itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Прп. Онуфрий Великий – первый патрон Мюнхена

От поклонения – к забвению

0
1033
Время на чтение 12 минут

Прп. Онуфрий Великий - первый небесный покровитель Мюнхена

На главной площади Святой Марии (Marienplatz) в баварской столице Мюнхен взгляд гостей и жителей города привлекает большое мозаичное панно "Sanсt Onuphrius". Оно оформлено между вторым и пятым этажами на восстановленном после войны здании по адресу "Marienplatz 17". Автор мозаики – мюнхенский художник Макс Лахер (Max Lacher; 1905 – 1988 ) в 1950 году запечатлел на фасаде первого небесного покровителя города преподобного Онуфрия Великого (*ок. 320; † ок. 400) – отшельника IV века, подвизавшегося в египетской пустыне.

Cвятой Онуфрий изображен в полный рост, с бородой и короной на голове. Тело прикрывают крупные листья. В его правой руке – крест, в другой – нечто похожее на посох или дубину.

Святые мощи (фрагмент черепа) прп. Онуфрия с 1172 года [1] находились в герцогском замке Мюнхена. Монахи, пришедшие с озера Тегергнзе, основали на левом берегу Изара аббатство, дали ему герб и название, происходящее от слова "монашеский". Первое документальное упоминание о Мюнхене относится к 1158 году, когда его легендарный основатель, герцог Саксонии и Баварии Генрих Лев (Heinrich der Lоеwe; ок. 1129 – 1195) [2] пожаловал Мюнхену статус города. Спустя три десятилетия город перешел под управление представителей династии Виттельсбахов.

По преданию, Генрих Лев, доставивший 1172 году в Мюнхен мощи (в западной традиции — реликвии), выбрал Онуфрия Великого своим святым покровителем. Жители Мюнхена поддержали герцога и уже с XII века почитали прп. Онуфрия как небесного покровителя (патрона) города [3]. С тех времен в верующем народе возник и несколько столетий развивался культ почитания мощей Онуфрия Великого.

В первой четверти XIV столетия костные останки святого хранились в построенной в 1324 году часовне Св. Лаврентия (St.-Lorenz-Kapelle). Она находилась на территории Старого Двора (иначе Альтер Хоф; Alter Hof) – герцогскoй городской крепости, возведенной в Мюнхене в XII-м веке. К сожалению, до нашего времени в старой части города не сохранились ни здание часовни, ни ценный реликварий с мощами святого Онуфрия Великого. Предположительно, мощи утрачены в 1815/16 году, когда разрушили и демонтировали здание часовни Св. Лаврентия [5]. О бывшей знаменитой часовне Св. Лаврентия напоминает жителям города лишь посвященная ей мемориальная доска.

В собрании Мюнхенского Городского музея (Muenchner Stadtmuseum) хранится рисунок художника Доменико Квальо II-го с изображением фасада часовни Св. Лаврентия (1811) [6]. Известен и акварельный с тушью рисунок кисти Вильгельма Релена, запечатлевшего в 1815 году интерьер часовни, ее главный и боковые алтари с высокими реликвариями. В одном из них хранились мощи небесного покровителя Мюнхена.

О "мюнхенской части" мощей святого Онуфрия, истории их происхождения, времени и бесследного исчезновения в Баварии существует несколько противоречивых домыслов и легенд. Этой теме посвяшено и несколько документов, обнаруженных в мюнхенских архивах. Исследователь Гельмут Шталедер (Helmuth Stahleder) в книге "Хроника города Мюнхен. 1157 – 1505 годы" [8] представил фрагменты из текстов старых документов, повествующих о герцоге Генрихе Льве и о реликвии прп. Онуфрия. Так, один текст повествует, что "в декабре 1172 года Генрих Лев, миновав Венгрию, вернулся из путешествия по Святой Земле в Мюнхен"[9]. Оттуда "он привез и оставил в городе часть реликвии" святого Онуфрия [10].

В другом документе упоминается, что представляли собою эти святые мощи: "Hirnschale", – не целый череп, a лишь часть черепной коробки. Имеется еще один документ, рассказывающий, что "7 июня 1180 года, в субботу Пятидесятницы (Pfingstsamstag) аббат Мартин бенедиктинского монастыря Шэфтларн (Schaeftlarn)", он же – исповедник и доверенное лицо герцога Генриха Льва, "должен был доставить ценную реликвию из Мюнхена в Брауншвейг (Braunschweig)" [11].

В немецких источниках можно прочитать, что в середине января 1172 года герцог Генрих Лев в сопровождении около полутора тысяч воинов отправился в "паломничество" в Иерусалим (сочетание "поход крестоносцев" не присутствует в текстах. – Примеч. автора). В этом путешествии из северного Брауншвейга на юг германских земель, а далее через Баварию и Венгрию герцога сопровождали епископы Гамбурга-Бремена и Любека, аббаты из Брауншвейга и Люнебурга, а также один князь. Генрих Лев преследовал цели «благочестия» и "повышения собственного престижа".

По пути в Святую Землю герцог со свитой остановился на некоторое время в столице Византии Константинополе. Здесь Генрих Лев получил в подарок от императора Восточной Римской империи ручного льва (львенка ?). С высокой долей вероятности можно допустить, что в Константинополе, где, по преданию, хранились мощи (глава) прп.Онуфрия Великого, герцогу преподнесли в дар часть мощей святого. Вероятно, по этой причине Генрих Лев и выбрал Онуфрия Великого своим "святым покровителем", сопровождавшим его многочисленный отряд в Иерусалим.

В Святой Земле Генрих Лев, по данным немецких исследователей, "пожертвовал деньги Гробу Господню, часовне Святого Креста, подарил оружие и деньги двум орденам тамплиеров". Герцог в окружении епископов и аббатов мог посетить расположенный к югу от Иерусалима земельный участок Акелдамы (в православной традиции – Село Скудельниче). По преданию, в IV веке Акелдама была местом молитвенного подвига прп. Онуфрия Великий [12]. В память о святом здесь появился православный греческий монастырь Онуфрия Великого. В нем до наших сохранилась пещера, где якобы жил и молился святой.

По другой легенде, во времена пребывания в Иерусалиме герцога Генриха Льва "крестоносцы построили усыпальницу для бесплатного погребения скончавшихся в Святой Земле паломников, прибывших сюда из европейских стран".

Автор не располагает документальными сведениями о находившихся в Иерусалиме костных останков святого Онуфрия, которые мог бы заполучить на Святой Земле герцог Генрих Лев. По мнению автора, именно из Константинополя, а не из Иерусалима (в социальных сетях называется и Рим!? – Примеч. автора) мог герцог Саксонии и Баварии привезти и оставить в декабре 1172 года святые реликвии в Мюнхене.

Имеются источники, повествующие, что в начале января следующего года Генрих Лев вернулся из Баварии в Брауншвейг, однако в поклаже герцога Генрих Лев мощи его святого покровителя отсутствовали. Он распорядился привезти их в его северную резиденцию только в 1180 году.

В одном немецком справочнике мюнхенскую часть мощей прп. Онуфрия называют "мнимыми реликвиями [13]. Однако авторы не подкрепили свой тезис никакими доказательствами.

В Мюнхене находилась не "вторая глава" [14] , а лишь один из фрагментов "черепной коробки" (медицинский термин. – Примеч. автора) святого Онуфрия. История хранит тайну, какую именно кость свода черепа (иначе – крыша черепа) хранили в часовне Св. Лаврентия. Это могла быть лобовая, теменная, височная или другая кость. Все прочно соединенные между собой кости, как известно, закрывают головной мозг человека сверху и с боков. Почему автор обращает внимание об анатомическом строении черепа?

Дело в том, что у западных христиан, а также у греческих монахов на Афоне издавна существует особая традиция изготовления реликвария (ковчега или емкости) для фрагментов главы святого угодника Божиего. В специальный футляр монахи помещают не цельный череп, а лишь... один или несколько разновеликих частей черепной коробки. На поверхности такого ковчега укрепляют небольшую и обрамленную металлом шайбу со стеклом, сквозь которое можно обозревать не весь череп, а лишь какую-то часть костных останков. Такое "вместилище" с так называемой "главой" святого прочно и на века закрывают или запаивают. Ковчег никогда и никому не позволяется открывать, даже если об этом просят или настаивают исследователи. Верующим христианам через маленькое стекло на внешней стороне реликвария демонстрируют не весь череп, а лишь один его фрагмент. Ризничные или другие служители церкви такой реликварий именуют "главой святого".

