Гатчина стала для монаршей семьи надежной крепостью, защищающей не столько от революционеров-бомбистов, сколько от разрушительных веяний высшего света. Юные годы Николая и его братьев протекали, благодаря этому, вне сферы любовных дрязг, наполняющих обыкновенно царские дворцы. Здесь, в отдалении, можно было дать детям образование и воспитание, достойное настоящего православного государя. Потому неудивительно, что последний император с детства отличался удивительным благочестием. Родившись в день памяти праведного Иова Многострадального, Николай очень рано понял, что и на его долю выпадет сложный и тернистый путь.
Цесаревич рос живым и ласковым мальчиком. Он много и хорошо учился, еще больше читал, зачастую на иностранных языках: французском, немецком, английском. Последним Николай владел в совершенстве, благодаря общению со своим воспитателем британцем Чарльзом Хисом. Вместе с тем наследник был крайне богобоязнен, начинал и заканчивал каждый день молитвой. Природную религиозную чувственность бережно укрепляли в нем его учителя: протопресвитер Иоанн Янышев, наставлявший цесаревича в богословских науках, и обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев, стоявший во главе всего обучения. Само собой Николай получил и блестящее военное образование, которое закрепил офицерской службой в рядах Преображенского полка. Благодаря умелой внешней политике Александра III Россия в годы юности Николая не участвовала ни в одной крупной войне, а потому наследник не мог как его отец показать себя на полях сражений, и его военная карьера закончилась в звании всего лишь полковника. Однако он не гнался за чинами, получить которые мог просто по факту своего рождения, и так и остался полковником даже взойдя на российский престол.
По завершению всего курса наук, цесаревич, по сложившейся еще со времен Екатерины II традиции, отправился в путешествие. Однако если раньше наследников зачастую ожидали две поездки: большая - по России, и малая - по Европе, то в случае с Николаем их решили объединить. Новый маршрут представлял собой настоящее полукругосветное путешествие: из России в Австро-Венгрию и Грецию, оттуда морем через Египет, Индию, Китай и Японию на русский Дальний Восток, а затем сухим путём через всю страну назад в Петербург. В таких условиях Николай не только должен был стать первым Романовым пересекшим всю Россию с Востока на Запад, но и первым представителем европейского монаршего дома, посетившим самые удаленные государства Юго-Восточной Азии.
Для некоторых азиатских правителей эта поездка стала более, чем судьбоносной. Так, в ходе своего дипломатического турне Николай среди прочего посетил и королевство Сиам, где познакомился с местным правителем Рамой V. Впоследствии, когда в 1896 году Тайланд подвергся грабительским нападкам Великобритании и Франции, уже царствующий император Николай II стал единственным европейским монархом, вступившимся за маленькое азиатское королевство. Не допущенный до аудиенции у политических лидеров Франции и Великобритании, к которым Рама V прибыл в Европу для переговоров о мире, сиамский правитель отправился в Петербург, где был радушно принят русским царем. Десятидневного визита в Россию оказалось достаточно, чтобы перед Рамой V открылись двери высоких кабинетов не только Лондона и Парижа, но и Вены, Берлина, Рима и даже Стокгольма.Полукругосветное путешествие имело своей целью познакомить цесаревича и с настроениями, тяготами своей собственной страны. Кроме того, оказавшись во Владивостоке Николай обязан был лично присутствовать при начале строительства Транссибирской магистрали. Здесь он смог лично ознакомиться с проблемами, стоявшими перед дорожниками, вникнуть в них. Неудивительно, что позднее в 1892 году именно цесаревич возглавил комитет по постройке Транссиба. В том же году Александр III потихоньку начал вводить своего сына в курс дел по управлению страной, пригласив его к участию в работе Государственного совета и Кабинета Министров.
Это было совершенно не зря. Скромный в своих привычках, ласковый с детьми и очень простой в обращении, Александр III принадлежал к числу тех, кто не любит думать о своем здоровье, скрывая по возможности всякое недомогание. Именно по этой причине нефрит почек, которым он был болен, смог оставаться незаметным довольно долго, прежде чем худоба обычно полного царя вызвала тревогу окружающих. Но даже узнав о своей болезни, император не изменил себе, полностью сохранив порядок своих ежедневных занятий. И все же болезнь взяла свое, и вскоре Александр был вынужден переселиться в Крым, в Ливадию, откуда он уже не вернулся.
20 октября 1894 года Александр III умер.
Новость о кончине императора потрясла страну. Однако государство не
было оставлено на произвол судьбы. Через полтора часа после смерти
одного монарха, в Ливадийской Крестовоздвиженской церкви на верность
престолу присягнул человек, как нельзя лучше подготовленный для
управления великой державой - цесаревич Николай. Получивший
блестящее гражданское и военное образование, воспитанный в согласии с
канонами православной веры, знакомый не только с реалиями своей
необъятной Родины, но и получивший уникальный опыт заграничного
дипломатического турне, Николай вовсе не был зашоренным, узколобым
реакционером, которым его пытаются зачастую выставить. Его правление
было ознаменовано бурным развитием российской экономики и становлением
производства, освоением земель Сибири и
постепенным искоренением безграмотности. В то же время на 23 года его
правления пришлись одни из самых драматичных событий русской истории:
три революции, русско-японская и Первая мировая войны, которые
сформировали крайне негативный образ последнего императора. Но история
всегда расставляет всё на свои места. И сегодня мы можем дать трезвую
оценку всей его деятельности. Без сомнений, его политика не была
свободна от ошибок и просчетов. Однако Николай II был искренне предан своему государству, и все свои мысли обращал только на пользу Отчеству. Он сумел сохранить себя чистым душой и явил заботу о миллионах своих подданных. Он много сделал для России, но много чего не успел. Продолжить его благие начинания - задача нашего поколения.
Аналитический центр святителя Василия Великого