По задумке авторов и реализаторов данного проекта, православное духовенство и верующие Украины должны были сразу же после обнародования упомянутого документа броситься в объятия новой религиозной структуры.
Однако, несмотря на все старания пиарщиков, политтехнологов, прессы и социологов, каждый остался при своем.
Из канонической Украинской Православной Церкви ушли два архиерея и пара десятков священников, причем данные представители духовенства и ранее были известны специфическими националистическими взглядами, так что их уход был вполне ожидаем.
То же самое и с «переходом» общин. Симпатизирующая раскольникам пресса может сколько угодно радостно рапортовать о сотнях переходов, но реальность не меняется: большая часть «переходов» - это силовые захваты храмов против воли общин. Но, даже с учетом всех захватов, количество общин УПЦ (а их более 12000) не особо уменьшается. Хотя, конечно, трагедия людей, у которых отбирают храмы, которые они и их отцы и деды строили и содержали, в рамки статистики не укладывается.
Тем не менее факт остается фактом - УПЦ осталась такой же, какой была до эскапады Константинополя, и нет ни малейших признаков, что тенденция изменилась. Если в первые недели после Томоса сторонники новосозданной «ПЦУ» могли еще транслировать свои надежды, что, мол, вот еще немного, еще чуть-чуть - и все верующие будут с ними, то сейчас даже самым активным пропагандистам становится ясно, что верующие канонической Церкви, как миряне и духовенство, отнюдь не горят желанием влиться в их структуру. Одновременно с этим в самой наскоро слепленной «церкви» выявились кардинальные проблемы.
Почему же так произошло?
Главная причина неудачи авторов проекта «единая поместная церковь» - это ложь. Ложь как в глобальном плане, так и в частностях. Здесь перемешаны обман, самообман, попытки выдать желаемое за действительное, манипуляция со статистикой и т. п.
В УПЦ всегда сосуществовали и продолжают сосуществовать люди разных взглядов, в том числе и политических. Среди них была определенная группка националистического направления, состоящая из мечтателей, жаждавших церковной автокефалии. В свое время мне выпало много с ними общаться, спорить и дискутировать. Из всех этих дискуссий я вынес одну главную мысль: эти люди живут в своем особом виртуальном мире и совершенно лишены способности критического анализа реальной ситуации.
Самый характерный пример - это отношение к языковому вопросу в Церкви. По мнению данной группки, верующие Украины мечтают в богослужении отказаться от церковнославянского языка и перейти на современный украинский. Однако практика этого не подтвердила, так, например, один из киевских храмов (ныне отошедший к ПЦУ) ввел украиноязычное богослужение. Но особого наплыва прихожан там никогда не наблюдалось, по сравнению с другими приходами Киева.
Важно понимать, что в УПЦ всегда действовал принцип здорового прагматизма. В приходах, где это уместно, соседствуют и церковнославянский (в богослужениях), и русский, и украинский, и венгерский, и другие языки (чтение Апостола, объяснение Евангелия, проповеди и т. д.). Все зависит от прихожан и их потребностей. Но стремления к тотальной «украинизации» церковного обихода в народе нет. Священноначалие УПЦ всегда «держит руку на пульсе» и имеет более-менее объективную картину настроений духовенства и прихожан.
В то же время мечтатели продолжали жить иллюзиями. И, нужно признать, в своем самообмане они бывают довольно убедительными, во всяком случае настолько, чтобы убедить в своих иллюзиях других, как это, наверное, и случилось с константинопольскими иерархами.
Однако, вернемся ко лжи. В случае с ПЦУ ложью замешано все. Но проблема лжецов в том, что они имеют дело не с электоратом, не с целевой аудиторией. Можно сколько угодно рассказывать о том, как православные Украины жаждут объединения с раскольниками, о том, как они во что бы то ни стало хотят создать свою автокефальную Церковь, и т. д. - на людей, которые в храм приходят дважды в год «посвятить воду» и «паски», это, вероятно, подействует. Но вот на воцерковленных верующих, регулярно бывающих в храме, участвующих в приходской жизни и принимающих церковные Таинства, все эти манипуляции влияют с трудом.
Потому-то любой верующий довольно иронично реагирует на манипулятивные соцопросы вроде того, что недавно провел Киевский международный институт социологии (КМИС). Согласно данному опросу, «к созданию Православной Церкви Украины и предоставлению ей Томоса положительно относятся 54,2% украинцев. Нейтральное отношение имеют 31,2%, отрицательное - 10,9%». Меня всегда интересовали те, кто участвует в таких опросах, поскольку для объективности стоило бы спрашивать респондентов еще и о том, являются ли они верующими и какой именно конфессии, а если являются, то насколько часто бывают в храме и принимают ли участие в Таинствах. Иначе такие опросы не стоят ничего, как и обращение украинских парламентариев к Константинопольскому Патриарху с просьбой об автокефалии, поскольку, как уже не раз упоминалось, просьбу подписывали и грекокатолики, и иудеи, и мусульмане и атеисты, т.е. люди, к Православию не имеющие никакого отношения.
Но сейчас и без соцопросов становится ясно: верующие весь этот трагикомический спектакль не поддерживают. Потому что верующие, простите, «голосуют ногами». Если бы выкладки КМИС были верны, храмы УПЦ бы опустели. Но мы видим обратное. Видит это и верующий народ, видят это и понимают сами раскольники, которым все труднее изображать «победителей».
И еще один немаловажный факт - политики, затеявшие игру в Томос под выборы, в результате разгромно проиграли, что еще раз демонстрирует «объективность» подобных опросов.
Однако ложь продолжается. И она во всем:
обещали полную церковную независимость - на практике полное подчинение ПЦУ чиновникам Фанара (особенно знаковым в этом смысле событием стало назначение на Украину греческого архимандрита и рукоположение его в титулярного «епископа Ольвийского»);
обещали преодоление раскола - на практике имеем назревший раскол в самой ПЦУ, который лихорадочно пытаются скрыть, как мусор, заметаемый под ковер. И этот раскол гораздо глубже, чем внешняя борьба за власть Филарета Денисенко и Епифания Думенко;
обещали скорое признание новой структуры всеми Поместными Церквами - на практике либо игнор, либо откровенное неприятие ПЦУ. А ведь прошло уже почти полгода после запуска этого проекта.
В
данном тексте я не пытаюсь быть аналитиком или пророком. Но есть
совершенно очевидные для любого верующего вещи: в Церкви нельзя ничего
построить на лжи.
Все манипуляции, инсинуации и махинации рано или поздно все равно приведут к краху. А истинная Церковь жила и будет жить.
Дмитрий Марченко