Время возрождения

Александр Сергеевич Пушкин 
0
398
Время на чтение 8 минут

В начале февраля на Борисоглебской земле Ярославской области прошли XVIII Иринарховские чтения. Они стоят в ряду оборонительных начинаний, когда в дыму официальной русофобии 90-х здоровые национальные силы поднялись на возрождение русской культуры. У истоков этого мероприятия стояли Эдуард Володин, Сергей и Лариса Лыкошины, Юрий Юшкин. А главное - Иринарховские чтения получили благословение Святейшего Патриарха Алексия II. Этих подвижников всегда поминает игумен Иоанн (Титов), настоятель Борисоглебского монастыря, участник и духовный попечитель Иринарховских чтений.

Бессменный организатор чтений - Владимир Сергеевич Мартышин, историк и публицист. В начале 90-х он уехал со своей супругой-филологом в Ярославскую деревню и возродил там сельскую школу. Сегодня в Ивановской на Лехте школе учится 190 детей. Кроме стандартных общеобразовательных дисциплин, там преподают авторские программы «Отечествознание», «Добротолюбие», красноречие, каллиграфию, живопись, музыку, хореографию, этнографию. Есть даже курсы «Народный календарь и фенология», «Мир русской деревни», «Русский народ. Основы самосознания». За последнее десятилетие в село переехали более 400 человек, в том числе из Москвы и Петербурга.

Иринарховскими чтения названы в память преподобного Иринарха - одного из последних столпников в Русской православной церкви. Он провёл в затворе в Борисоглебском монастыре 30 лет, носил вериги в 150 кг и взял на себя молитвенный подвиг спасения русского народа, когда поляки шли, сжигая на своём пути целые деревни. От стен Борисоглебского монастыря начиналась битва за Москву.

«Символично, - отметил в своём выступлении писатель Василий Дворцов, - что на этих чтениях мы говорим о самых важных вещах. Казалось бы: смиренный затворник, простой чернец Иринарх, а к нему на поклон приходили вершители мира того времени. Зачем они приходили? Что их вело? А то же, что и сейчас. В 1988 г. мы создали в Новосибирске историческое общество «Память», в 1989 г. родился «Союз духовного возрождения Отечества». Затем множились ещё союзы, соборы, фронты, партии. Гремели разговоры, принимались резолюции, бушевали собрания и митинги, но все наши планы рассыпались. Ничего не доводилось до значимого результата. Казалось бы, перед творимым с нашей страной мы, патриоты, совершенно беспомощны. Но это только казалось бы. Ведь, на самом деле, замечательно, что на глазах нашего поколения все политические, социальные, экономические теории и прожекты улучшения этого мира чисто человеческими силами рассыпались, все оказались несостоятельны. Ведь не они творят, не они программируют и двигают мир. Единственная реальная сила, что двигает мир - это Промысел Божий. Вот и все наши иллюзии о том, что мы сами возродим государство, сами создадим общественную справедливость, рухнули, потому что все они - наш произвол, а не воля Божия.

Иринарховские чтения прошли по благословению высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского и преосвященнейшего Феодора, епископа Переславского и Угличского и собрали несколько десятков учёных, писателей, краеведов, педагогов. Живое участие приняли и ученики Ивановской на Лехте школы. Их хор не раз побеждал на различных конкурсах. В этот раз с хором на чтениях выступила певица, автор гимна «Честь имею!» Ольга Дубова.

Тема чтений 2018 г. «Бедность нравов при богатстве традиций» - весьма актуальна в наше время размывания культуры, национальных традиций, время социального неустройства. Доктора и кандидаты наук, словом, мыслящая интеллигенция, говорили о проблемах в системе образования, о том, что педагог перестал быть детоводителем, о печальных тенденциях разрушения научной школы. Доктор пед. наук, профессор ЯГПУ им. К. Ушинского (Ярославль) С.Г. Макеева в своём выступлении процитировала определение из учебника «Светской этики»: «Добродетель - середина между эгоизмом и альтруизмом». Открываем словарь В.И. Даля: «Добродетель - доблесть, всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла». На таком понимании воспитывались десятки, если не сотни, поколений наших соотечественников. Какое сегодня может быть единомыслие в обществе, если со школьной скамьи в молодые головы внедряют путаницу и откровенную подмену?

