Православные лики Японии: история первой японской иконописицы

0
427
Время на чтение 9 минут

Источник: Православная жизнь

Имя Ямасита Рин мало известно у нас в стране широкому кругу читателей.

Возрождение интереса, особенно среди специалистов, к необычной судьбе и творчеству этой японской художницы началось в конце прошлого века, когда вдруг неожиданно из запасников Эрмитажа была извлечена забытая икона ее письма «Воскресение», подаренная в 1891 году цесаревичу Николаю (будущему российскому императору Николаю II) во время его посещения Японии.

Путь в православии, как и путь в творчестве Ямасита Рин – этой удивительной художницы из Страны восходящего солнца, был непростым. Она прожила очень долгую и плодотворную жизнь, наполненную борьбой за право заниматься любимым делом. Порой Ямасита Рин бросалась в крайности и метания, то намереваясь принять монашество, то навсегда порвать с православием. Но, что бы там ни происходило в ее душе, она никогда не оставляла своего настоящего призвания и все время писала, создавая прекрасные Божественные лики. Художница оставила после себя огромное количество икон. Хотя часть из них была утеряна, оставшиеся образы и сегодня украшают многие православные храмы ее родины. Большое влияние на становление Ямасита Рин как человека и как художника-иконописца сыграла встреча, а также многие годы общения и сотрудничества со святителем Николаем Японским (Касаткиным).

Япония, как известно, достаточно долго была изолированной и закрытой страной для внешнего мира и евангелизации.  Проповедь первых португальских миссионеров, прибывших на острова еще в 1549 году, имела поначалу большой успех, особенно среди высших слоев населения. Но очень скоро тогдашний объединитель Японии Тоётоми Хидэёси, усмотрев в стремительном распространении христианства угрозу для национальной безопасности страны, издал в 1587 году закон о его запрете и начал повсеместные притеснения верующих. Три века длились гонения на христиан в Японии. Их подвергали пыткам и издевательствам, избиениям и сожжениям, но при этом мало кто из японских христиан отрекался от веры, показывая примеры величайшего мужества и стойкости. За период запрета христианства вплоть до 1873 года в Японии было замучено и убито около 280 тысяч верующих. Преследования продолжались даже после подписания Ансэйских договоров 1858 года, открывших страну для иностранцев.

История православия в Японии фактически началась с 1861 года, с момента приезда в  нее молодого священника Николая Касаткина, будущего святителя, канонизированного Русской Православной Церковью в 1970 году. Утверждение и распространение православного учения на островах происходило постепенно. Сначала равноапостольный святитель Николай Японский занялся изучением истории, культуры, языка, нравов и обычаев страны. Первое Таинство Крещения было произведено им только через 7 лет, и, как ни странно, над тремя самураями – представителями из наиболее традиционалистского сословия японского общества, весьма консервативного и не очень склонного к различным нововведениям, особенно в религиозной сфере. Но в этом была своя закономерность. Молодой священник-миссионер начал свою деятельность по просвещению японцев в тот период, когда в стране происходила смена власти и проводились новые реформы, среди них была и сословная реформа, лишившая самураев их статуса особого класса. А переустройство армии, которая стала формироваться на основе рекрутского набора, полностью изменяло образ их привычного существования. Обращение же в христианство давало новую опору в жизни, новые ориентиры и возвращало чувство своей значимости. Кроме того, конфуцианские моральные нормы, на которых воспитывались самураи, не противоречили христианским, а идея почитания единого Бога соотносилась с самурайским принципом верного служения одному господину.

Ямасита Рин – художница-иконописец родилась в 1857 году в семье самурая из японской глубинки в городке Касама. Вряд ли отец девочки смог оказать хоть какое-то влияние на воспитание дочери, поскольку умер очень рано, но она унаследовала настоящий самурайский характер. Рин с детства обладала целеустремленностью, решительностью и такой силой воли, которой мог бы позавидовать любой мужчина. Ямасита была очень одаренным ребенком и уже с ранних лет начала отстаивать свое право самостоятельно принимать решения и реализовывать свой талант. Это было нелегко, особенно если учесть, что женщины той эпохи в Японии обладали минимумом прав. Мать Ямасита, оставшись вдовой с тремя детьми, решила как можно раньше выдать дочь замуж за крестьянина, чтобы освободиться от лишнего рта. Но Рин хотела всему учиться, а больше всего – рисовать, потому вопреки запретам в 9 лет сама отправилась в школу при одном из буддийских храмов. А в 15-летнем возрасте самовольно покинула дом и пошла пешком в Токио искать для себя учителя-художника. Первая попытка побега не удалась. Родственники вернули девушку обратно, но Рин не успокоилась. Ей удалось с помощью братьев уговорить свою мать позволить ей учиться, и через год, в 1873 году, она уже опять находилась в Токио.

