Голосеевская подвижница нашего времени – монахиня Алипия (Авдеева)

0
594
Время на чтение 8 минут

Источник: Православная жизнь

Монастырь «Свято-Покровская Голосеевская Пустынь» – удивительное место. Посетив его однажды, все время стремишься вернуться туда опять. В эту обитель можно приехать в любое время со своей бедой и болью.

Здесь есть с кем разделить свою печаль и радость. Тут нашли свое упокоение известные святые Православной Церкви и еще не прославленная, но почитаемая народом как блаженная – подвижница нашего времени, монахиня Алипия (Авдеева).

Сегодня в Голосеево расположена большая красивая обитель со своими благоустроенными инфраструктурами, чудесным садом и великолепным духовным училищем. А много лет назад, когда я впервые попала сюда, это было заброшенное место в окружении почти что девственной природы. Впрочем, пейзажи, особенно осенние, и сейчас тут такие, что не могут оставить никого равнодушным. Здесь какой-то необыкновенно чистый воздух, а в озерах за территорией монастыря, особенно в ясную погоду, всегда отражается глубокая синь небес. Когда над обителью опускается туман, то кажется, что это огромный плат Пречистой Богородицы покрывает ее своим благодатным покровом. Совсем не удивительно, что когда-то эта живописная и тихая местность привлекла внимание святителя Петра (Могилы), который, приобретя здесь небольшой участок, построил церковь в честь великомученика Иоанна Сочавского и заложил скит для братии Киево-Печерской Лавры. В Голосеевской пустыне долгое время находилась летняя резиденция Киевских митрополитов. Этот скит очень любили и святитель Петр (Могила), и святитель Филарет (Амфитеатров). Но благочестивым православным народом это место было всегда особенно почитаемо благодаря тому, что в скиту в разное время подвизались святые Божьи угодники, прославившие нашу киевскую землю. Тут проводил свою весну и лето преподобный Парфений Киевский, который после утренней Литургии любил уходить в лес на молитву. Именно ему принадлежит известная фраза о том, что в Голосеево носится дух преподобных отцов наших Печерских. В этом скиту искали уединения Христа ради юродивые Феофил (Горенковский) и Паисий (Яроцкий), в пустыне нашел свое упокоение преподобный Алексий Голосеевский (Шепелев), тут спасались и три новомученика-священнослужителя Кассиан (Кузик), Ипполит (Семенов), Филипп (Безуглый), приговоренные к расстрелу в годы большевистских репрессий за свою верность Богу и Церкви.

О матушке Алипии (Авдеевой), проживавшей в течение 9 лет до своей кончины на том самом месте, где когда-то находился разрушенный до основания, а ныне полностью восстановленный Свято-Покровский Голосеевский монастырь, в настоящее время знают далеко за пределами нашей страны. Сюда за помощью и с благодарностью приезжают люди не только из бывших стран СНГ, но и из-за рубежа. Как-то раз я встретила здесь одну женщину средних лет из Америки. Мы с ней разговорились, и оказалось, что  она, так же, как и я, знала в юности матушку Алипию, проведывала ее несколько раз до своего отъезда за рубеж. Нина родилась и выросла в Киеве, но так случилось, что познакомилась с одним американцем, приезжавшим в Украину, у них возникли взаимные чувства, они поженились, и она эмигрировала в США. Но еще до того, как она встретила своего будущего мужа, в одно из посещений ею голосеевской подвижницы та вдруг как бы ненароком назвала ее несколько раз иностранкой. Нина тогда подумала, что старица ошибается, и стала уверять ее, что она коренная киевлянка. Так матушка предсказала, что судьба забросит девушку далеко за пределы Украины. И только годы спустя Нина, вспомнив об этой беседе, поняла, что монахине Алипии Господь приоткрыл то, о чем она сама тогда даже и не помышляла. Брак ее был счастливым. Муж оказался замечательным и добрым человеком.  Теперь, приезжая на родину, каждый раз, когда появляется такая возможность, «иностранка» Нина спешит в Голосеевскую Свято-Покровскую обитель, чтобы приложиться к раке подвижницы и, как она выразилась, «побеседовать» с ней.

