Столетие Солженицына

Бывший СССР  100 лет со дня рождения Александра Солженицына 
0
585
Время на чтение 8 минут
Столетие Солженицына
Globallookpress.com

Солженицын не оставляет никого равнодушным. Его не любят во всех идейно-ангажированных "фракциях" нашего расколотого общества. Все без исключения левые - от огненно-красных до розовых, неистово ненавидят его за беспрецедентный вклад в критику и компрометацию социалистической практики и идеологии в их советском изводе. Для них Солженицын - "литературный власовец", "предатель советской родины", "разрушитель СССР" и пр. Значительная часть либералов ненавидит писателя за последовательный русский патриотизм, национально-консервативные и православные взгляды и борьбу с русофобией. Эти видят в Солженицыне "православного аятоллу", "шовиниста", "антисемита"и "черносотенца". Даже среди православных патриотов, националистов и монархистов, людей, чьи позиции, казалось бы, наиболее близки к взглядам Солженицына, есть, пусть и сравнительно малочисленные, недоброжелатели, их мотивы, как правило, обусловлены в наибольшем числе случаев влиянием потоков беспрецедентной клеветы, сформированных в рамках национал-большевистского и либерального "дискурсов".

Многие из ненавистников Солженицына пророчили, что с течением времени его книги и его идеи быстро начнут забываться. Годы, прошедшие после его смерти, не снизили накала страстей вокруг его творчества и взглядов, скорее, наоборот. Все больше осознается масштаб его личности и богатство его жизненного опыта. Судьба провела его через невероятные испытания: войну, арест, ГУЛАГ, ссылку, заболевание раком и излечение от него, всесоюзную и мировую известность - после публикации «Одного дня Ивана Денисовича» (1962) и «Архипелага ГУЛАГ» (1973-1975 гг.), получение Нобелевской премии (1970), противостояние советской системе, высылку за границу, гигантскую ежедневную работу по созданию трудов, богатство которых нам еще долго предстоит усваивать, триумфальное возвращение на Родину, противостояние олигархическому режиму... Этого хватило бы на множество незаурядных жизней, но - уместилось в одной.

Нет сомнения, что Солженицын своей деятельностью реально повлиял на ход истории, особенно в конце 60-х - первой половине 70-х годов XX века. Сравнение его с библейскими пророками появилось не случайно: он серьезно изменил сознание наиболее активной части общества, как в СССР, так и на Западе, подвергнув беспрецедентной по остроте и убедительности критике советский эксперимент 1917-1953 гг. После «Архипелага» отстаивать сколько-нибудь эффективно наследие Ленина-Сталина стало невозможно по интеллектуальным, моральным и эстетическим причинам.

Спустя четверть века после крушения коммунистического режима, на первый план вышла «русскость» Солженицына, его сосредоточенность на болях, интересах и нуждах России и русского народа. Именно русский вопрос составлял стержень всей его деятельности.
Он невероятно остро чувствовал стихию изуродованной русской жизни и русской истории XX века. Собственно, именно она отражена и осмыслена в его великих литературных произведениях: «Один день Ивана Денисовича» - «Матренин двор» (1963) - «Архипелаг Гулаг» - «Красное колесо» (1983-1991). Сочетание художественного дара с талантом проповедника-публициста, постановка острейших социально политических, нравственных, религиозных и культурных проблем своего времени роднят его с великими гениями русской литературы и общественной мысли - Достоевским и Толстым.

Публицистика Солженицына органично дополняет его собственно-литературные произведения, подобно тому как «Бесы» и «Братья Карамазовы» дополняются «Дневником писателя», «Война и мир» и «Анна Каренина» становятся яснее вместе с «Исповедью» и «В чем моя вера?».
Его статьи исключительно важны. Большинство из них отнюдь не устарели и не потеряли общественной значимости. Главная тема Солженицына - русский народ, его проблемы и пути их решения, сохранение и приумножение русского народа.