Однако каждый из выступавших на чтениях учёных трудится на своём поприще и делает, судя по результатам, без указки (!) дело государственной важности. К таким подвижникам, к примеру, относятся сотрудники Института этнологии и антропологии РАН. Ведущий научный сотрудник Института, доктор ист. наук О.В. Кириченко, говоря в своём докладе о богатстве традиций, обозначил проблему того, что в сегодняшней науке весьма рыхлый и неопределённый понятийный аппарат. И гуманитарная наука во многом ответственна за то, что о богатстве русской традиции мы или не знаем, или знаем искажённо. В своей области - этнографии - Олег Викторович с соратниками работает над тем, в частности, чтобы вернуть понятийную базу, которая была бы аутентична культуре, что создавалась именно как православная культура. О.В. Кириченко много занимается изучением восприятия русским народом слов Евангелия: в богослужении, в языке, в фольклоре. Учёный напоминает нам, что отношение русских людей к богатству также формировалось на евангельской основе, и наш народ выбрал изначально путь праведного богатства. Грехом стяжания, по мнению О. Кириченко, болели не только отдельные личности, но и целые народы, что раскроется в полной мере в эсхатологической перспективе.

В виду того что сегодня стало с русской деревней, очень важно напоминание учёного о том, что земля всегда была основным материальным богатством для русского человека! Мы видим сегодня красоту и мощь монастырей, несмотря на все разорения и ограбления на протяжении веков. Потому что люди всех сословий тысячу лет украшали монастыри и храмы,прежде чем обустроить свои дома. «Чем ближе мы к прогрессу, - говорит О.В. Кириченко, - тем труднее удерживать церковную форму отношения к богатству. От церкви сегодня требуется не только социальное служение, но привлечение народа к церковной форме преображения богатства через развитие сложной культуры поминовения живых и усопших. На этой основе когда-то выросло этноконфессиональное единение нашего народа, появилось само понятие «русский народ» и потому до сих пор - это важнейший инструмент подлинного единения в вере и традиции».

В чтениях принял участие учитель литературы из Нижегородской области Н.А. Лобастов, автор книг, в которых на примере русской классики, на героях «прогрессивных» писателей показывается, как наше общество подготавливалось к тому, чтобы стать «свободным», чтобы унизительное наше нынешнее существование при демократии считалось высшим благом. В своём выступлении о проблеме сохранения традиций в демократическом обществе Н.А. Лобастов процитировал А.С. Пушкина, писавшего о США: «С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу - подавлено эгоизмом, страстью к довольству...».

Конституцией РФ утверждено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (даже выше религии и нравственных норм, что абсурдно). На деле же изо дня в день мы видим, как унижают государствообразующий народ младореформаторы и телевизионные хохмачи. Как тут не вспомнить слова одного из лучших поэтов конца XX столетия Владимира Соколова:

Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек...

Такие мысли возникали в унисон выступающим, и надо заметить, работа чтений проходила, как всегда, в единомыслии.
«Вы будите духовные силы народа», - передал в своём послании участникам чтений председатель Союза писателей России Валерий Ганичев. И это верно, ибо учителя и краеведы, писатели и учёные здесь, как по камертону, сверяются и удерживают необходимое консервативное направление в педагогике и других гуманитарных областях.

Доктор философ. наук В.И. Большаков, говоря о причинах революции, отметил, что целая цивилизация двести лет прожила в состоянии расколотой культуры, когда народ и интеллигенция существовали параллельно. Он напомнил о подвиге царской семьи, о том, что православный царь держал нерв развития русской цивилизации. Говоря о сегодняшнем дне, В.И. Большаков верно отметил: «Мы осиротели за минувший год, потому что ушли архимандрит Кирилл, художник Илья Глазунов, академик Игорь Шафаревич». Особенно молодёжь, по его наблюдениям как преподавателя, пребывает ныне в растерянности без духовных и нравственных лидеров.