Так, в хорватском Дубровнике паломникам демонстрируют богато украшенный реликварий в форме митры без креста, где хранится глава святого священномученика В ласия, епископа Севастийского. Однако в Европе существует... еще две главы этого святого, что вызывает трудности с их идентификацией. В Сент-Шапель – французской часовне-реликварии на острове Сите в Париже тоже имеется глава святого. В греческом монастыре Кастамонит на горе Афон также хранится глава святого Власия. Подобных примеров можно привести немало. В баварских городах Мюнхене и Бамберге известно о существовании двух реликварией с главами св. Иоанна Предтечи. Известные в Мюнхене два реликвария в форме головы бессребреников Космы и Дамиана Аравийских († 287 или 303) хранят не главы, а разные костные останки (всего их 31) святых. Имеются ли среди них фрагменты глав? С этой целью автор изучил в мюнхенском архиве ("Geheimes Hausarchiv") документ об "Анатомическом описании реликвий свв. Космы и Дамиана" [15] и пришел к выводу, что в большом ковчеге церкви Св. Михаила почивают лишь несколько фрагментов от черепов двух безмездных целителей.

Приведу еще один пример, связанный со святыми мощами в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон. В его ризнице, о чем не пишут в прессе и не говорят паломникам [16], хранятся не один, а два ковчега с честной главою Целителя Пантелеимона. Кстати, в Греции известно о сущестовании двух ковчегов с главою преподобного старца Силуана, о чем еще в начале 2000-х годов знали духовник русской обители иеромонах Макарий и его ближайшее окружение из числа монахов.

...Однако вернемся в Мюнхен, где возник и несколько столетий развивался культ поклонения мощам преподобного Онуфрия Великого. Исторические документы свидетельствуют, что мощи святого хранились не только в часовне Св. Лаврентия. В городском архиве обнаружен документ, где в 1781 году некий Антон Kраммер (Anton Krammer) упомянул о существовании в Лееле (Lehel) еще одной части (или частицы) мощей святого Онуфрия в монастыре "Hieronymitaner-Kloster" (ныне здесь расположены церковь и монастырь Святой Анны) [17].

Одно из первых в городе изображений святого Онуфрия украшало в 1416 году фасад дома, расположенного на небольшом рынке по продаже яиц (Eiermarkt). Ныне это часть главной площади Мариенплац. В XV веке на стене часовни расположенного под Мюнхеном охотничьего замка Блютенбург (Schloss Blutenburg) появилась большая фреска с изображением святого Онуфрия. Немецкий живописец, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса Альбрехт Дюрер около 1505 года посвятил преподобному одно из своих произведений — "Святой Онуфрий" (Der Heilige Onuphrius).

В архиве обнаружен документ, рассказывающий, что в 60-е годы XV столетия "врач Зигмунд Готцкирх (Sigmund Gotzkircher) видел на воротах мюнхенских домов четыре изображения святого Онуфрия". Начиная со 2-й половины XV века, имя Онуфрий становится популярным среди горожан Мюнхена. Так, некий житель Бальтазар Пешнер (Balthasar Poeschner) назвал этим именем родившегося в 1499 году сына — "Onofferus Freyberg".

В 1576 году в Мюнхене произошло знаменательное событие: в Домском соборе (Frauenkirche; Собор Пресвятой Девы Марии) появились мощи (глава) и посох святого Бенно, епископа Мейсенского (Hl. Benno; 1010 — 1107), которого в 1580 году официально объявили еще одним небесным покровителем Мюнхена. Верующие жители в часовне Св. Лаврентия у мощей преподобного Онуфрия просили святого об отступлении в 1517 году эпидемии чумы, уничтожившей треть населения Мюнхена. В Домском соборе христиане обращались с молитвами к святому Бенно о спасении города во время шведской оккупации, о благополучном завершении Тридцатилетней войны (1618–1648) и т. д. Измученные бедствиями войны жители Мюнхена, воочию увидевшие покровительство Богоматери, преподобного Онуфрия Великого и святого Бенно, епископа Мейсенского своему городу и его людям, стали особо поклоняться христианским реликвиям. Благодаря большому количеству мощей первых и более поздних христианских святых, хранившихся в мюнхенских храмах, город на Изаре приобрел в Европе славу "Баварского Рима".

С бесследным исчезновением в первой четверти XIX века реликвария с мощами прп. Онуфрия, что произошло во время сноса в Мюнхене часовни Св. Лаврентия, ситуация с почитанием первого покровителя города резко изменилась. Утерянные мощи и ценный реликварий искали в богатейшей коллекции реликвий Резиденции баварских королей, но результаты поисков разочаровали верующих.