Следует признать, что острый взгляд Солженицына видел через десятилетия. Уже в «Письме к вождям Советского Союза» (1973) он призывал к национальному сохранению и самоограничению через авторитаризм, чтобы избежать неизбежной трагедии, к которой вел страну коммунистический режим (он уже тогда понимал неизбежность геополитической катастрофы 1991 года). Писатель предлагал отказаться от смертоубийственной идеологии, от внешнеполитической экспансии, от красно-глобалистских амбиций, ведущих к безумной растрате народных сил и ресурсов, сосредоточиться на решении внутренних проблем русского народа, бросить освободившиеся средства на освоение собственного Северо-Востока, исконного русского Центра, сдвинуться не к Индийскому, а к Ледовитому океану. При этом национальный вопрос в СССР рассматривался им как главный, а тогда еще подпольные национал-сепаратистские движения - как самая большая опасность для СССР. Официальная пропаганда в это время безмозгло талдычила о «новой исторической общности», «развитом социализме» и «дружбе народов»...

Разумеется, предложенная Солженицыным программа не могла быть реализована в условиях сохранения социалистической системы, которая была подвергнута острейшей критике в «Архипелаге ГУЛАГ» и сборнике «Из-под глыб»(1974). Эта система возникла в результате реализации проекта, первоначально предусматривающего уничтожение частной собственности, государства, религии, нации, семьи, «буржуазного» права, т.е. тех институтов, без которых в принципе не может существовать человеческое общество. Проект неизбежно вел к беспрецедентному насилию над самой человеческой природой и ГУЛАГу. Лишь народное сопротивление утопии постепенно смягчило античеловеческие черты «красного проекта». Окончательного «преодоления большевизма» (Н.А. Бердяев), впрочем, так и не произошло, несмотря на надежды русских-писателей-«деревенщиков» на то, что Россия «переварит марксизм».

Подобного рода взгляды были непереносимы даже для дряхлеющего брежневского режима, ни о каком диалоге в тех условиях не могло быть и речи. После публикации «Архипелага» писатель был насильственно выслан за границу в феврале 1974 г. За рубежом Солженицын сохранил максимальную самостоятельность в действиях и суждениях, подвергнув резкой критике Запад, выступив против тупиков либерального глобализма и гегемонии европейской цивилизации («Гарвардская речь»). При этом он настаивал на прекращении разрядки и конвергенции, на экономическом бойкоте СССР, для того, чтобы вызвать кризис коммунистического режима. Одновременно он выступил против русофобской позиции Запада и «третьей» эмиграции, всегда занимавших не сколько антисоветскую, сколько антирусскую позицию. Именно тогда он вводит в широкий оборот термин «образованщина» для характеристики русофобствующей интеллигенции.

Патриотическая позиция Солженицына обусловила нежелание писателя принимать американское гражданство и заставила отказать от встречи с Рейганом в кругу диссидентов «третьей волны» (1982). Свой отказ, шокировавший американский истеблишмент, писатель мотивировал тем, что некоторые американские генералы предлагали избирательно уничтожить русское население СССР ядерными ударами. К началу 80-х годов Солженицын окончательно становится объектом неприятия и ненависти со стороны либералов, для которых он превратился в «черносотенца».

Впрочем, главным делом жизни Солженицына, вплоть до начала 90-х гг. стало создание грандиозного исторического повествования «Красное колесо», в котором осмысливался феномен революции, приведший к русской трагедии XX века. Солженицын оригинально и глубоко раскрыл значение в русской истории таких фигур как Столыпин, Парвус, Ленин, показал разрушительную безответственность русского либерализма в Феврале 1917 г. Однако «прививка» против нового «феврализма» не сработала, до сих пор именно это произведение Солженицына усвоено в наименьшей степени из всех им написанных.