Невозможно перечислить всех выступавших. Значительны доклады ярославских краеведов, хранителей музеев, бесценных коллекций древних икон, коими славится Ярославская земля. Но одно имя исследователя истории родного края всё же назову - это доктор ист. наук Марасанова Виктория Михайловна.
Из московских гостей надо отметить в кандидата филолог. наук Анастасии Черновой. В её выступлении прозвучал призыв учёных молодого поколения к современной науке, которая должна расширять понимание об отечественном фольклоре как области, сформировавшей народный характер.

Иринарховские чтения освещают историю России в самых различных областях, в том числе и в отечественной медицине. Кандидат мед. наук, доцент кафедры общей врачебной практики Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова МЗ РФ Андрей Геннадьевич Резе рассказал о создателе московской терапевтической школы Григории Антоновиче Захарьине (1829-1898). Дореволюционная медицина ассоциируется у нас с именем создателя петербургской терапевтической школы С.П. Боткина - идеолога прогресса и либерализма. О Захарьине - создателе московской терапевтической школы - мы почти ничего не знаем, потому что он был «ретроградом и консерватором».

Г.А. Захарьин передавал свои гонорары за чтение лекций (1200 рублей в год) малоимущим больным, низкооплачиваемому персоналу клиник и студентам. На его деньги содержалась сельская амбулатория (7000 рублей ежегодно), из его средств оплачивалось заграничное обучение талантливых студентов, 500 тысяч рублей он оставил на устройство церковно-приходских школ в Пензенской и Саратовской губерниях. «Есть что-то мистическое в том, что учёный, предлагающий принять идеалистическую точку зрения, всегда будет считаться ретроградом, и наоборот, чем более исследователь декларирует радикальный материализм и отвергает роль субъективной оценки (по сути, наличие души), тем с большим удовольствием такого «материалиста» будут называть прогрессивным», - говорит А.Г. Резе.

Уже в советское время один из основоположников отечественной кардиологии, автор работ по различным проблемам внутренней медицины, клиники инфекционных болезней, курортологии, рентгенологии, биохимии Д.Д. Плетнёв, будучи учеником Остроумова и через него Захарьина, продолжил развитие московской терапевтической школы. Его пациентами в разное время были Ленин, Крупская, академик Павлов. Это Плетнёву принадлежит весомый вклад в развитие психосоматической медицины, изучающей взаимовлияние душевных и телесных процессов... 13 июня 1937 г. Д.Д. Плетнёв был арестован, а 8 сентября 1941 г. расстрелян по обвинению в антисоветской агитации. Поразительно, как бездумно необходимых стране людей делали лагерной пылью!
Тему образования в глобальном и эсхатологическом аспекте затронул в своём докладе кандидат ист. наук, преподаватель кафедры истории церкви ист. факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.Г. Зоитакис. Говоря о европейских просветителях, выступавших против православных традиционалистов, учёный рассмотрел споры о нравственности, образовании и предании церкви в XVIII - начале XX вв., которые привели к нынешним проблемам постхристианской Европы. Афанасий Зоитакис заключает словами выдающегося богослова, нашего современника Амфилохия Радовича: «Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации сопровождается всё большим нравственным увяданием, бесчувствием».

Завершая заметы об Иринарховских чтениях нынешнего года, хотелось бы привести мысль одного из участников - иерея Сергея Карамышева, настоятеля храма Святой Троицы в пос. Каменники Рыбинской епархии о том, что XXI век ставит перед человечеством всеобъемлющую задачу возрождения, восстановления предания, связи поколений. В своём выступлении он выразил опасение, что возрождая традиции, нам открывается лёгкий, но ложный путь их имитации, когда «живая жизнь подменяется произвольно вырванным из исторического контекста разрозненным этнографическим материалом».
Священник уверен: «Чтобы противостоять развращению нравов и разрушению живого предания путем искусственной имитации последнего, необходимы живая вера и живая связь с Создателем. В этом - стержень сопротивления всепоглощающему хаосу».

Иринарховские чтения задают тон не только региональным, но и столичным мероприятиям, целью которых должно стать сохранение отечественной научной школы, изучение истории и осмысление того, в каком нравственном и культурном состоянии пребываем мы сами.

Ирина УШАКОВА

Газета "Слово"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Ушакова
Литература создаёт страну
Выступление на Иринарховских чтениях-2024 в рамках Круглого стола «Личность может воспитать только личность»
21.03.2024
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Все статьи Ирина Ушакова
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05