Каждый ли из нас знает, что «не всё, называемое в просторечии и даже в литературе религиозностью и религией, есть в самом деле религиозность и религия»? Оказывается, «не всё заслуживает этого наименования». Подобным образом обстоят дела и с верой. Человек может веровать, но вера его может быть неосновательной, так как он сам может не знать, ни для чего он верит, ни во что он верит, ни почему он верит и, вообще, верна ли его вера. Нередко вместо религиозной веры у человека есть только ее иллюзия, человеку может только казаться, что он верит. А еще религиозность может быть «бездуховной» и даже «противодуховной», то есть вовсе непредметной - «фантастической и даже химерической». Вообще, в духовной жизни человека существуют пути, «возводящие к подлинной вере, и другие пути, низводящие к слепому ожесточению». Раскрытию этих сложных комбинаций в религиозной жизни на основе двухтысячелетнего опыта Церкви Христовой посвятил свою книгу «Аксиомы религиозного опыта» известный философ Иван Ильин.
Немногие обращают внимание на основной труд невероятно одаренного русского православного мыслителя Ивана Александровича Ильина (1883-1954), который вместе с другими представителями российской интеллигенции в двадцатых годах XX века был выслан на «философском пароходе» из России в Германию за то, что был непримиримым врагом большевизма. Как и многие другие его книги, «Аксиомы религиозного опыта» «посвящена не богословию, а тихому философскому богохвалению...». Это книга, насквозь христианская по духу и стилю и совершенно свободная от псевдофилософского «богословствования». С уверенностью скажем, что все содержимое данной книги было рождено «главным органом православного христианства - созерцающим сердцем», а источником ее была евангельская совесть.
Над этой книгой Иван Ильин трудился почти половину своей жизни - целых 32 года. Она представляет собой фундаментальное православно-апологетическое исследование, начатое ученым еще в 1919 году, за три года до рокового изгнания с родной и до боли любимой Русской земли. Ильин писал, что посвятил свое исследование «выяснению аксиоматических основ религиозного опыта и религиозного акта». Предметом исследования данной книги является религиозная вера, а объектом - религиозный опыт.
В каждом своем слове и мысли, руководствуясь опытом Церкви (Писанием, Преданием и догматами), автор раскрывает архитектонику православной веры. И прежде всего он пишет о том, как правильно веровать и что есть подлинная вера.
Это книга для вдумчивого чтения: она настолько же серьезная, как и произведения Достоевского. Но, несмотря на всю сложность, она будет настоящим помощником для думающей молодежи (особенно неофитов), ищущей Бога и пытающейся понять суть верной религиозной веры, а также для тех, кто хочет разобраться, во что он сам верует и верно ли это делает. Кроме того, она будет полезна для тех, кто интересуется философией, психологией, феноменологией религии.
* * *
Иван Ильин утверждает, что проблемы в духовной жизни существуют оттого, что многие из верующих «лишены религиозного опыта и даже не постигают его сущности». Именно поэтому «современное человечество изобилует "православными", "католиками" и "протестантами", которым христианство чуждо и непонятно; мы уже привыкли видеть в своей среде "христиан", которые суть христиане только по имени...». Можно с уверенностью сказать, что многие ереси, расколы и такие современные феномены, как «недовоцерковление», «перевоцерковление» и «расцерковление», также являются следствием нежелания ответственно строить религиозный опыт и владеть им.
Религиозный опыт является основой всякого религиозного верования и делания. «Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной чистоте и богосоответствии своего опыта».
По сути, перед каждым христианином - или перед тем, кто таковым действительно хотел бы быть, - стоит задача-максимум: «соуподобиться Христу, охристоличиться, стать христоликими», как говорил преподобный Иустин Попович. Обретение настоящего христианства - задача не из простых. По словам Спасителя, не все говорящие Ему: «Господи! Господи!», войдут в Царство Небесное, но исполняющие волю Отца Его Небесного (см.: Мф. 7, 21-23). Исполнение воли Божией, настоящая вера в Бога проверяется прежде всего делами и любовью: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне <...> истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 35-36). Но для этого нужно помнить, что подлинная вера зиждется на главных заповедях христианства: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37-39).
Уверовать во Христа - мало. Верно в Него уверовать означает облечься в дела, ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). И это должны быть дела любви. Апостол Павел в своем Послании к Галатам говорит о том, что во Христе Иисусе имеет силу вера, действующая любовью (Гал. 5, 6). И дальше, как мы с вами знаем, что он говорит: если я <...> имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (ср.: 1 Кор. 13, 1-3). Всегда нужно помнить, что как дерево познается по плодам, так и человек - по делам. Особенно - человек, позиционирующий себя религиозным. Верующим людям нужно чаще вспоминать слова Спасителя, в которых Он говорит о том, что по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Любовь христианская должна освящать все остальное: и супружеские отношения, и отношения с коллегами по работе, и с друзьями, и со всем остальным миром.
Удивительные слова принадлежат архимандриту Рафаилу (Карелину), который, осмысливая современную теплохладность многих из нас - христиан только по имени, написал следующее: «Теплохладность - это особый вид духовного отступничества, когда человек, внешне соблюдая постановления и обряды Церкви, одновременно остается чуждым Богу. Такой человек держит посты, творит милостыню, посещает храм и в то же время предается стихиям этого мира и не заботится об очищении ума своего от гордыни, а сердца - от страстей. Теплохладность - это христианство без Живого Христа, это желание откупиться от Бога внешними делами... Теплохладные обычно отличаются равнодушием и безразличием к учению Церкви и вопросам веры. У теплохладного человека притуплена духовная интуиция, он внутренне не может отличить ложь от правды, как определяют пищу на вкус. Догматическая чистота его не интересует, ереси его не волнуют, его сердце не устремлено к будущей жизни, и он мало думает о ней».
Те же, кто хочет уверовать верно и в верное, должны больше всего опасаться подмены религиозного опыта, то есть всего, что есть поддельное, фальшивое, извращенное и снижающее.
Иван Ильин напоминает нам всем, что «верная вера... требует внутреннего делания, постоянного, неошибочного, верно направленного, то есть долгой и напряженной работы над собой. Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, растить, углублять и образовывать свой духовный опыт», чтобы стать целостным «духовным единством».
Религиозность как следование ко Христу «есть прежде всего живая и искренняя воля к совершенству». Это означает, что настоящая религиозность «находится в существенной и необходимой связи с желанием совершенствования: ...любить горячее, быть добрее, действовать вернее, обходиться с людьми любовнее и справедливее, служить самоотверженно, судить праведно, творить все творимое - как можно совершеннее».
Мало думать, что ты действительно веруешь, и веруешь верно - путь настоящего христианства один: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...». Об этом нам говорит Святая Церковь, об этом напоминает и Иван Ильин в своих «Аксиомах религиозного опыта».
Газета «Православная вера» № 14 (586)
Источник: Православие и современность