Член Союза писателей и Союза журналистов России, лауреат премии Имперская культура им. Э. Володина Ирина Ушакова — автор поэтических книг «Пробуждение», «По велению ранней весны», сборника эссе «Наше поле Куликово», а также художественного исследования «Народная школа Рачинского», составитель и автор предисловия к книге С.А. Рачинского «Народная педагогика», автор-составитель, редактор десятка книг на культурологические и военно-патриотические темы.
«Да, мы сегодня снова воюем со всей Европой, которая так трудно воспитуема. Воюем на территории ослабленной, ввергнутой в анархию Украины. И всё оттого, что бездари и недоумки, алчные люди с мелкой душонкой по нашему всеобщему попущению провалили культурную политику двадцать, тридцать лет назад на всём пространстве бывшего СССР, а прежде этого предатели России одним росчерком пера ликвидировали советскую империю, сделав тысячи русских людей эмигрантами... Я не верю, что старшее поколение на Украине в массе своей поддержало отмену русского языка как обязательного, и русской истории, где Малороссия имела свой голос, свою неповторимую тональность. Не верю, что русские — советские люди, живущие на Украине, — перечеркнули День Победы. Но если это так, то День Победы придётся возвращать. А воюющую молодёжь, духовно искалеченную западной антикультурой — чьих-то сыновей из Запорожья, из Николаевской или Полтавской областей — жаль не меньше, чем наших тверских, вологодских, смоленских ребят… За этот морок, за помрачение и чужебесие, как уже не раз бывало в славянской истории, приходится платить кровью…».
Мы читаем эти горячие строки из новой книги Ирины Ушаковой и понимаем, что в сердце этого автора звучит не только тихая лирика нежности.
В новую книгу Ушаковой «Старинный дом» (Москва, Изографъ, 2023) включено эссе «Письмо маме» и стихи разных лет, явившиеся своеобразной летописью новейшего времени. «Мелодичные и вдохновенные, некоторые стихотворения из этой книги уже стали песнями. Непривычно перемежающееся прозаическими вкраплениями поэтическое полотно сборника адресовано неравнодушным и деятельным современникам, кому дорог родной край, традиционный уклад жизни, кто думает о настоящем и будущем России». Нельзя не согласиться с этим утверждением пристальной московской писательницы Лидии Сычёвой.
Мне как читателю внятно и отрадно, что память сердца поэта Ирины Ушаковой живёт в XIX веке — «в шереметьевском поле», «на рачинском гумне»…
Стихи этого автора отличают искренность и исповедальность, сердечность, задушевность, тихий лиризм и нравственная чистота. Силы, глубинную энергию Ушакова черпает в русской провинции, русской деревне. Поэтика Ушаковой опирается на мелос и интонации русского фольклора и отечественную классическую поэтическую традицию, а духовными корнями уходит в неисчерпаемые пространства Святой Руси.
Образ дома в стихах И. Ушаковой возрос в идею всей книги. Сказано замечательно, многослойно, афористично, космически: «Долго будет старинный наш дом стоять. И глядеть на Москву, на Смоленск, на Тверь».
Побеседуем с писателем и общественным деятелем Ириной Ушаковой — о частном и общем доме, о Донбассе и бывшей Украине, о великом педагоге Рачинском, о любезной русскому сердцу Сербии.
– Ирина Владимировна, почему именно в нынешнее военное время вы выпустили такую «мирную» книгу — про дом?
— Эта небольшая по объёму книга вызревала и собиралась больше десятилетия. Книга, действительно, о доме. Сегодня время — для семейственности неспокойное. Ветра перемен хлещут жестче, чем в начале прошлого века. Если поколение 1950-х годов говорило детям: бегите из деревни, тут жизни нет, то поколение 1970-х, с горечью, но шептало своим детям: бегите из страны, тут жизни нет. И уезжали, это правда, увы. Оглянитесь, огромный процент молодёжи — наших близких и знакомых людей — сегодня оказались за границей, там их бизнес, семьи, дети. А как бежали в 2022 году, когда возникла необходимость защищать безопасность Родины, даже не будем обсуждать.
Да, многие и за границей делали и делают для России больше, чем мы здесь. Но речь о тенденции, от которой не отвернёшься.
— Пользуясь вашей образностью, скажу так: многие некие покинули «дом». А что же осталось здесь?..
— Вечная Россия, вечная культура, не псевдокультура псевдозвёзд, а Пушкин и Рубцов, Чайковский и Свиридов, и многое, многое из того, что создано, в том числе, и на постсоветском пространстве, причем не благодаря, а вопреки. Помните фильм Никиты Михалкова «Анна. От 6 до 18»? Автор спрашивает у дочери, что для тебя Родина? Девушка долго глядит на бескрайние поля и перелески и… вдруг закрывает ладонью глаза, плачет.
