itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Уметь верно веровать - это искусств

0
638
Время на чтение 6 минут

Каждый ли из нас знает, что «не всё, называемое в просторечии и даже в литературе религиозностью и религией, есть в самом деле религиозность и религия»? Оказывается, «не всё заслуживает этого наименования». Подобным образом обстоят дела и с верой. Человек может веровать, но вера его может быть неосновательной, так как он сам может не знать, ни для чего он верит, ни во что он верит, ни почему он верит и, вообще, верна ли его вера. Нередко вместо религиозной веры у человека есть только ее иллюзия, человеку может только казаться, что он верит. А еще религиозность может быть «бездуховной» и даже «противодуховной», то есть вовсе непредметной - «фантастической и даже химерической». Вообще, в духовной жизни человека существуют пути, «возводящие к подлинной вере, и другие пути, низводящие к слепому ожесточению». Раскрытию этих сложных комбинаций в религиозной жизни на основе двухтысячелетнего опыта Церкви Христовой посвятил свою книгу «Аксиомы религиозного опыта» известный философ Иван Ильин.

Немногие обращают внимание на основной труд невероятно одаренного русского православного мыслителя Ивана Александровича Ильина (1883-1954), который вместе с другими представителями российской интеллигенции в двадцатых годах XX века был выслан на «философском пароходе» из России в Германию за то, что был непримиримым врагом большевизма. Как и многие другие его книги, «Аксиомы религиозного опыта» «посвящена не бого­словию, а тихому философскому богохвалению...». Это книга, насквозь христианская по духу и стилю и совершенно свободная от псевдофилософского «богословствования». С уверенностью скажем, что все содержимое данной книги было рождено «главным органом православного христианства - созерцающим сердцем», а источником ее была евангельская совесть.

Над этой книгой Иван Ильин трудился почти половину своей жизни - целых 32 года. Она представляет собой фундаментальное православно-апологетическое исследование, начатое ученым еще в 1919 году, за три года до рокового изгнания с родной и до боли любимой Русской земли. Ильин писал, что посвятил свое исследование «выяснению аксиоматических основ религиозного опыта и религиозного акта». Предметом исследования данной книги является религиозная вера, а объектом - религиозный опыт.

В каждом своем слове и мысли, руководствуясь опытом Церкви (Писанием, Преданием и догматами), автор раскрывает архитектонику православной веры. И прежде всего он пишет о том, как правильно веровать и что есть подлинная вера.

Это книга для вдумчивого чтения: она настолько же серьезная, как и произведения Достоевского. Но, несмотря на всю сложность, она будет настоящим помощником для думающей молодежи (особенно неофитов), ищущей Бога и пытающейся понять суть верной религиозной веры, а также для тех, кто хочет разобраться, во что он сам верует и верно ли это делает. Кроме того, она будет полезна для тех, кто интересуется философией, психологией, феноменологией религии.

* * *

Иван Ильин утверждает, что проблемы в духовной жизни существуют оттого, что многие из верующих «лишены религиозного опыта и даже не постигают его сущности». Именно поэтому «современное человечество изобилует "православными", "католиками" и "протестантами", которым христианство чуждо и непонятно; мы уже привыкли видеть в своей среде "христиан", которые суть христиане только по имени...». Можно с уверенностью сказать, что многие ереси, расколы и такие современные феномены, как «недовоцерковление», «перевоцерковление» и «расцерковление», также являются следствием нежелания ответственно строить религиозный опыт и владеть им.

Религиозный опыт является основой всякого религиозного верования и делания. «Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной чистоте и богосоответствии своего опыта».

По сути, перед каждым христианином - или перед тем, кто таковым действительно хотел бы быть, - стоит задача-максимум: «соуподобиться Христу, охристоличиться, стать христоликими», как говорил преподобный Иустин Попович. Обретение настоящего христианства - задача не из простых. По словам Спасителя, не все говорящие Ему: «Господи! Господи!», войдут в Царство Небесное, но исполняющие волю Отца Его Небесного (см.: Мф. 7, 21-23). Исполнение воли Божией, настоящая вера в Бога проверяется прежде всего делами и любовью: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне <...> истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 35-36). Но для этого нужно помнить, что подлинная вера зиждется на главных заповедях христианства: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37-39).

Уверовать во Христа - мало. Верно в Него уверовать означает облечься в дела, ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). И это должны быть дела любви. Апостол Павел в своем Послании к Галатам говорит о том, что во Христе Иисусе имеет силу вера, действующая любовью (Гал. 5, 6). И дальше, как мы с вами знаем, что он говорит: если я <...> имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (ср.: 1 Кор. 13, 1-3). Всегда нужно помнить, что как дерево познается по плодам, так и человек - по делам. Особенно - человек, позиционирующий себя религиозным. Верующим людям нужно чаще вспоминать слова Спасителя, в которых Он говорит о том, что по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Любовь христианская должна освящать все остальное: и супружеские отношения, и отношения с коллегами по работе, и с друзьями, и со всем остальным миром.

Удивительные слова принадлежат архимандриту Ра­фаилу (Карелину), который, осмысливая современную теплохладность многих из нас - христиан только по имени, написал следующее: «Теплохладность - это особый вид духовного отступничества, когда человек, внешне соблюдая постановления и обряды Церкви, одновременно остается чуждым Богу. Такой человек держит посты, творит милостыню, посещает храм и в то же время предается стихиям этого мира и не заботится об очищении ума своего от гордыни, а сердца - от страстей. Теплохладность - это христианство без Живого Христа, это желание откупиться от Бога внешними делами... Теплохладные обычно отличаются равнодушием и безразличием к учению Церкви и вопросам веры. У теплохладного человека притуплена духовная интуиция, он внутренне не может отличить ложь от правды, как определяют пищу на вкус. Догматическая чистота его не интересует, ереси его не волнуют, его сердце не устремлено к будущей жизни, и он мало думает о ней».

Те же, кто хочет уверовать верно и в верное, должны больше всего опасаться подмены религиозного опыта, то есть всего, что есть поддельное, фальшивое, извращенное и снижающее.

Иван Ильин напоминает нам всем, что «верная вера... требует внутреннего делания, постоянного, неошибочного, верно направленного, то есть долгой и напряженной работы над собой. Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, растить, углублять и образовывать свой духовный опыт», чтобы стать целостным «духовным единством».

Религиозность как следование ко Христу «есть прежде всего живая и искренняя воля к совершенству». Это означает, что настоящая религиозность «находится в существенной и необходимой связи с желанием совершенствования: ...любить горячее, быть добрее, действовать вернее, обходиться с людьми любовнее и справедливее, служить самоотверженно, судить праведно, творить все творимое - как можно совершеннее».

Мало думать, что ты действительно веруешь, и веруешь верно - путь настоящего христианства один: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...». Об этом нам говорит Святая Церковь, об этом напоминает и Иван Ильин в своих «Аксиомах религиозного опыта».

Газета «Православная вера» № 14 (586)

Константин Лукьяненко

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Константин Лукьяненко
В.И. Даль: «Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней Православие...»
Доклад «В.И. Даль и его вклад в духовно-нравственное воспитание русского человека» на пленарном заседании Межрегионального научно-образовательного форума «Наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и традиции отечественного богословия»
21.06.2017
Все статьи Константин Лукьяненко
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
04.02.2023 20:10
Нерусские русские
Новый комментарий от Алексей Петрович
04.02.2023 18:43
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
04.02.2023 18:04
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от учитель
04.02.2023 17:32
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Советский недобиток
04.02.2023 17:16
Наша брань
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.02.2023 15:34
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.02.2023 13:50