Народ существует в пространстве мифа, по мысли выдающегося философа Алексея Фёдоровича Лосева. И только в этом пространстве мифа люди могут существовать и находить общий язык. Предположим, есть миф Дона, потому что есть роман «Тихий Дон». А образ Москвы? Миф о Москве?
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!..
Да, Москва – пушкинская. И лермонтовская – «Москва, спалённая пожаром…». И толстовская…
Мы сами не замечаем, что живем в толстовской России, в пушкинской России, в есенинской, ахматовской, рубцовской... Как не замечаем воздух, которым дышим. Литература не просто воспитывает. Она создаёт страну. Нет сегодня Николая Рубцова и его место вакантно. А свято место пусто не бывает. Ещё вчера полки книжных магазинов ломились от томов русофобов и кощунников. Увы, как уже не раз было в истории, такое разложение, распад культуры предвещает большую кровь. Как это ни прискорбно, ни трудно говорить, но нынешняя война дана нам, всему российскому обществу, для очищения… Для того же дана она и Украине. Мы – один русский мир.
Сегодня мы говорим, казалось бы, о банальных вещах, о том, что, вне сомнения, литература воспитывает. Ещё в 1980-е годы это утверждение не нужно было обсуждать. Мы все помним, как преподавалась литература в школе и какое отношение у селян и горожан любого поколения было к учителю литературы. Авторитет, носитель знаний и мудрости. Сколько тёплых воспоминаний у людей старшего возраста сохраняется об учителях литературы. Но коль сегодня мы говорим об этом с такой пронзительностью, значит это болит, произошёл некий разлом в системе ценностей. И мы почувствовали это истощение литературоцентричности в русском (советском, российском) обществе, а значит и христоцентричности, потому что европейская – славянская – русская литература изначально христианская. Вспомним сербский героический эпос Средневековья…
Отчётливо уже в 2000-е годы мы ощутили разрыв поколений, столкнулись с тем, что великие события отечественной истории, оказывается можно смешать с грязью, чем иные деятели и занимаются. Много сегодня говорится о том, как происходило уничтожение промышленной мощи страны. А кто ответит за то, что два поколения наших соотечественников ограблены духовно?!. Посудите сами, легко доступные, сомнительные сайты предлагают школьникам в одно нажатие клавиши найти краткое описание литературного произведения и комментарии к нему. К примеру, чеховская Каштанка представлена как образ «рабской души русского народа». Как вам нравится?.. А то, что в школьную олимпиаду по Московской области в 2021 году попали стихи «писательницы», которая по преимуществу пишет матом и специализируется на карикатурах на Церковь, президента нашей страны и на всё, что свято для любого нормального человека. Это показатель того, насколько глубоко наши государственные структуры пронизаны «пятой колонной» по сути – предателями. И только в 2023 году имя писательницы-кощунницы было включено в список иноагентов и книги её изъяты из российских библиотек. Но восстанавливать гораздо труднее, чем разрушать. За минувшие три десятилетия утрачена литературная школа, наработанная в основном писателями-фронтовиками (начиная с литкружков при Дворцах пионеров до литобъединений, что создавались на многих больших и малых предприятиях страны), весьма иллюзорна система отбора произведений для книгоиздательства, а профессии писателя вовсе не существует. Так что и большой литературы, масштабно отражающей жизнь страны, ждать неоткуда.
Почти все честные преподаватели вузов в один голос говорят, что абитуриенты приходят в вуз настолько не подготовленные, что впору учить с ними программу пятого класса школы. А болеющие за будущее страны деятели культуры признают, что сегодня нет серьёзных, глубоких сценариев, нет драматургии, нет художественного кино, условно, уровня 1980-х годов. Потому что нет большой литературы. А музыка? Разве создано сегодня что-то более высокое во всех смыслах и объединяющее народ, чем, к примеру, есенинский цикл Григория Пономаренко или свиридовская «Метель»?..
Не должна ли сегодняшняя государственная власть понимать, что поддерживать необходимо литературу, а не только журналистику, которая ориентирована на поддержку существующего политического строя? Как бы кто ни относился к Сталину, но он понимал, что всё-таки нужны масштабные, многозначные литературные произведения, что люди не поверят просто агитке. И роман «Как закалялась сталь» Николая Островского – это большая литература. Сегодня впору вернуться к осмыслению этого произведения с учётом исторического контекста. Не марксизм возвращать, а осмыслить, что переживал и как поступал Павка Корчагин, какая у него душа была, какая правда, самоотверженность, предельный аскетизм, жертвенность – «за други своя», чтобы другие жили лучше. Вспомним в этом ряду и роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». Разве можем мы сегодня осудить молодогвардейцев за то, что они были верны социалистической идее? Нужно вырасти в меру их подвига, потом судить.