Вот и хочется как-то осмыслить, выплакать то, что с нами произошло в XX веке, и даже раньше. Без этих очистительных слёз не прийти в себя, не поглядеть чистым взглядом, не понять, почему сегодня горит пламя братоубийственной войны в центре славянского мира, сбываются мечты Бисмарка – «привить русским лживые ценности», как это произошло на Украине, а дальше разделить единый народ с целью его уничтожения. Замечу, что нам — и на Украине, и в РФ — прививали одну, общую болезнь — русофобию.
К сожалению, на Украине мы проиграли культурное пространство — оно оккупировано. Работа писателей, историков, а главное МИДа, Минкульта не была сделана на должном уровне. Наше братство, увы, сводилось лишь к тому, чтобы делить деньги за транзит газа. А в это время славянофобы забугорного и местного разлива вели свою методичную, чёткую, профессиональную работу по раздроблению единого народа России и Украины.
— «Внимая ужасам войны», особо остро хочется прибиться к самому дорогому — своим истокам, своему роду, малой родине, как поется в известном фильме, «отсюда — к родному дому»?
— Это нормальное человеческое чувство самосохранения, тем более в нынешнюю тревожную пору, для всего человечества. И печаль о доме – и моя личная, и многих моих единомышленников — это в том числе и печаль о том, что наша культурная почва сжимается «до сгустка крови, до вспышки памяти», как сказал сербский классик.
Сердце моё уязвлено любовью к словесности, поэтому и возникла потребность восстановить историю хотя бы одной семейной ветви. Дети входят во взрослую жизнь, хочется передать им наследие. Отсюда — эта книга «Старинный дом». Мой учитель в литературе Анатолий Анатольевич Парпара любил повторять слова Николая Михайловича Карамзина: «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество».
— Наш общий русский «старинный дом» стремится вернуться в свои очертания. Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, о проекте «За что сражается Донбасс».
— На протяжении всего 2023 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив мы осуществляли проект «За что сражается Донбасс». Сотрудники Краснодарской киностудии им. Николая Минервина представили на юге России фильмы известного кинорежиссёра, военкора Валерия Тимощенко, который прослеживал судьбы ополченцев и их семей с июня 2014 года, десятки раз ездил в ЛНР и ДНР, поначалу на свой страх и риск, на собственные средства, а затем при поддержке Министерства культуры России. Результатом этих командировок и съёмок на передовой стали документальные фильмы «Луганская повесть» (2016), «Донбасс. Близкие люди» (2021), «Донбасс. Резервный полк» (2022).
Валерий Тимощенко убеждён, что если бы не возникла тогда на Донбассе эта «тысяча смелых» и они не прочертили бы границу между мирами, не удержали фронт, сегодня просто не к кому было бы присоединиться российской армии. Эту исторически русскую землю мы потеряли бы навсегда, и только сегодня мы понимаем, какой геноцид ожидал бы русское население.
Герой фильмов Тимощенко, действующий офицер, говорит: «Родился русским — готовься к войне». За столько веков, когда нам приходилось отстаивать независимость своего государства, нам пора понять, что нашу великую и богатую страну в покое не оставят. Каждому поколению достаётся своя война. У нас сегодня в каждой семье кто-то воюет, участвует в Специальной военной операции на Украине. Поэтому горько и больно, что некто не хочет ничего знать об этой войне.
И мы, сотрудники киностудии и соратники, ездим, рассказываем о героях нынешней войны, ставших героями фильмов режиссера Тимощенко, говорим об истории конфликта. Это, в какой-то степени, и наш родительский долг перед поколением сыновей. География наших показов — Ставрополь, Краснодар, Пятигорск, Кисловодск, Минеральные воды, Железноводск, Новоблагодарное, Новочеркасск, станица Старочеркасская, Ростов-на-Дону, Таганрог.
Встречи со студентами и военнослужащими, с преподавателями и деятелями культуры… Единение и единомыслие необходимы сейчас, как в 1941 году, иначе нам не выстоять и победы не видать.
— Минувший год был объявлен в стране Годом учителя. Что удалось за этот год сделать Обществу по сохранению наследия Рачинских, которым вы руководите?
— Наше Общество мы создали в 2012 году с тогдашним руководителем Аграрной партии России Василием Стефановичем Крыловым (1939-2020), чьи предки учились в школе Рачинского. Позже к нам присоединился Александр Дмитриевич Коншин-Рачинский (1947-2023), внук последнего головы города Смоленска Б.П. Рачинского. Сегодня наша команда — это несколько серьёзных учёных в области педагогики, в том числе Александр Николаевич Камнев, доктор биологических наук, действительный член академии РАЕН, долгое время работавший на кафедре Физиологии растений Биологического факультета МГУ, основанной Сергеем Александровичем Рачинским, и Алексей Юрьевич Соловьёв, преподаватель Николо-Угрешской семинарии, где сегодня в рамках курса педагогики подробно изучается деятельность Рачинского.