В конце «перестройки» в 1990 году, дождавшись, когда в СССР начнется публикация «Архипелага ГУЛАГ», Солженицын печатает публицистическое эссе «Как нам обустроить Россию?», представляющее развернутую политическую программу писателя. Она строилась на двух основных идеях. Первая - создание в условиях неизбежного развала СССР «Российского союза» из РСФСР, Украины, Белоруссии и Казахстана, который бы позволил смягчить надвигающуюся катастрофу и сохранить нерасколотым подавляющее большинство русского народа. Вторая идея - создание повсеместного самоуправления, опирающегося на местную общественную инициативу и позволяющую сформировать эффективную систему власти, сочетающую сильную центральную вертикаль с горизонталью «земщины». Однако время, когда к писателю прислушивались, было безнадежно упущено. Инициатива к тому моменту была прочно перехвачена либеральными и национал-сепаратистскими силами. Распад СССР пошел по наихудшему сценарию, когда за пределами РСФСР оказалось около 30 миллионов русских. О подобии земского самоуправления мы, задавленные бюрократическим прессом.
можем и сейчас только мечтать.
В 1994 году Солженицын переехал из эмиграции в Российскую Федерацию. К этому моменту ельцинский режим стабилизировался. Триумфального возвращения не получилось, писатель к тому времени совершил ряд несомненных ошибок, которые сильно подорвали его влияние на русское общественное мнение. Он слишком долго молчал, слишком долго «выдерживал паузу» с возвращением на Родину, слишком безоговорочно поддержал Ельцина в августе 1991 и в октябре 1993 года, ошибочно видя в этих событиях только лишь подавление рудиментов коммунистического режима, сыграло свою негативную роль и нежелание Солженицына налаживать связи со складывающимся тогда патриотическим движением.

Новой номенклатуре не составляло особого труда во второй половине 90-х гг. «нейтрализовать» идейное воздействие на русское общество быстро прозревающего от «антикоммунистических» иллюзий писателя. Начинается травля Солженицына со стороны либералов и коммунистов. Ему перекрывают возможность выступлений на российском телевидении, выступление в Госдуме (1994) сопровождалось тихой обструкцией. Солженицын переходит к оппозицию к олигархическому режиму. В 1998 году он демонстративно отказывается принять орден Андрея Первозванного от Ельцина и выпускает резко обличительную книгу «Россия в обвале», в которой подвергает сокрушительной критике все основные аспекты политики системных либералов. В 2001-2002 гг. выходит книга «200 лет вместе», посвященная русско-еврейским отношениям. Это произведение органично вписывается в многотомье «Архипелага» и «Красного колеса», являясь в какой-то мере историческим комментарием к этим его основным произведениям. В целом же в нулевые годы литературная и общественно-политическая активность писателя постепенно снижалась. 3 августа 2008 г. Солженицын скончался.

Свои главные жизненные задачи Солженицын выполнил и выполнил успешно. Он внес огромный вклад в избавление страны от коммунистического режима и, главное, сделал чрезвычайно многое для превращения советских людей в русских. Его основные произведения стали частью национального культурно-исторического канона, необходимого для возрождения русского самосознания и укрепления нашего цивилизационного суверенитета. Его призыв - «Жить не по лжи» - ни в коем случае нельзя отдавать либералам, мы, русские патриоты, сейчас должны избежать соблазна поддаться национал-большевистскому мороку и невольно подыграть на волне начинающегося нового кризиса в отношениях власти и общества либерально-западническим силам, стремящимся к новому и окончательному разрушению России.

Солженицын актуализируется с каждым днем.

Аргументы недели

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Аркадий Минаков
«Зло необходимо пресекать силой»
О философии Ильина
22.07.2024
«Русская идея в нашем регионе впервые оформилась в политическую силу»
Кандидат в губернаторы Воронежской области от партии «Родина» Аркадий Минаков об итогах выборов в области
11.09.2018
«Мы - не коммунисты и не либералы, а третья сила»
Кандидат в губернаторы Воронежской области, автор «Русской народной линии» Аркадий Минаков выступил с программным заявлением
20.08.2018
Все статьи Аркадий Минаков
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
100 лет со дня рождения Александра Солженицына
Солженицын: 60 лет эмиграции и 30 лет возвращения
Солженицын – явление более социально-политическое, нежели литературное
11.11.2024
«Осеменяли наших воинов большим количеством антисоветской литературы»
О пребывании во время службы в ВМФ в 1971 году в Копенгагене
27.02.2024
Жить не по лжи
Как я рассказывал сыну-десятикласснику о причинах краха Советского проекта
26.04.2023
Не пора ли успокоиться?
О Солженицыне, власти и отношении к прошлому
23.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12