Среди первых наставников талантливой ученицы были мастера-художники, занимавшиеся традиционным японским искусством – гравюрой укиё-э, а также представители школы «маруяма». В этот период в Токио открылась государственная Промышленная школа искусств, в которой начал обучать европейской масляной живописи известный итальянский художник и педагог Антонио Фонтанези. И в 1876 году Ямасита поступила в эту школу. Среди учениц заведения была православная христианка Масако Ямамуро, с которой Рин подружилась и которая познакомила ее со святителем Николаем Японским. Через два года он крестил Ямасита с именем Ирина. К этому времени гонения на христиан в стране поутихли, началось строительство православных храмов в разных городах, и владыка Николай задумался над тем, чтобы воспитать своих японских православных иконописцев. Первоначально его кандидатурой стала Масако Ямамуро, но она вскорости вышла замуж. И тогда равноапостольный святитель Николай решил направить для учебы в Россию в Новодевичий Воскресенский монастырь Рин Ямасита. Одной из первых работ художницы на религиозную тематику считается эскиз к обложке журнала Японской православной миссии «Церковный вестник», выполненный ею по заданию владыки.

В 1880 году молодая японская художница отправилась в долгий путь из Йокогамы в Одессу. Путешествие стало для нее настоящим испытанием. Человек, которому святитель Николай поручил заботу о девушке, оказался не совсем порядочным, о чем владыка узнал только годы спустя, а потому во время поездки у нее не было даже своей каюты – дни и ночи она проводила на палубе. В марте 1881 года Ирина Ямасита уже была в Санкт-Петербурге. Город встретил ее весьма печальным событием: убийством императора Александра Второго. Поселившись в Новодевичьем монастыре, под руководством монахини Феодосии и ее младшей сестры Аполлонии, а также ректора Академии художеств Ф. И. Иордана она приступила к обучению в иконописной мастерской обители.

Читая фрагменты из дневника Ирины Ямасита и другие материалы из ее биографии, не перестаешь удивляться выдержке и упорству этой хрупкой девушки и тому, с каким воодушевлением она занималась своей деятельностью. Осваивать основы традиционного византийского и древнерусского искусства иконописи, весьма отличающегося от того классического реализма, которому ее обучали в Промышленной школе на родине, талантливой японке со своим менталитетом было непросто. Каноны написания икон и светских произведений абсолютно разные. Поначалу некоторые образы производили на нее удручающее впечатление. К тому же давали знать о себе и определенный психологический и языковый барьер, недостаточность знаний православной  религиозной традиции. Да и внутренне Ирина больше тяготела к западноевропейской живописи, любовь к которой ей привил ее учитель Фонтанези. Ее талант жаждал творческого развития. Потому все свое свободное от обучения в иконописной мастерской время она проводила в Эрмитаже, копируя полотна выдающихся художников. Кроме этого, Ирина еще выполняла портреты на заказ.

Ямасита Рин быстро освоила техническую сторону изготовления икон, но передача духовной составляющей изображаемых на них ликов далась ей не сразу. Она часто отступала от канонов и писала Лики Христа и особенно Богородицы таким образом, что в них невольно угадывались черты из полотен западноевропейских художников на религиозную тематику. Потому настоятельница монастыря запретила ей посещать Эрмитаж. Этот запрет художница переживала болезненно, и он сильно повлиял на ее отношения с сестрами обители. К сожалению, Рин вела дневник лишь только первый год своего пребывания в России, а потому невозможно судить, как развивались события дальше. Но все это время она переписывалась со святителем Николаем Японским. В какой-то момент девушка сообщила ему о своем решении принять постриг. Но владыка, понимая, что подобное решение могло быть спонтанным и возникнуть в результате какого-то внутреннего кризиса или конфликта, отговорил ее от этого.

