- Монахи находятся в послушании у игумена или старца, поскольку через наставника послушник узнает волю Божию о себе. Это предполагает ежедневное откровение помыслов, возможность практически в любой момент посоветоваться и достаточный духовный опыт того, кто учит. Общение прихожанина со священником в таком формате происходить зачастую не может, да и сам батюшка может быть еще очень молодым, с небольшим житейским и духовным опытом. Выходит, что послушание в современном мире - все же удел иноков?
- Я бы так не сказал. Это в католической традиции считается, что христианская аскетика - для монахов, а для мирян это дело добровольное, а в Православии все правила духовной жизни едины для всех. Другое дело, что для людей, живущих в миру, их исполнение приобретает несколько иные формы. Послушание для мирянина - это исполнение обязанностей в семье, в государстве, на работе, в обществе, и в этом смысле оно является средством исполнения заповедей Божиих.
- А в чем конкретно это выражается?
- Например, заповедь о почитании родителей невозможно исполнить без послушания им. Многие святые отцы подчеркивали значимость этого установления, видя в его исполнении «репетицию» послушания Богу. А послушание Господу выражается в том, что мы благодарим Его за все, что Он нам подает, - за все уроки, вразумления, даже болезненные, даже когда мы не понимаем, почему происходит именно так, а не как нам хотелось бы. Основой такого восприятия является любовь. Господь показал нам, насколько Он нас любит, когда взошел на Крест. Поскольку мы понимаем, что Он поступает с нами по любви, мы доверяемся ему, выполняя Его заповеди. И точно так же мы принимаем волю родителей, даже когда не можем ее для себя объяснить, когда внутренне ей противимся, потому что знаем, что они нас любят. Будучи маленькими, мы не понимали, зачем нас водили в поликлинику и делали болезненные уколы, не понимали, зачем ходить в школу - ведь учиться бывает трудно. Но, вырастая, человек осознает, что все это было ему во благо. Вот так же, войдя в нашу настоящую жизнь - в Царствие Небесное, оглянувшись, мы поймем, что Господь по отношению к нам поступал разумно и любвеобильно.
Но послушание не только важнейшее средство для исполнения заповедей Божиих, оно является одновременно и следствием их исполнения. Ведь заповеди воспринимаются нами на веру. Например, Господь говорит, что мы должны прощать своих врагов - ни в какую человеческую логику это не укладывается. Казалось бы, как тогда это можно исполнить? Все в нас восстает против, и единственным, что может нас подвигнуть в следовании за Христом, остается послушание. Если мы его проявим, оно станет еще и свидетельством нашей веры. Это очень важно понимать. Иногда именно послушание остается единственной нитью нашей живой связи с Богом. Мы соблюдаем посты, выполняем молитвенное правило, ходим на богослужения, потому что желаем приблизиться к Богу, - и все это уже делает нас послушниками. Так что, как видим, послушание и для мирян - добродетель совершенно необходимая.
- А что значит быть послушником? Уметь слушать?
- Совершенно верно. Слово «послушание» происходит от слова «слушать». В славянском языке «слышание» было почти идентично по смыслу слову «понимание». Истинное послушание подразумевает понимание того, что ты собираешься исполнить, оно не предполагает действий на автомате: скомандовали - сделал.
- Мы знаем, какие плоды приносит непослушание. Можно начать с того, что непослушание Адама и Евы изменило весь ход человеческой истории. Да и в обыденной жизни мы часто с сожалением произносим: жаль, что я тогда не послушал родителей, учителя и т. д. А каковы плоды послушания, если оно истинно?
- Послушание оказывает особое влияние на духовное состояние человека - раскрывает его таланты. Из патериков и житий святых мы знаем, что многие учителя не говорили своим послушникам ничего необыкновенного. Бывало и так, что человек с интеллектуальной точки зрения был гораздо выше своего старца - достаточно вспомнить преподобного Иоанна Дамаскина, который до поступления в монастырь прославился как поэт, писатель, богослов. Духовный наставник запретил ему писать, и он подчинился его велению. Через некоторое время он по благословению возвращается к перу - и его талант приобретает совершенно другие грани. То есть послушание оказывается необходимым условием для духовного совершенствования, и это утверждение справедливо не только в духовной жизни. Невозможно добиться успеха ни в творчестве, ни в спорте, ни в какой-то профессиональной сфере, если не слушаться наставников.