А литературное наследие Михаила Пришвина? Оно в этом же временном пространстве, с переживаниями социалистического строительства в русской истории, с переживанием военного времени. Я хотела бы, чтобы мои дети изучали дневники Пришвина в школе. Литература не такая громкая, героическая, но не менее глубокая. И без неё нет полной картины литературы XX века. Без неё не понять народной души, не уяснить, откуда мы движемся, какое мы будущее хотим видеть.
Перед крахом советской системы в русской литературе возникает роман Леонида Леонова «Пирамида», над которым он работал полвека. Как бы то ни было, но такого философского осмысления эпохи пока не дала современная литература. Такой масштабный писатель мог взрасти только в империи, и на пространстве, где культура стояла во главе угла государственного здания. Почему сегодня не переиздаётся «Пирамида»? Случайность ли это?
Как говорил Черчилль, можно обманывать небольшую часть людей долгое время, можно обманывать большую часть людей короткое время, но нельзя обманывать всех и долгое время. Это должны понимать те, кто отвечает за культуру в нашей стране.
У нас – у страны – есть литературный опыт. Валентин Распутин, Василий Белов, Борис Можаев, Виктор Астафьев – это большая литература, которая выражала страну, собирала страну и не врала. «Привычное дело» или «Деньги для Марии» невозможно выдумать, соврать. И та литература не разделяла страну, а объединяла, потому что она с любовью была написана – по началу у Астафьева и всегда у Можаева, Распутина, Белова.
И сегодня ещё живы классики. Роман Юрия Лощица «Полумир» – о трагедии 1990-х для всего славянского мира – вполне мог бы объединить молодое поколение в некоем единомыслии, которого нам сегодня катастрофически не хватает.
А книга Ю. Лощица историко-библиографического жанра «Дмитрий Донской». Какой изумительный язык, какая образность! Испытываешь забытое чувство восторга! Какое глубокое православное мировосприятие своего героя передаёт автор! Книга издана в 1984 году тиражом сто тысяч. Это моё поколение 1980-х годов сегодня – майоры и капитаны лучших воинских подразделений страны. Моё поколение – Женя Родионов. Но придёт ли завтра большой писатель – вот в чём вопрос. На какой литературе будут воспитываться следующие поколения? За какими героями они пойдут?..
Эти нелёгкие мысли не могут не возникнуть сегодня, когда против России воюет пятьдесят стран, когда нам жизненно необходимы победы – не только на фронте, но и в науке, культуре, спорте. Отступать, как в 1943 году, больше некуда, во всех смыслах…
Скажу о некоторых конструктивных подвижках. По инициативе Союза писателей России в 2021 году была предпринята попытка составить список литературы, рекомендуемой для чтения школьникам. Взяв за основу официально принятую школьную программу, мы доработали её, обратившись к научным сотрудникам ИМЛИ, к некоторым преподавателям ПСТГУ, МГУКИ и ВГИКа, которые знают по опыту, с каким мировоззренческим багажом юное поколение может полноценно овладевать профессией, творить, созидать, защищать интересы своего Отечества.
Предлагаемый нами список литературы легко найти на сайте Союза писателей России. В него могут быть внесены поправки и предложения.
Данный список представляет собой полный объём чтения в младшей, средней и старшей школе. (Это не много и не мало, это норма!). Это произведения, которые, по мнению педагогов, должны быть прочитаны подростком на выходе из школы обязательно. К сожалению, не все из них входят в современную школьную программу по литературе, поэтому наша задача – хотя бы восстановить то, на чём базировалось гуманитарное образование с середины XIX века до 90-х годов XX века.
На сегодняшний день преподаватели, учителя, родители и даже сами старшеклассники признают то, что система ЕГЭ и реформирование образования последней четверти века разрушили элементарные нормы в данном случае литературного образования. Этим списком мы пытаемся восстановить целостное представление об отечественной литературе, формирующей национальное самосознание, а также о зарубежной литературе, созидающей человеческое в человеке.
Засилье массовой культуры в электронных медиа за последние десятилетия ослабило российское общество интеллектуально и нравственно. Сегодня, на фоне внешней и внутренней русофобии, как в предвоенное и военное время, нам необходима перекличка поколений и готовность принять ответственность за великое культурное и духовное наследие.
Автор: Ирина УШАКОВА, журналист, редактор, издатель, член Союза писателей России, лауреат национальной премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина