Доверие — начало веры

0
575
Время на чтение 6 минут

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится...» 90-й псалом, один из самых любимых в православном народе. В эпоху, когда купить Псалтирь было невозможно, когда молитвы переписывались от руки, этот псалом в народе называли «Живые помощи»; в искаженном наименовании ясно звучало то, без чего мы и сегодня не можем никак — надежда на Его помощь, на покров и защиту в земных наших скорбях, трудностях и бедствиях; вера в то, что Господь «плещма Своима осенит тя; что не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему»; что ты, будучи верным Ему человеком, «на аспида и василиска наступиши, попереши льва и змия…» Ну а как быть, если… не осеняет? Если беда за бедой, как волна за волной, и худшие прогнозы сбываются, и раны не успевают заживать, и аспид с василиском скалят зубы из-за каждого угла?

Церковь вслед за Самим Христом учит нас во всем полагаться на Бога; но это не совсем простое дело, оказывается, и молитва наша — не волшебная палочка для разрешения земных проблем. Об уповании на Бога и доверии Ему в земных обстоятельствах мы беседуем с клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова протоиереем Сергием Ксенофонтовым.

— Отец Сергий, если мы молились и надеялись на Его помощь, на лучший исход нашей ситуации, а все пошло не так? Как это принять? Может быть, свою вину в этом искать следует, свой грех?

— «Все пошло не так» очень давно — со времен Адама и Евы, когда они согрешили и отпали от Бога. С той поры земля — юдоль скорби. Но если мы — верующие люди, мы должны знать одну простую истину: Бог нас любит. Он давно нам это доказал — воплотившись, придя в наш падший мир и принеся за нас Свою Крестную Жертву, оставив нам Свою Церковь. И если мы оказались в тяжелых обстоятельствах, если мы страдаем, это не значит, что Бог перестал нас любить. Это значит, что наши скорби нам необходимы. Когда мы были маленькими детьми, мы очень много просили у родителей, подчас просили то, что нам было совершенно не нужно, но родители знали, что нам дать, а что давать не следует. И если воспитание наше было правильным, если мы доверяли своим родителям, наше недоумение и даже обида быстро проходили. И теперь, став взрослыми, мы понимаем, что родители правильно поступали по отношению к нам.

И точно так же, не будучи еще в полной мере взрослыми, не обретя духовной зрелости и совершенства, осознавая свою человеческую немощь, мы должны доверять Богу как Отцу.

Вы спрашиваете, нужно ли искать свою вину. Нет, в положение заведомо виноватого ставить себя не следует. Господь грех наш искупил на Кресте, и мы с момента нашего Крещения начинаем усваивать плоды Его прощения: Он хочет миловать, а не карать. Однако грех не есть только преступление; грех есть еще и болезнь, и в силу нашего падшего, болезненного состояния наше духовное зрение слабо: его слабость не дает нам постигнуть Божий Промысл о нас. Но даже если нам совсем непонятно, для чего посетила нас эта скорбь, нельзя забывать, что это происходит по воле любящего нас Отца. И потому молитва наша об избавлении нас от скорби, зол и болезни всегда должна завершаться словами Христа, молившегося в Гефсиманском саду: впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Мы можем просить о чем угодно, но выбор — дать нам это или не дать — мы должны оставить за Господом.

— Вы говорите сейчас о доверии к Богу; а что оно есть такое, как его обрести? Как соотносятся понятия «доверие» и «вера»?

— Доверие — состояние, предшествующее вере. Вспомним евангельский эпизод с одержимым юношей и его отцом, обратившимся ко Христу: Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 23–24). Отец отрока понимал, что он просит чуда. А чудо совершается по вере. Его веры не хватает, она слаба. Но его состояние — это состояние доверия. Он с доверием просит Господа помочь ему, усилить в нем веру. Вот и мы должны так же просить: Господи, дай мне такую веру, которая помогла бы мне принять Твою волю, какова бы она ни была. Только так, только начав с доверия, можно перейти к следующему этапу — постижению Промысла Божия о себе по мере духовного совершенствования.

— Итак, Бог любит нас и мы призваны довериться Любящему. Но ведь мы еще и ответить должны на Его любовь. То есть — хотя бы самим себе на вопрос: а я-то люблю Его?