- Можно ли сказать, что послушание в принципе естественно для человека?
- Можно, особенно для русского человека. Оно у нас, что называется, в крови. Дело в том, что в Российском государстве в основе взаимоотношений власти и народа лежала семейная модель: правитель воспринимался как глава этой семьи, царь-батюшка. Отец может быть плохим или хорошим, но это не отменяет его отцовства. Государственная служба воспринималась как подчинение отцу - царю и Отцу - Богу. Ведь в нашей стране присягу на верность царю и Богу приносили не только военные, но и госслужащие, и даже владельцы кабаков, которые именовались целовальниками, потому что крест целовали, давая обещание соблюдать закон. И история знает многих чиновников, которые искренне радели о благе общества, которые воспринимали эту присягу как то, согласно чему они должны жить. Таких радетелей было много и среди купцов; свидетельство тому - богадельни, школы, больницы, храмы, построенные на средства благотворителей. Достаточно вспомнить наших саратовских меценатов Тюльпиных, которые считали своим гражданским долгом вкладываться в развитие родного города. Послушание лежало и в основе функционирования крестьянских общин. То есть каждый русский человек осмысливал себя с трех позиций: кто он по отношению к Церкви, по отношению к государству и по отношению к обществу. Каждый знал свое место, начиная от царя и заканчивая крестьянином. Крестьянин понимал уплату налогов как свое личное послушание царю. Царь понимал как свой долг перед обществом и государством самоотверженное служение своему народу. Он отвечал за свой народ, как отец отвечает за своих детей. Даже после 1917 года, когда произошел слом русского национального кода, эта традиция ответственности человека перед обществом, коллективом оставалась очень сильной. Именно поэтому наша страна смогла победить в Великой Отечественной войне. Те молодые люди, которые жертвовали собой на полях сражений, еще находились под сильным влиянием православной культуры: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). Эту народную память и использовали советские идеологи. Кризис наступил только в 60‑е, когда выросло поколение, которое не знало Церкви. И хотя семьдесят лет безбожной власти сделали свое дело, сегодня мы все еще живем в контексте православной культуры. Поэтому когда человек приходит в Церковь и сталкивается с христианскими традициями, они оказываются ему близки на генетическом уровне, хотя и не всегда понятны. При этом от современного человека все же требуется много усилий, чтобы войти в организм Церкви.
- Почему, если послушание для нас естественно?
- Потому что послушание всегда связано с жертвенностью, а это больно. Не стоит забывать, что наша естественная природа искажена грехопадением, и ей бывает очень трудно принять христианское учение.
Апостол Павел говорил: есть люди, которые вечно чему-то учатся, но ничему не научаются, и ищут учителей, которые будут чесать им слух, то есть льстить и доставлять удовольствие (см.: 2 Тим. 4, 3). То же самое бывает и в современном мире: человек приходит в Церковь, но по гордыне желает получить в ней лишь то, что ему нравится. Первое, что всегда предлагает Церковь человеку, пришедшему из мира, - успокоение. Это как раненому дают обезболивающее: у него перестает болеть, но обезболивающее не лечит. Рано или поздно Церковь начинает лечить каждого из нас от греха - через послушание - и это бывает очень болезненно. К этой боли нужно быть готовым. Если же человек только будет требовать обезболивающего, да еще наткнется на лжеучителя, который будет чесать ему слух, то он станет духовным «наркоманом». Никаких внутренних изменений в нем происходить не будет, а будет только хуже и хуже.
- «Послушание предполагает жертвенность» - что это значит?
- Жертва - это желание отдать все ради того, кого ты любишь, не требуя ничего взамен. Жертва Богу - это отказ от чего-то ради любви к Нему. И тут встает вопрос: что же мы можем дать Богу, если мы ничего не имеем - все вокруг Божие, Им сотворено, а нам принадлежат только наши грехи? Вот их мы и можем отдать, то есть оставить. Да, это будет больно, но зато целительно.