Радует, что к нам присоединяются молодые учёные, которых заинтересовали труды С.А. Рачинского — выдающегося русского педагога, просветителя, мыслителя. Аспирант философского факультета МГУ Пётр Андреевич Пантуев готовит диссертацию о философских воззрениях Рачинского; аспирант исторического факультета МГУ Фёдор Павлович Отто защитил диплом по теме интереснейшей переписки Рачинского и Победоносцева, и продолжает свои исследования уже для кандидатской диссертации.
— Вы считаете, пришло время национальной консервативной православной педагогики?
— Это чувствует и понимает и молодёжь. Видимо, нужно было дойти до очевидной ныне точки разрушения и опустошения в образовательном процессе, чтобы понять, к какому берегу грести.
И наше Общество стремится внести свою малую лепту, хоть немного помочь школе и тем, кто ответственен за образование в нашей стране. За минувшее десятилетие мне удалось написать дюжину статей о лучших школах России, очень хочется, чтобы этот успешный опыт педагогов распространялся в другие школы.
Также мы восстановили в фотографиях историю дореволюционной школы одного уезда Российской империи. Просто рассказали о том, что знаем. Создали фотовыставку, где представили портреты устроителей Татевской школы — владельцев усадьбы Рачинских Татево Оленинского района Тверской области (до 1929 года это Бельский уезд Смоленской губернии), фотографии школы и учеников Рачинского, среди них — протоиерей Александр Васильев, художник Николай Богданов-Бельский (помните его картину «Устный счет в сельской школе С.А. Рачинского»?), Тит Никонов, Аркадий Серяков... В этом фоторяду присутствуют даже три портрета японских юношей, которых архиепископ Николай (Касаткин), руководитель русской духовной миссии в Японии, направлял к Рачинскому для подготовки в духовные учебные заведения. Разве это не любопытно?.. Выставка прошла в Москве и Твери, во Ржеве и в Белом. И Петербург подключился, сделав свою выставку, посвящённую русским педагогам К.Д. Ушинскому и С.А. Рачинскому.
На фотовыставке представлялись и портреты людей, которые были близки Рачинскому и участвовали в этом интереснейшем школостроительстве (как домостроительство) во всех смыслах. Это — выдающиеся современники татевского учителя: обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев, писатель Лев Толстой, философ Василий Розанов, монахиня Екатерина (Ефимовская), соратник и первый биограф Рачинского Н.М. Горбов, епископ Смоленский и Дорогобужский Никанор (Каменский), музыковед, руководитель придворной певческой капеллы С.В. Смоленский, владелец соседнего имения граф С.Д. Шереметев.
В экспозицию выставки вошли также репродукции картин Богданова-Бельского, на которых запечатлены удивительные образы русских крестьян, особенно красив детский мир, воспетый художником.
— Вы с молодых лет живете в столице. Историк Ключевский утверждал, что в России центр находится на периферии. И ведь родом вы — из благословенных «рачинских» мест!
— Да, все мои прадеды — родом с Бельско-Ржевской земли, и учились в школах, созданных Рачинскими. Москву же сёстры моей бабушки и деда отстраивали после войны. Буквально ползли к Москве — восстанавливали разбитую войной железную дорогу Москва–Рига. Моя мама — московский инженер-строитель, а тётушка — архитектор, ветеран труда, они и сейчас в трудовом строю. Некоторые из поколения моих стариков — военные. А кем ещё могли стать мальчишки, пережившие полтора года оккупации, да ещё бои во Ржевском котле!.. Никакой эвакуации не было. Дети, женщины внутри войны.
Мы, русский народ, так обкрадены за XX век, что кажется порой, ничего и не осталось кроме великой истории, но вынимаешь эти сокровища из сундука памяти и понимаешь, что всё-таки мы ещё живы и можем вернуться к тому, от чего ушли, войти в свою силу и мудрость.
— Что даёт культурному пространству Москвы, страны конкурс «Сербия в сердце моём…», в котором вы куратор и, скажем так, летописец?
— Конкурс патриотической поэзии и песни «Сербия в сердце моём…» — это начинание известного слависта, педагога, переводчика Ильи Михайловича Числова (1965-2019) и слависта, кандидата педагогических наук Наталии Александровны Бондаренко. На протяжении четырнадцати лет конкурс поддерживает Посольство Республики Сербия в России. На участие в конкурсе, который продолжает проводить созданное Ильей Числовым Общество русско-сербской дружбы, ежегодно приходит около сотни заявок из десятка и более городов России и нескольких городов Сербии (а также Черногории и Республики Сербской). Конкурс — перекрестный, русские дети читают и поют на сербском языке или на сербскую тему, а сербские дети — на русском. Это очень красивые праздники, обычно проводимые в пасхальные дни. Приобщение детей и юношества к традиционной народной культуре, осмысление философии и поэзии кровно и духовно родственных народов укрепляет их духовный иммунитет, даёт уверенность в себе. К тому же сербы для нас и по сей день являют пример стояния в вере Христовой, поэтому их средневековый героический эпос, который звучит на нашем конкурсе, не просто история культуры, а действенный ответ вызовам агрессивных сил в нынешнее время.
Беседу вёл Станислав Минаков
Специально для «Столетия»