Но даже сотрясаемый частыми вооруженными конфликтами, Крым никогда не знал геноцида, бесчеловечных притеснений. Каждый новый народ, которому судьба дала шанс ступить на скалистые берега полуострова, не стремился истребить и унизить тех, кто жил здесь раньше. Пришлые готы и славяне с трепетом перенимали греческую культуру, а затем и религию - Православие. Грозные монголы оставались веротерпимыми и к христианам, и к иудеям Крыма. Имперское владычество Екатерины II принесло процветание в пестрые по своему этническому составу здешние города. Изменения, причем не в лучшую сторону, принес только XX век, начавшийся с кровавого красного террора против остатков армии Врангеля и закончившийся рождением сомнительной национальной политики постсоветской Украины. Но сама история показала, что Крым не жаждет подобных изменений. И как только появилась возможность, он все силы приложил к тому, чтобы от них избавиться. Вернуться может даже не столько в Россию, простите за столь смелое предположение, сколько к нормальному, человеческому мироустройству.
В современном Крыму как и раньше свободно сосуществуют самые разнообразные народности, мирно уживаются последователи всех мировых религий. Через 4 года после возвращения полуострова уже сложно вообразить, что когда-то здесь яростно ломались копья вокруг простого вопроса - на каком языке говорить? Сейчас здесь признаны 3 государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Официальными праздниками являются и православная Пасха (вместе со Светлым Понедельником), и мусульманский Курбан-байрам. После почти столетнего бурного плавания Крым наконец вновь бросил якорь в своей мирной и уютной бухте.
Можно долго говорить о том, что значит для России возвращение Крыма. Можно привести бесконечное количество политических и морально-этических последствий Русской Весны. Об этом написано очень много, нет смысла повторяться. Но мало кто задумывается о смысле это же события для жизни нашей Церкви: что оно дало нам, как православным, и что от нас еще требует? Вопросы эти далеко не праздные.
Присоединение крымских городов к славянскому государству не просто позволило нашим предкам прикоснуться к православию, но предоставило в пользование его образец
Крым - это колыбель русского православия. Именно здесь в Корсуни (греч. Херсонес Таврический), как считается, был крещен Владимир Святославович - первый древнерусский христианский князь, святой просветитель нашего народа. Присоединение крымских городов к славянскому государству не просто позволило нашим предкам прикоснуться к православию, но предоставило в пользование его образец. Не модифицированную на свой манер копию, а подлинный пример настоящей христианской жизни, градоуправления, государственности. Без этой прививки, без этого вживления православных земель неизвестно ещё, укоренилось бы христианство на Руси. Мы знаем, какое отторжение оно вызывало на русском северо-западе, в Новгороде и соседних с ним городах. Необходимо помнить, что к моменту крещения Русь - только складывающееся государство, с множеством внутренних центробежных сил, с равновеликими, и потому борющимися за влияние, центрами. И это не только Киев или Новгород, но и тот же Крым.
Богатейший полуостров, испокон веков связанный с пышной Византией, к IX веку становится одним из центров славянской культуры. Об этом мало кто помнит. В 912 году князь Олег (Вещий) пишет мирный договор с византийцами неким «Ивановым написанием». Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что этот вид славянского письма является самый ранним, а составлен он был Иоанном епископом Готским. Священное Писание в переводе епископа Иоанна, видимо, читал Константин (будущий святитель Кирилл), готовясь вместе со своим братом Мефодием к миссии среди хазар. На это указывают и строки из Жития святых Кирилла и Мефодия: «Там же в Корсуни святой Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски». Именно «Иваново написание» легло в основу усовершенствованного братьями алфавита - глаголицы. В виду всего этого мы смело можем признать Крым центром просвещения древнерусских племен. И не укрепись Владимир и последующие русские князья в Тмутаракани, неизвестно, какая судьба постигла бы русское православие. Не отпали бы наши предки назад в язычество, как это произошло со многими крещёными скандинавами Норвегии после поражения Олава II Святого?
Крым для нашей церкви - это ее истоки. Это ее сердце
Крым для нашей церкви - это ее исторические истоки. Это ее сердце. Это связь не только с Византийской культурой и религиозной традицией, но и мостик в первые века христианства, к первым общинам и верующим.
Свет христовой веры очень рано озарил полуостров. Так, например, сосланный сюда в конце первого века, папа римский Климент насчитал в Крыму около двух тысяч христиан. По преданию, появление Климента привело к «буму» обращений среди местных жителей, и первоначально небольшая община верующих мгновенно расширилась. Церковные историки сообщают о том, что с момента прибытия епископа в Херсонесе практически ежедневно принимало крещение порядка пятисот человек. Конечно, в реальность этих цифр тяжело поверить. Но по всему видно, что поток крестившихся был настолько огромным, что летописцы поспешили зафиксировать его, пусть даже и в несколько преувеличенном виде.
Это полулегендарное начало христианства в Крыму предшествовало реальному распространению и укреплению Христовой веры на черноморской земле. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что большинство раннехристианских памятников Таврии не младше IV-V века. Первые крупные церкви появляются здесь уже в V-VI веках, и только на территории Херсонеса насчитывалось порядка 60 христианских базилик, баптисториев и часовен. В 310 году на территории полуострова была устроена Херсонеская епархия. Именно она оказала ключевое значение в деле крещения Древней Руси. Чуть позже в Крыму появляются Сугдейская (Сурожская), Фульская (Фунская), Готская (Гото-кефайская) и Боспорская епархии. Представитель последней - боспорский епископ Кадм - даже удостоился чести участвовать в работе I Вселенского Собора в Никее (325 г.).
Крым, и в первую очередь его православные святыни, должны жить, и тогда через них будет жить знание о нашем прошлом
Для русской Церкви сам Крым, весь полуостров - это памятник, мемориал. Это напоминание об историческом выборе князя Владимира, напоминание о восприемнике нашего народа - православной Византии. Четыре года назад не Крым возвратился в Россию: к нам вернулась утраченная когда-то память. И теперь важно, чтобы она не прискучила нам, чтобы мы не утратили к ней интерес. Простите за каламбур, память не должна превратиться в мертвый мемориал, мы не должны заключать ее в душные комнаты музеев или архивов. Крым, и в первую очередь его православные святыни, должны жить, и тогда через них будет жить знание о нашем прошлом. Однако многие святыни еще не оправились от советских времен, оставаясь лишенными своего сакрального статуса. Это пугающая реальность! Ни в одном древнем храме полуострова не должно быть музея, если мы хотим, чтобы у нас было будущее. Ведь музеефикация истории подобна мумификации трупа. И то, и другое направлено на сохранение, герметизацию, консервацию. Но нельзя консервировать то, что живо. А Церковь жива.
Крым вернулся в Россию, теперь же стоит задача вернуть все православные святыни к жизни.