Пребывание в сыром петербургском климате начало сказываться на физическом состоянии Ямасита Рин. Она заболела, и, невзирая на то, что у девушки было уже разрешение продолжить учебу в Академии художеств, святитель Николай дает ей совет вернуться на родину, чтобы окончательно не потерять здоровье. В 1883 году через Европу Ирина возвращается в Японию. Трудно сказать, что тогда чувствовала Ямасита, что происходило у нее в душе. Но очень странным выглядело то, что, проезжая через Кельн и Париж и останавливаясь там на несколько дней, она не стала посещать ни одного музея.

По прибытии на родину Рин поселяется в женской семинарии в Суругадай и сразу же начинает писать иконы для церквей страны. Сведений об иконописной мастерской, которую возглавляла Ямасита, почти не сохранилось. Лишь известно, что с ней какое-то время работали еще Масуко Такахаси и Хидэко Сибаяма, которая стажировалась в Петербурге у художника А. П. Розанова. Большую часть времени Ирина трудилась одна. Когда в Токио для росписи строящегося собора приезжает известный потомственный иконописец Василий Пешехонов, она работает с ним и продолжает постигать дальше под его руководством тонкости иконописного мастерства, создавая свою собственную индивидуальную манеру письма, отличающуюся мягкостью линий, игрой света и теней, яркостью красок.

Творческий почерк Ямасита Рин впитал в себя как опыт обучения классической живописи, так и строгую манеру традиционного иконописного искусства. В ее образах очень мало японского. Но есть легкие, едва заметные линии и округлости в изображении Ликов Христа и Богородицы на иконах, которые выдают азиатское происхождение их автора. Все работы японской художницы лучистые, насыщенные светом. Особенно хорошо это видно на иконе «Воскресение», принесенной в дар цесаревичу Николаю. На ней Христос изображен на фоне какого-то неземного золотистого сияния и удивительно чистой голубизны с бирюзовым оттенком. Ирина Ямасита создала множество замечательных списков икон Богородицы, которую она особенно любила и почитала. Для своих иконописных творений Рин всегда отбирала только лучшие образцы. Богородичные образы японской художницы невероятно прекрасны. Нежные черты Богоматери передают Ее внутреннюю чистоту, красоту, любовь и жертвенность. Лик Божественного Младенца на ее иконах трогательно беззащитен.

Всю жизнь иконописица работала не покладая рук, совершенствуя свое мастерство и постигая тайну Божественных ликов.  Жила одиноко и скромно, как строгий аскет в небольшой мастерской возле собора Воскресения Христова, много молилась, была всегда веселой и отзывчивой. Кроме икон, она рисовала эскизы церковной утвари, выполняла литографированные книжные иллюстрации (в том числе иллюстрации к переводу Евангелия на японский язык), создавала гравюры. Рин успела подготовить себе преемника – иконописца Павла (Сэйдзо) Макисима.

Святитель Николай очень ценил Ямасита и всегда с любовью и уважением отзывался об иконописице. Со временем у нее начала развиваться катаракта и ей трудно было рисовать. В 1918 году, уже после смерти владыки, она покинула Токио и перебралась в свой родной городок. В 1923 году во время Токийского землетрясения и во время Второй мировой войны часть ее лучших произведений погибла. Ямасита Рин прожила 83 года и умерла в 1939 году. Самое большое собрание икон японской художницы-иконописца находится в настоящее время в  храме Преображения Господня города Саппоро.

История Ямасита Рин – уникальна. Вся ее жизнь была полностью посвящена служению той подлинной и высокой Красоте, которая освящает собою мир и  не блекнет от времени.

Валентина Новикова (Чернышева)

Источники:

1. Кожевникова И. Ирина-Рин Ямасита, первая японская иконописица // Япония сегодня. – 2000. – № 9. – С. 171–178.
2. Судзуки Мититака. Православная икона Японии и Рин Ямасита // Япония: 1993: Ежегодник. – М., 1994. – С. 171–180.
3. Языкова И. К. Богословие иконы. – М., 1995.

Источник: Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Новикова (Чернышева)
Все статьи Валентина Новикова (Чернышева)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Туляк
23.11.2024 18:56
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06