Показ семейного фильма «Последний богатырь» - производства компании «Disney» и киностудии «Yellow, Black and White», режиссера Дмитрия Дьяченко - состоялся в кинотеатрах России и стран СНГ осенью прошлого года. Эта сказка стала самой кассовой российской кинокартиной - 2017. Кроме того, кинолента была удостоена премии «The Hollywood Reporter» - ведущего американского журнала в области киноиндустрии. Премьера фильма наделала много шума. Подавляющему большинству он очень понравился, но нашлись и те люди, которые увидели в нем некую опасную тенденцию, направленную на подрыв русского самосознания и самоопределения. К последним отношу себя и я, потому что явно вижу в этой кинокартине обман и подмену.
Чтобы не быть голословным, процитирую Марину ЖигаловуОзкан, генерального директора «Уолт Дисней Компани СНГ», которая в 2016 году в интервью газете «Коммерсант», предваряя выход «Последнего богатыря» как большого, насыщенного спецэффектами фильма, призналась, что для компании «Disney» это не просто очередная киноработа. «Для нас этот проект - стратегический: мы хотим продолжить традицию экранизации русских сказок, начатую великими режиссерами Александром Роу и Александром Птушко», - отметила она. Сразу хотим обратить ваше внимание на слово «стратегический», которое никак не связано с идеей продолжения традиций наших знаменитых создателей фильмов-сказок.
Герои и атрибуты сказки «Последний богатырь» хорошо знакомы нам с детства: это и Кащей Бессмертный, и Баба-Яга, и Царевна-лягушка, и Змей Горыныч, и Водяной, и богатыри, и Чудо-Юдо (больше похожий на тролля), а также мечкладенец, молодильные яблоки, живая вода. Разумеется, главный герой - Иван (очевидно, Дурак). Он практически точь-в-точь повторяет комичный типаж известного персонажа Кости из сериалов «Кухня» и «Отель "Элеон"». А этим сериалам явно не хватает морально-нравственной компоненты...
По сюжету фильма Иванушка, победитель телешоу про магов и экстрасенсов (уже одно это настораживает), известный под псевдонимом «белый маг Светозар» и промышляющий «снятием сглаза» и «чисткой кармы», попадает из современного мира во «вселенную русских сказок». По замыслу создателей фильма, ему предстоит пройти путь от своего меркантильного, гедонистического «эго» до «любви к ближнему». (Но кто окажется его ближним? Это очень тонкий психологический ход...).
Волшебный мир мы видим глазами человека XXI века, привыкшего, как и большинство из нас, к разнообразным гаджетам и благам цивилизации, отсутствие которых тут же вызывает полнейший дискомфорт. Сюжет развивается, и зритель узнаёт, что на самом деле Иван - сын известного былинного богатыря Ильи Муромца, спрятанный в нашем мире, дабы его не убили в сказке, настоящим магом Светозаром. А еще Иванушка - последний богатырь. Всех же остальных богатырей одолела при помощи темной магии Варвара (вероятно, Краса - длинная коса), жена богатыря Добрыни Никитича.
Попавший в Белогорье (так именуется в фильме сказочный мир) шоумен из будущего захотел сразу же выбраться оттуда. Но сделать это можно только с помощью мечакладенца. Чтобы его раздобыть, герою придется вступить в сговор с представителями темной силы: Кащеем Бессмертным, Бабой-Ягой, заколдованной каратисткой Василисой-лягушкой и Водяным. Причем их чисто коммерческие отношения переросли в грандиозную дружбу, а с Василисой в итоге - в любовь.
Блуждания по Белогорью сопровождаются в кадре
совершенно нетипичной для русских сказок западной музыкой. Уже одно это
способно породить у зрителя недоумение: как увязать аудиоряд с
происходящим на экране?..
Не нужно обладать особыми экспертными
знаниями, чтобы увидеть, как размываются в этом фильме понятия о добре и
зле и до боли известные нам (но не нашим детям!) герои приобретают
новый облик: к примеру, Добрыня Никитич, страдающий комплексом
неполноценности, завидует Илье Муромцу. Кстати, Добрыня весь фильм, как
казалось, был в полном неведении, что его супруга - злая колдунья. Но
неожиданно для всех он вдруг сам стал злейшим существом. Добро оказалось
злом. Более того, выясняется, что на стороне зла находятся все жители
сказочной страны. Все, за исключением злых сил - вернее, в фильме
«добрых», в «злом» обличье.
