

В январе 1909 года, в день похорон после литургии и задушевных слов архимандрита Леонида в адрес почившего игумена Парфения, «добрейшего старца» с чистой и незлобивой душой, под громкие рыдания присутствующих в храме сестер и навернувшиеся на глазах богомольцев слезы был совершен чин монашеского отпевания. Тело покойного вынесли к северной части храма и при стечении большого числа прибывших из Иерусалима верующих предали земле [4].

В декабре 1914 года по приказу турецких властей все русское мужское население Палестины покинуло Святую Землю и выехало в Александрию. Архимандрит Леонид и весь состав возглавляемой им Миссии, а также старшие сестры обителей были высланы из Палестины. Через три года архимандрита Леонида церковные власти отозвали в Россию для участия во Всероссийском поместном Соборе. 10 ноября 1918 года архимандрит Леонид скончался от болезни. О нем и об игумене Парфении на Масличной горе в Иерусалиме сохранилась добрая память.


Литература.
[1]. Холодюк А.Г. Елеонский некрополь. Игумен Парфений (Нарциссов). - Электронный ресурс http://www.proza.ru/2017/08/06/1807

[2]. См.: Дмитриевский А. А. Церковные торжества в дни великих праздников на православном Востоке (Очерки, заметки, наблюдения и впечатления). - Ч. 2. (Электронный вариант книги).

[3]. Там же.

[4]. Дмитриевский А. А. (профессор) Памяти члена русской духовной миссии в Иерусалиме о. игумена Парфения. - С.-Петербург, 1909.


От автора. Фотографию архимандрита Леонида (Cенцов) и игумена Парфения (Нарциссов) автор передаст в подарок Государственному архиву Российской Федерации в Москве.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
25.04.2024 20:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
25.04.2024 19:57
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47