Ильинская церковь. Первый на Руси православный храм и самый древний приход, действующий до сих пор
В том, что Киев во многом был «первым» городом в нашей истории, нет ничего удивительного - все-таки столица есть столица. Одним из примеров такого «первенства» можно назвать киевский храм св. пророка Илии на Подоле.
Первый ильинский храм на этом месте был построен еще до Крещения Руси. Упоминание о нем можно встретить в «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца в записи о событиях 945 года. Там, в частности, говорится о договоре, заключенном князем Игорем Святославичем с византийским императором Романом I Лакапином:
«Послы, посланные Игорем, вернулись к нему с послами греческими и поведали ему все речи царя Романа. Игорь же призвал греческих послов и спросил их: "Скажите, что наказал вам царь?ˮ. И сказали послы царя: "Вот послал нас царь, обрадованный миром, хочет он иметь мир и любовь с князем русским. Твои послы приводили к присяге наших царей, а нас послали привести к присяге тебя и твоих мужейˮ. Обещал Игорь сделать так. На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его - сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем... это была соборная церковь, так как много было христиан - варягов».
Как можно заключить из текста, часть Игоревой дружины исповедовала христианство, и, очевидно, довольно давно, если для ее религиозных потребностей пришлось построить свой храм.
Таким образом, можно считать, что этот храм был первым или одним из первых на Руси.
Само здание изначально было деревянным, неоднократно перестраивалось, и только в конце XVII века на месте деревянной церкви была построена каменная, которая с определенными изменениями дошла до наших дней. Богослужения в Ильинской церкви совершались постоянно, только в 30-х годах она была закрыта и использовалась киевским элеватором как склад зерна, но уже во время Великой Отечественной войны богослужения возобновили. С тех пор храм не закрывался. Подробнее об этой церкви читайте здесь.
Десятинная церковь. Первый на Руси каменный храм
Итак,
первый храм к Крещению Руси в Киеве уже был. Но он явно не мог
соответствовать статусу главного храма христианского государства,
каковым при равноапостольном Владимире стала Русь. Уже на следующий год
после крещения киевлян, как пишет летопись: «Володимер помысли создати
церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек».
Новый
храм, называемый Десятинной церковью, был построен в 996 году как
кафедральный собор Русской Церкви византийскими мастерами из камня, что в
ту пору для Руси считалось новшеством. Стоял он неподалеку от
княжеского дворца. Название «Десятинный», скорее всего, связано с тем,
что первым настоятелем нового храма был вывезенный из Херсонеса
священник Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, князь
Владимир поручил сбор церковной десятины.
Храм во многом разделил судьбу самого Киева - в 1242 году он был разрушен монголами.
В 30-х годах XVII века по инициативе киевского святителя Петра Могилы на руинах древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
А в XIX веке возвели новый грандиозный собор, который просуществовал до 1928 года, когда по приказу безбожной власти он, как и при монголах, был разрушен.
В настоящий момент от первого храма Киевской Руси сохранились только фрагменты древних фундаментов. Недалеко от них действует маленький монастырь, основанный в память о поруганной святыне.
Софийский собор. Единственный сохранившийся древнерусский храм с византийскими мозаиками
Отделка мозаикой - техника довольно сложная и дорогая. Но киевские князья пытались равняться с византийскими императорами, и потому ряд столичных храмов, как и византийских, был украшен мозаикой. Увы, до наших дней дошел только один такой храм - собор св. Софии. Конечно, мозаикой отделывались также и другие церкви города: уже упомянутая Десятинная церковь, Успенский собор Киево-Печерской Лавры и Михайловский Златоверхий собор. Но от этих убранств почти ничего не осталось. Только некоторые мозаики Михайловского Златоверхого собора были сохранены, и ныне их можно увидеть на хорах Софийского собора и в Третьяковской галерее в Москве. А вот в Софийском соборе все мозаики находятся на своем месте. Об этом смотрите наш специальный материал.
Сохранившиеся автографы киевских князей
Софийский собор также уникален тем, что в нем можно увидеть автографы киевских князей, как утверждают археологи. И это не подписи на государственных актах, а молитвенные прошения, начертанные на храмовых стенах. На этот момент идентифицированы автографы княгини Олисавы и ее сына - князя Киевского Святополка II. Об этом также можно прочесть отдельную статью на нашем портале.
400 храмов Древнего Киева
Одним из важных исторических источников по истории Древней Руси можно назвать «Хронику» - труд немецкого хрониста XI века Титмара Мерзебургского, которая, помимо германских событий, описывает и современную хронисту Русь. Согласно этой хронике, в Киеве XI века насчитывалось около 400 церквей. Цифра поистине огромна, даже если учесть, что в это число входят часовни и домовые храмы. Ведь в сегодняшнем Киеве православных храмов вдвое меньше.
Мы привели только несколько фактов из истории древнего города - «матери городов русских» и хотели бы напомнить, как важно знать, любить и бережно относиться к истории своей земли.
Дмитрий Марченко
Православная жизнь