— Для любви всегда нужны двое. Если Бог любит человека, то и человек призван ответить любовью на Его любовь. А как? Об этом сказано в Евангелии: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21). Мы в силу своей страстности, по причине слабости нашего духовного зрения не можем провести границу меж собственной волей, собственной страстностью, нашим хотением — и подлинной духовной пользой для нас. Для того и нужны заповеди — чтоб мы могли, соблюдая их, идя этим путем, встретиться с Богом и обрести состояние доверия к Нему. Сделай возможное, чтобы Господь сделал для тебя невозможное! Но мы должны честно себе признаться, что часто этого возможного не делаем. А в худой сосуд вино не наливают. Господь готов дать человеку то состояние, в котором Он, Бог, будет действовать в человеке. Но человек должен Богу доверять. Доверие — начало веры, а не конец.

— Но как не пошатнуться в доверии, глядя на то, что творится с людьми на этом свете? Веками человечество терзают войны, катастрофы, эпидемии; люди страшно жестоки к себе подобным, и каждый век приносит новые жестокости, новые преступления. Гибнут, страдают безвинные… Про кого же это тогда — рана не приближится телеси твоему?

— Заметьте, 90‑й псалом есть обращение к одному человеку, а не к массе людей: «тебя», «к тебе», «твоему». Господь желает спасения конкретному человеку. И именно к конкретному человеку обращается. И дает каждому человеку его крест, тот, который соответствует его талантам. Нам неведомо, что, как и почему происходит с другим человеком; мы, как уже сказано, не можем постигнуть Божиего Промысла о себе самих. Но если ты на своем месте будешь делать все, что необходимо, это будет познанием воли Божией. Когда человек говорит: «Не могу доверять Богу, потому что с такими-то людьми происходит трагедия» — это все равно, что переживать за голодающих Эфиопии, не замечая нуждающейся семьи у себя в подъезде. Помоги, кому можешь помочь, исцели ту рану, которую ты в силах исцелить, утри ту самую «слезинку ребенка» (если мы помним «Братьев Карамазовых»), но не отказывай в доверии Тому, Кто сделал и делает для нас неизмеримо больше, чем мы сами друг для друга.

— Я знаю одного человека, который много молился об исцелении своей жены, когда она болела; а после ее смерти сказал, что никогда больше не будет просить у Господа чего-то конкретного даже для самых близких людей, а будет молиться только так: «Господи, да будет воля Твоя на каждом из нас, ибо Ты лучше нас знаешь, что нам потребно». Он сделал правильный выбор?

— Да, многие святые так молились. Но это подвиг, такой молитвы непросто достигнуть. И не надо забывать, что наши молитвы исполняются. Господь принимает наши прошения, снисходя к нашей немощи. Молитва поддерживает в нас надежду, которая нам необходима. Поэтому просить о том, в чем нуждаешься, не зазорно. Но вырабатывать в себе вот это чувство — «Да будет воля Твоя» — необходимо.

— Война как предел бесчеловечности, должна, казалось бы, убить в человеке всякую надежду на Божию любовь, милость и заступничество; но почему-то именно после Второй мировой войны наши мужские монастыри пополнились фронтовиками. И то же с ГУЛагом: многие уходили туда неверующими, коммунистами, а возвращались оттуда христианами. Если следовать обычной рассудочной логике, то это кажется невозможным.

— Заметьте, далеко не все прошедшие войну или лагеря стали верующими, а только те, кто сделал этот выбор. Господь откликается на выбор человека, и тогда происходит чудо обращения. Отношения человека с Богом не умещаются в рамках рассудка. Это философия и психология пытаются, с одной стороны, сложно, а с другой, как можно проще человека объяснить. А религия просто показывает человеку то, что может с ним произойти, если на то будет его, человека, воля. Человек ведь не только через сознание свое воспринимает мир и себя самого — в нем думает все: и ум, и душа разумная, и тело в этом участвует тоже. Человек не тождественен своему сознанию, он целостное существо. И если мы попытаемся в одних только рассудочных категориях описать происходящее с человеком, у нас не получится ничего. Даже самые красивые слова не объясняют обращения человека к Богу, потому что это — чудо. Чудо, которое происходит с человеком по его воле и воле Бога.

Протоиерей Сергий Ксенофонтов,

Беседовала Марина Бирюкова
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Протоиерей Сергий Ксенофонтов
Все статьи Протоиерей Сергий Ксенофонтов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49