Статус святого Онуфрия как патрона города резко снижается, о нем и о дне его памяти (12/25 июня) католики Мюнхена постепенно забывают. К сожалению, и составители недавно вышедшей в издательстве "St. Benno Verlag" настольной книге для верующих и массового читателя "Святые на каждый день. Жизнеописания, легенды, атрибуты и покровители" вообще забыли в числе сотен святых неразделенной Церкви упомянуть о существовании в церковном календаре имени преподобного Онуфрия Великого.

Ныне в Мюнхене прославляют имя только одного патрона — католического святого Бенно, епископа Мейсенского, который занял первую ступень небесного покровителя города. Зато (далее даже стыдно писать; могут и не поверить автору!) в социальных сетях благодаря большому мозаичному панно "Sanсt Onuphrius", оформленному на фасаде здания по адресу "Мариенплац, 17", возле которого проходят гей-парады, прп. Онуфрия стали называть своим покровителем не только ткачи, студенты, имеюшие проблемы в обучении, но и ...проститутки. Скажу больше, в Мюнхене некий автор Й. Глетцнер издал в 2008 году книгу с названием "Онуфрий – патрон города Мюнхен и гермафродитов" [18].

Примечания:

[1] Chronik der Stadt München. Bd.1. Stahleder H. Herzogs – und Bürgerstadt. Die Jahre 1157– 1505.– München: Heinrich Hugendubel Verlag, 1995, S. 13; Glоеtzner J. Onuphrius – Patron der Stadt Muenchen und der Hermaphroditen. – Muenchen, 2008.

[2] Lexikon für Theologie und Kirche. Fuenfter Band. – Freiburg: Verlag Herber, 1960, S. 195.

[3] Heilige und Selige der Rоemisch-Katholischen Kirche. Zweiter Band. – Leipzig: Vier Qullen Verlag, 1929, S. 98; Glоуtzner J. Onuphrius – Patron der Stadt Muenchen... – Muenchen, 2008.

[4]. Muenchens Kirchen. Herausgegeben von N. Lieb und J. Saermost. -Sueddeutscher Verlag, 1973, S.16 - 17.

[5].Monachium Sacrum. Festschrift zur 500-Jahr-Feier der Metropolitankirche Zu Unserer Lieben Frau in München. Band I. Herausgegeben von Georg Schwaiger.- Muenchen: Deutscher Kunstverlag, 1994, S. 36.

[6] Domenico Quaglio, Stecher, Zeichner

"Alten Hofs Kirche" / Der Alte Hof und die St. Lorenzkapelle, 1811.

[7]. Muenchens Kirchen. Herausgegeben von N. Lieb und J. Saermost. -Süddeutscher Verlag, 1973, S. 17; Innenansicht der St.-Lorenz-Kapelle im Alten Hof, aquarellierte Tuschezeichnung von Wilhelm Rehlen (gest. 1831), um 1815. (Münchner Stadtmuseum, Sammlung Graphik/Plakat/Gemaelde, Inv.-Nr. G P 964)

[8] Chronik der Stadt Muenchen. Bd.1. Stahleder H. Herzogs – und Buergerstadt. Die Jahre 1157–1505.–Muenchen: Heinrich Hugendubel Verlag, 1995. S. 13.

[9] Там же, с. 13.

[10]. Там же, с. 15 –16.

[11]. Брауншвейг ( Braunschweig) – ныне город в Северной Германии на территории федеральной земли Нижняя Саксония.

[12] Cм.: Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. – М., 2000, c. 80–81.

[13]. Schauber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiligen. Seligen und Namenspatrone.– Pattloch Verlag GmbH &Co KG Augsburg: 1999, S. 535.

[14]. См.: Майоров А. Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Великого в Галицко-Волынской Руси и Западной Европе. – ж. Русин, 2010, N. 3.

[15] См.: "Anatomische Beschreibung der Reliquien der hl. Kosmas und Damian. Abschrift. Pap." // "Reiche Kapelle Urk.111 (17 Jh.). – In: Geheimes Hausarchiv (Abteilung III von Bayirisches Hauptstaatsarchiv; BayHStA; GHA)

[16] См.: Ульянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря. — М., 2001.

[17] Chronik der Stadt Muenchen. Bd.1. Stahleder H. Herzogs – und Buergerstadt. Die Jahre 1157–1505.– Muenchen: Heinrich Hugendubel Verlag, 1995. S. 13.

[18] Gloetzner J. Onuphrius – Patron der Stadt Muenchen und der Hermaphroditen. – Muenchen, 2008.

Мозаичное панно в Мюнхене с изображением св. Онуфрия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30