Нам, людям, отягченным обыденными заботами и живущим в постоянной суете, очень трудно судить о внутреннем мире праведников Божьих. Мы лишь можем догадываться о том, какую невидимую брань со злом они ведут всю жизнь, какие претерпевают страхи и сомнения. Но зато каждому из нас дана возможность прикоснуться к миру их душ чрез сияние тех добродетелей, которые Господь открывает нам в них. У матушки Алипии, как и в каждом подлинном подвижнике благочестия, было много любви, доброты и сострадания к людям, и этим она делилась со всеми. Монахиня была внешне небольшого росточка, как отроковица, на голове носила почти всегда одну и ту же теплую детскую шапочку, а еще она носила вериги. Взгляд глубоких ее глаз выражал благодушие и проницательность. Матушка была очень приветлива со всеми вновь приходящими. Она на расстоянии прозревала Духом Божьим посещающих ее людей. Бывало, только войдет к ней во двор новый человек в первый раз, а она ведет себя с ним так, как будто уже его ждала и знала, что он придет. Особенно внимательна была к тем, у кого были какие-то горькие нужды и тяжелые проблемы. Глядя на нее, очень трудно было себе представить, как эта хрупкая старица смогла вынести столько бед и испытаний, которых хватило бы на жизнь не одного человека: трагическую гибель родителей и раннее сиротство, длительные странствия и скитания, холод, голод, тюремное заключение, бездомность, подвиг столпничества в дупле и юродство Христа ради. Матушка Алипия изредка в разговорах упоминала некоторые эпизоды своей жизни. Но только по ее упокоении, благодаря кропотливой работе духовных чад, удалось собрать по крупицам и рассказам тех, с кем подвижница делилась воспоминаниями, материал и составить историю ее необычной праведной жизни для назидания всех.

Первая встреча с монахиней Алипией у меня произошла много лет назад, еще во времена моей юности. Была весна, прошло несколько недель после Пасхи. К старице нас повел один знакомый молодой человек, который хотел получить от нее духовный совет. Но я к тому моменту уже знала от других верующих о том, что где-то на окраине Киева, в лесу уединенно живет необычная монахиня – подвижница, молитвенница, имеющая дар прозорливости. Нас заранее предупредили, что у матушки Алипии всегда бывает много людей и может случиться так, что нам не удастся поговорить с ней наедине. Но, к нашей радости, в тот день почти никого не было, и нас троих она позвала в свою жарко натопленную келейку, где мы едва поместились, потому что комнатушка до самого верха была заполнена различной провизией. Состоялся недолгий и неспешный разговор, во время которого старица несколько раз настойчиво вопрошала молодого человека, пришедшего к ней за советом, о том, правда ли, что он работает в Киево-Печерском монастыре. Мой знакомый пытался возражать ей, объясняя, что Лавра закрыта и что он трудится совсем в другом месте. В то время никто из нас не мог даже и предположить, что все сказанное тогда матушкой Алипией, обладавшей Божьим даром предвидеть будущее, с точностью исполнится. Спустя четыре года, в 1988 году, в Киево-Печерской Лавре была возобновлена монашеская жизнь, начались реставрационные работы, в которых этот молодой человек действительно принимал участие. Сейчас уже многим известно о том, что прозорливая старица предсказала не только открытие Лавры, но и Чернобыльскую трагедию, и раскол в Украинской Православной Церкви, учиненный ее тогдашним Предстоятелем Филаретом (Денисенко), которого монахиня Алипия называла «мужиком».