- Многие воспринимают человека послушного как человека слабого, пассивного, покорного. Правильное ли это мнение?
- Нет, это мнение ошибочное. Христианская нравственность разделяет послушание и духовную лень и осуждает последнюю. Как говорил святитель Василий Великий: «Слабовольным - все Божия воля». Истинное же послушание требует и воли, и мужества, и смелости. Церковь нас побуждает к борьбе с грехом - разве можно, будучи пассивным и слабым, ее вести? Сила послушания - это проявление духовной силы, очищающей человека.
- Без чего не может быть истинного послушания?
- Без доверия. Послушание без доверия - это как женитьба без любви. Вроде бы как формально отношения есть, а толку большого от них не будет. Послушание наставнику, супругу, священноначалию, родителям - это доверие к Богу. По большому счету, послушание возвращает нас в состояние, в котором были Адам и Ева до грехопадения, то есть в состояние богообщения.
Послушание невозможно и без любви. Если родители не любят детей, а дети не любят своих родителей, искреннего послушания не будет. Можно угрозами, наказаниями заставить ребенка слушаться, но едва ребенок вырастет, он выйдет из повиновения. Собственно, отсюда все подростковые бунты.
- Как понять, что твое послушание угодно Богу? Я такой образ представляю: когда послушание добровольное и радостное - оно правильное. А когда из-под палки - что-то в этом не то. Верно ли это?
- Да, это правильно, настоящее послушание всегда доставляет радость. Даже когда оно жертвенное, когда тяжело, это боль выздоравливающего человека, и она не подавляет, не влечет к унынию.
- Очень часто сегодня женщина в семье воцерковляется первой. И вот тут, что называется, случается конфликт интересов. Она начинает регулярно ходить в храм, муж против, и возникает дилемма: кому быть послушной - мужу или Богу?
- Воцерковление не должно служить поводом для семейных скандалов. Мы не всегда можем дать любовь, но мы всегда можем не подать соблазн. Правильное воцерковление не должно быть нарочитым и кому-то назло. Если женщина решила воцерковляться, то она всегда должна помнить, что для начала нужно стать просто хорошей женой - женой-христианкой. Кто такая жена-христианка? Это женщина, принимающая мужа и детей такими, какие они есть, и любящая их такими, какими они должны быть. В большинстве своем противоречия по поводу посещения храма возникают в семьях потому, что это как-то выпячивается и противопоставляется обязанностям жены по отношению к мужу. Если женщина на первый план ставит свои обязанности жены, муж в основном соглашается с тем, что она стала верующей.
- Еще распространенная сегодня ситуация: дети воцерковляются, а родители против, поскольку считают внешнюю религиозность чем-то лишним, опасаются ее. Как здесь совместить послушание родителям и веру?
- Такое уже было в истории Церкви - в ранние века, когда дети язычников принимали христианство. Рекомендация будет такой же, как и женам: станьте для начала хорошими детьми - послушными, уважающими родителей, добрыми, милосердными, и тогда никто не выскажет вам претензий, что вы молитесь, поститесь, ходите в храм. Если вы поститесь, но при этом остаетесь злыми, тогда есть вопросы. Если вы уносите из дома нужные вещи, чтобы проявить милосердие к комуто на стороне, тоже такое благочестие сомнительно. Это не милосердие, а эгоизм. Понимание правильного поведения вырабатывается постепенно. Поначалу практически все делают ошибки, изза чего возникает в отношениях напряжение, но Господь, видя доброе расположение, даже наши ошибки в силах обратить во благо.
- Послушание - это на всю жизнь?
- Да. «В чем застану, в том и сужу», - сказал Господь. Застанет в послушании Его заповедям - будем оправданы. Не будем в послушании - наши грехи нас и осудят.
Газета «Православная вера» № 06 (626)
[Протоиерей Сергий Ксенофонтов, Беседовала Ольга Протасова]Православие и современность