История взаимоотношений православных и католиков полна драматизма и до сих пор неразрешенных проблем. Одной из них является Украинская Греко-католическая Церковь - наследие Брестской унии 1596 г. И хотя в 1993 г. в Баламандской декларации, выработанной Смешанной международной комиссией по богословскому диалогу, Католическая Церковь провозгласила отказ от прозелитизма (т. е. от деятельности, направленной на обращение в свою конфессию) и признала, что уния не может рассматриваться в качестве способа достижения единства, на практике эти заявления остались лишь красивыми словами.
Украинское униатство для современной Украины всегда было чисто локальным явлением, характерным лишь для некоторых западных областей страны. Но самим униатам этого всегда было мало, и вопреки всем благим намерениям Ватикана, высказанным в Баламанде, украинские грекокатолики, не удовлетворившись разгромом православных епархий на Западной Украине, активно стали продвигаться на Восток.
Сперва от властей УГКЦ получила два храма в Киеве, некогда отобранных у православных советской властью. Затем был построен греко-католический кафедральный собор, именуемый «патриаршим», что было довольно символично, несмотря на то, что Ватикан упорно не желает предоставлять главам украинских униатов патриарший титул. И далее в разных городах Центральной и Восточной Украины стали создавать униатские приходы. Особой популярностью у народа они не пользовались, но для греко-католиков важно было закрепиться на новых для них территориях.
То, что УГКЦ рассматривает всю территорию Украины как собственную, ни для кого не секрет. Более интересно в этом контексте участие представителей униатства в действиях, связанных с расколом в украинском православии.
И здесь не нужно строить никаких особых конспирологических теорий - факты говорят сами за себя: участие политиков-униатов (в частности, спикера Верховной Рады Андрея Парубия) в печально известном обращении к Константинопольскому Патриархату о даровании Томоса и во всех мероприятиях с его получением; нескрываемая позитивная оценка создания «Православной Церкви Украины» и, следовательно, углубление раскола в украинском православии - со стороны лидера УГКЦ архиепископа Святослава (Шевчука); постоянные заявления руководства УГКЦ о единении с православными раскольниками «во имя общего блага, наследия, единого, европейского, независимого, соборного государства»; участие греко-католического руководства в «интронизации» главы ПЦУ Епифания Думенко.
Кому выгодны православный раскол и в результате ослабление православия в Украине, гадать не приходится. Ведь на фоне всего этого УГКЦ вполне открыто лелеет новые прозелетические планы (не так давно архиепископ Шевчук заявил, что якобы в Центральной и Восточной Украине наблюдается «взрыв» интереса к Украинской Греко-католической Церкви и что для реализации этого интереса есть необходимость в новых униатских священниках).
И вот теперь министр культуры Украины Евгений Нищук, к огромной радости лидера УГКЦ, разрешает униатам впервые с XVII века совершить богослужение в одной из величайших святынь православной Руси - Софии Киевской. Не стоит забывать, что собор Святой Софии Киевской с самых древних времен являлся кафедрой Киевских Митрополитов и только недолгий период с 1596 по 1633 гг. был захвачен униатами при потворстве прокатолических властей. Таким образом, можно констатировать, что это очередная попытка застолбить территорию, очередное поползновение на статус христианского лидера Украины, очередной этап униатской экспансии.
Дмитрий Марченко