Посещая старицу и общаясь с ее духовными чадами, я слышала много чудесных историй о ее помощи тем, кто в ней нуждался. Людям, далеким от веры и Церкви, такие рассказы могут показаться неправдоподобными. Но я сама и мои близкие неоднократно были свидетелями таких случаев. Ведь в Евангелии сказано, что «все возможно верующему» (Мк. 9:23). Так получилось, что в год моего знакомства с матушкой Алипией я заболела. У меня развилась трудно поддающаяся лечению анемия. Невзирая на то, что я чувствовала большую слабость, мы с братом отправились в Голосеево. Добравшись до домика, где жила монахиня, увидели, что во дворе у нее собралось много посетителей, которые сидели за столом на лавках и трапезничали. Надо заметить, что подвижница отличалась большим гостеприимством и всегда беспокоилась о том, чтобы те, кто ее посещают, не оставались голодными. Матушкина еда была необычная, она молилась над ней, и больные получали исцеление. Обед всегда готовили из тех продуктов, которые ей приносили разные люди. В тот раз я сначала немного расстроилась и решила, что среди такого количества народа старица не обратит на меня даже внимания. Но все произошло совсем не так. Она не только обратила, но и усадила меня за стол. По матушкиному распоряжению мне подали кружку с вином и тарелку с салатом. Я начала говорить, что не пью спиртного и боюсь, что начнет кружиться голова. А старица мне сказала: «Не бойся, пей, тебе надо для здоровья!». Я послушалась, выпила, и голова действительно не закружилась. После посещения матушки Алипии я стала лучше себя чувствовать, а когда через неделю пересдала анализы крови, то они оказались в полной норме. Моей маме, у которой были серьезные проблемы с костной системой и сильные боли в суставах, старица Алипия помогла, приготовив мазь. Боли прошли, и мама потом еще неоднократно пользовалась этим матушкиным лекарством, когда возникала необходимость. Сила матушкиной мази была вовсе не в составе, а в молитвах, которые подвижница возносила к Богу о всяком болящем.

Монахиня Алипия со всеми общалась по-разному, потому что Господь открывал ей помыслы и внутреннюю сущность людей. Иногда говорила прямо, но чаще всего юродствовала: произносила не совсем понятные фразы и от мужского имени. В этом, несомненно, была своя логика. Человеку постороннему, не знающему о том, что такое подвиг юродства, матушкины слова и поступки казались не просто странными, но и вовсе глупыми. Известно, что стараниями «доброжелателей» ее не единожды пытались выселить и закрыть в психиатрическую больницу. Старице посетители приносили не только продукты, но, порой случалось, и вещи, также давали деньги. Монахиня все раздавала. Хлеб и часть продуктов питания, платочки, деньги относила в церковь на панихиду. Бывало так, что, взяв деньги у одного человека, она отдавала другому, нуждающемуся, либо тому, у кого вскоре могли случиться какие-то финансовые неприятности, как бы предупреждая о беде. Так произошло однажды и со мной. Как-то раз мы навестили старицу с моим отцом. Прощаясь с нами, она вдруг протянула мне деньги и вымолвила: «Возьми себе». Хотя денег было совсем немного, я все же оторопела, потому что не ожидала такого. Мне было неудобно брать последнее у матушки, которая и так жила как странница. Я отказалась, потому что на тот момент не понимала смысла ее поступка. Буквально через несколько дней со мной произошла очень неприятная история. Я получила зарплату и отпускные, часть которых собиралась отложить на покупку очень необходимой мне вещи. По дороге домой в одном из магазинов, где я стояла в очереди, мой кошелек со всем содержимым украли. Произошло это, скорее всего, по моей невнимательности – я забыла закрыть сумку. У меня не осталось даже и копейки, чтобы доехать домой. Пришлось идти пешком довольно неблизкое расстояние. Вот тогда-то я и вспомнила про те несколько матушкиных рублей, которые она мне давала.

О монахине Алипии (Авдеевой), продолжившей в наше время молитвенный подвиг прежних голосеевских старцев, написано и рассказано уже очень много. И с каждым годом таких историй становится все больше и больше. И в этом нет ничего удивительного. К подвижнице еще при ее жизни люди шли отогреваться душой, просить молитв и помощи, искать утешения. И сейчас, после ее упокоения, спешат к ней за тем же, ведь греться приходят только к горящему очагу, а черпать воду к чистому источнику.

Валентина Новикова (Чернышева)

Источник: Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Новикова (Чернышева)
Все статьи Валентина Новикова (Чернышева)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Туляк
23.11.2024 18:56
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06