«О ужас! - хочется воскликнуть на финальных титрах. - Добрыня Никитич - один из трех всадников с известной картины Васнецова - враг всего доброго и светлого! А нечисть спасает сказочную страну от этого "злостного" богатыря!».
Но это еще не всё. В фильме отчетливо прорисована тема подлинной любви к ближнему - той, о которой говорят нам евангельские слова: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). И эту заповедь реализуют, то есть жертвуют собой ради других, такие персонажи, как Водяной и Кащей. Это уже не просто перевернутая сказка - можно сказать, что это глумление над христианским пониманием добра и зла.
К слову, компанией «Disney» уже предпринималась попытка переиначить русских народных персонажей в фильме «Книга мастеров»: и того же Иванушку Дурачка, который там больше смахивает на царевича, и Бабу-Ягу, и Кащея с Русалкой, которые показаны очень пошлыми. В этой сказке тоже многое вызывает недоумение: к примеру, откуда-то появляется «тридцать четвертый» богатырь-неудачник, а русский мужик показан как вечно пьющий алкоголик. Но тем не менее в ней понятно, где зло, а где добро.
В «Последнем богатыре» происходит смешение героического эпоса (былин, в которых воспевалась сила богатырская и прославлялась Святая Русь, как в сказках Александра Роу «Кащей Бессмертный» (1944) и Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)) с волшебной сказкой (небылицей). Увы, но здесь нет никаких защитников Святой Руси, нет церквей, нет русского человека. Нет русского духа. Тут, в привычном для нас смысле, Русью не пахнет. Мир, который мы видим в фильме, - это мир, «где обманчивым и близким//Чувством мерить всё дано,//Где зовут святое низким,//Где высокое - смешно», как писал еще в XIX веке поэт Аполлон Григорьев.
В свете всего этого можно с уверенностью назвать кинокартину не просто вредной, особенно для детей. К сожалению, в ней явно целенаправленно собрано всё, что может способствовать разложению души и искажению русского менталитета. Это и пропаганда глупости, и представление зла добром, и показ сделки со злом как чего-то совершенно безобидного, и создание ложных примеров для подражания. Мне пришлось долго объяснять своему восьмилетнему сыну, что эта популярная среди его сверстников сказка - на самом деле антисказка, «сказка наизнанку». А между тем многие мальчишки уже хотят подражать Кащею... Вот как попали в цель профессиональные манипуляторы сознанием!
Фильм-сказка «Последний богатырь», без всякого сомнения, является продуктом чувственной культуры. Известный культуролог Питирим Сорокин высказал мысль о том, что подобная культура стремится освободиться от всего святого. Это «искусство голливудского шоу», оно аморально, десакрализовано, асоциально и антирелигиозно. Чувственное искусство, пишет он, создается как товар - «ради релаксации, потребительства, развлечения и удовольствия... Оно игнорирует почти все высокое и благородное в самом человеке, в его социальной жизни, культуре, садистски заостряя внимание на всем посредственном и в особенности негативном, патологическом... антисоциальном и получеловеческом». В общем, цель данного искусства - эпатировать, потрясать, ошарашивать, а еще высмеивать и унижать всё и вся - от Бога до сатаны. Оно паразитирует на настоящем искусстве, низводя абсолютные ценности до уровня производства ценностей товарных. Вот и сказочные герои Пушкина, и былинные богатыри стали очередным коммерческим проектом, рассчитанным на массовый рынок развлечений.
Полное несоответствие «Последнего богатыря» нашим традиционным ценностям говорит лишь об одном: в культурно-историческом смысле этот фильм представляет опасность для русского человека. Ведь презрение к прошлому, к своим предкам, традициям, архетипам и, следовательно, к истории своего народа порождает в человеке рабскую психологию. Как сказал когда-то известный социолог, исследователь массового сознания С. Кара-Мурза, «принять новый тип власти над человеком или строить защиту от манипуляций - вопрос выбора исторической судьбы». И не сказка, по слову философа Ивана Ильина, отжила свой век, если мы разучились глубоко воспринимать ее, «а мы исказили свой душевно-духовный уклад, и мы выветриваемся и отмираем, если мы потеряли доступ к нашей народной сказке».
Газета «Православная вера» № 08 (604)
Константин ЛукьяненкоПравославие и современность