Новый «обмен уколами» между союзными Россией и Белоруссией,
состоявшийся на днях, снова унизил взаимоотношения обеих стран,
находящихся, напомним, в составе Союзного государства уже свыше 20 лет.
Причем запрет в РФ на яблоки и груши из Белоруссии в «обмен» на
белорусское решение «временно» остановить транзит нефти из РФ унизил
союзные взаимоотношения, что называется, до крайней точки. Остается лишь
добавить к запретным плодам разве что маслята, а еще лучше - одуванчика
в сочетании с перерывом в транзите подсолнечного масла с ягодным
сиропом?..
Причина нынешнего конфликта в том, что, по российским официальным
оценкам, через Белоруссию в Россию поступает сельхозпродукция из стран
Запада и ряда других стран, включенная с августа 2014-го в реестр
товаров, запрещенных к ввозу в РФ из этих стран (в ответ на «крымские»
санкции тех же стран против РФ). То есть эта продукция либо нелегально
ввозится в Россию, либо «переименовывается» - точнее,
перемаркировывается в Белоруссии как белорусская и, значит, легально
поступает в РФ.
И то и другое вполне возможно, ибо реэкспортный бизнес был и
остается выгоден всегда и везде. Однако в Москве не могут не знать, что
Белоруссия и все, подчеркнем, другие страны ЕАЭС поныне не
присоединились к упомянутым ответным санкциям России (2014 г.) по
сельхозимпорту, что остается первопричиной реэкспорта в РФ санкционного
продовольствия. Куда целесообразнее было бы добиться в ЕАЭС и тем более в
Союзном государстве (СГ) такого согласования внешнеэкономической
политики, чтобы упомянутые меры РФ были бы продублированы ее партнерами
по евразийскому блоку, и прежде всего в Союзном государстве. Но воз
поныне там же...
А Союзное государство РФ и Белоруссии существует, как известно,
разве что в рамках межправительственных, межминистерских и
межпарламентских структур, но реального государства, увы, нет. Ибо нет
здесь единых герба и гимна, единой валюты, единой конституции, единой
системы президентских и парламентских выборов, единых прав
интеллектуальной собственности, единых внешнеторговых пошлин и т.п.
Кроме того, до сих пор не урегулированы в Союзном государстве
вопросы внутри-, межгосударственного (т.е. союзного), да и
внешнеторгового ценообразования на экспортируемые/импортируемые товары.
Скажем, никак не оговорены столь чувствительные для Минска правила
ценообразования на поставляемые из РФ союзные, т.е. российские нефть и
газ.
Впрочем, в Союзном договоре четко сказано, что цены на газ для
Белоруссии вводятся/меняются на уровне газовых цен для приграничной с
нею Смоленской области РФ. Но это положение изначально не соблюдается,
что, естественно, вызывает - чуть ли не ежегодно - конфликтные ситуации
между Москвой и Минском.
Про цены же на нефть внутри Союза в Договоре и в примыкающих к
нему документах вообще ничего не сказано, потому постепенная их
«доводка» российской стороной до уровня среднемировых для белорусов тоже
вызывает конфликтные эксцессы. Опять-таки в том же документе - ни слова
про транзитные грузовые тарифы для обеих сторон, в том числе по
перекачке российских нефти и нефтепродуктов через Белоруссию. А, между
прочим, речь идет об одной из высокомощных и кратчайших по расстоянию
нефтеэкспортных систем экс-СССР - трубопроводной системе «Дружба»,
проложенной еще в середине 60-х - начале 70-х главным образом через
Белоруссию в Польшу, ГДР, Чехословакию, Венгрию. Потому Минск
периодически повышает тарифы на нефтяной транзит, когда надо добиться от
Москвы хотя бы невысоких цен на нефть или газ. Или добиться отмены
ограничений на импорт каких-либо белорусских товаров. Кстати, так
случилось и в первой декаде апреля с.г., когда в «ответ» на российский
запрет яблок и груш из Белоруссии Минск даже «временно» приостановил
транзитную перекачку нефти и нефтепродуктов из РФ.
Если же в более широком ценовом контексте, союзные документы
никак не оговаривают, что такое демпинг, т.е. недобросовестная ценовая
конкуренция. Между тем известно, что государство в Белоруссии стремится
субсидировать преобладающую часть производственных издержек отраслей и
предприятий. Впрочем, свыше половины всей суммы этих дотаций
«проистекает» из финансовой помощи со стороны России и Евразийского
банка (единовременная помощь и/или кредиты на льготных условиях), на что
нередко указывает российская сторона при торгово-ценовых спорах с
Минском.
Так вот, благодаря этим дотациям и сугубо белорусским
госсубсидиям около 80% белорусских товаров массового спроса в российской
рознице дешевле минимум на 20% по сравнению с российскими или
«дальнезарубежными» аналогами. Потому крупный российский бизнес
периодически лоббирует ограничения на ввоз той или иной белорусской
продукции, «сбивающей» внутрироссийские цены, в том числе это
лоббирование - и под предлогом неподлинности ввозимой из Белоруссии,
точнее, как реэкспортируемой из других стран.
Представляется, что состоявшийся на днях запреты на ввоз из
Белоруссии яблок с грушами в «обмен» на перерыв тоже «временный» и
транзита нефти из РФ, унижающие обе стороны, - предметный отголосок
таких кампаний. Вопросы эти, конечно, вскоре разрешатся в полной мере.
Но дело не только в том, что элементарное чувство меры должно неизменно
быть во взаимных, притом публичных «уколах» между союзниками. Требуется
объективная, тщательная инвентаризация всего комплекса документов и
проблем в двусторонних, повторим, союзных отношениях. И, пожалуй,
сверхзадача - это определение реальных перспектив равноправного Союзного
государства.
А. ЧИЧКИН