itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православные святые, просиявшие на Западе

0
3359
Время на чтение 11 минут

Мученица Алина Бельгийская

В наши дни в Поместных Православных Церквях происходит отрадный процесс пополнения святцев: верующие узнают об угодниках Божиих, подвизавшихся в других странах, ведется изучение сведений о древних святых. Некоторых этот процесс настораживает: в почитании подвижников, имена которых по сложившемуся столетиями стереотипу связывают с католическим Западом, видят едва ли не измену Православию.

Между тем, в самом страхе подобных «ревнителей» можно увидеть недостаток веры. Угодники Божии, послужившие Христу до 1054 года (времени отпадения католиков от единства Православной Церкви) были и остаются последователями истинной веры. Они - не легенда, не символ, но живые люди, ходившие по земле и ныне предстоящие Престолу Божию в вечности. Сам же процесс добавления в месяцесловы новых святых свидетельствует о том, что «жизнь жительствует» и Православная Церковь благодатью Святого Духа растет и развивается - как росла и развивалась она и в первохристианские времена, и в годы Византии и Святой Руси. Сравним это с процессом исключения имен угодников Божиих из святцев католической церкви, происходившим после Второго Ватиканского собора, когда ввиду недостаточности документальных подтверждений житий почитания католиков лишились такие столпы веры, как великомученик Георгий Победоносец, великомученицы Варвара и Екатерина и многие другие.

Святитель Мартин Милостивый. Иконописец А.И. Чашкин

В Русской Православной Церкви действует комиссия по составлению месяцеслова, возглавляемая митрополитом Калужским и Боровским Климентом. Мы уже писали о том, что в 2017 году благодаря ее работе в русский православный месяцеслов были внесены имена таких святых, как благоверный царь Эдвард Английский, преподобная Женевьева Парижская, мученики Бландина и Понтик Римские, равноапостольный Патрикий Ирландский. В мае 2018 года в русские святцы добавились новые имена - как святых, просиявших в древности на Западе, так и угодников Божиих, почитаемых в Грузинской Православной Церкви. Это преподобные Фридолин, Колумбан и Галл, выходцы из Ирландии, проповедовавшие веру во Христа в Западной Европе в VI - VII веках, а также равноапостольные Иверские цари Мириан и Нана, известные русским верующим по житию равноапостольной Нины. Будучи сначала ревнителями отечественного язычества, царь с царицей были обращены ко Христу святой просветительницей Грузии и сами столь ревностно потрудились в распространении истины Христианства, что угодили Богу. Факт, что их имен до недавней поры не было в русском месяцеслове, можно объяснить только недостатком информации у составителей древних святцев. Хотелось бы надеяться, что со временем мы будем узнавать о все новых святых, которым молятся православные в других странах.

Храм святой Алины

Мы уже писали о святой мученице Алине, пострадавшей в VII столетии на территории современной Бельгии. Недавно автору статьи довелось узнать, что этой угоднице Божией посвящен православный храм. Приход в честь великомученика Георгия Победоносца и святой мученицы Алины, входящий в юрисдикцию Православной Церкви Константинопольского патриархата, действует недалеко от Брюсселя - в местах, где и провела свою короткую земную жизнь святая.

Житие мученицы Алины кажется очень современным. Юная девушка «из хорошей семьи», дочь местного феодала, из разговора за семейным столом узнает о странных людях, живущих в соседней деревне. Отец с пренебрежением говорит о том, что эти люди чтут Бога, пришедшего на землю спасти людей и распятого ими на Кресте. Сердце Алины загорается... Едва дождавшись первой возможности, одна, через лес, она бежит к христианам. Расспрашивает их о вере, принимает Крещение, становится постоянной участницей богослужений. Изумленный и разгневанный отец приказывает своим слугам запереть своевольную дочь. А дальше происходит непонятное. То ли Алина погибает в результате неосторожности грубых охранников собственного отца, то ли к ней намеренно применяют жестокость... Но подвиг девушки принят Богом: на ее могиле начинают происходить чудеса, столь бесспорные, что и сам отец со временем становится христианином. Не так ли и в наши дни многие люди загорались верой, сами не ведая, откуда в их душе этот огонь... Не так ли и сейчас многие семьи приходили и приходят ко Христу через детей...

Кольцо короля Эдуарда

Святой страстотерпец король Эдуард Английский

Святой король страстотерпец Эдуард, живший в Х столетии, духовный отец английской нации, почивает мощами в православном храме. В святцы Русской Православной Церкви его имя было внесено в 2017 году. С житием этого святого связано предание, известное каждому англичанину. Сапфир из принадлежавшего ему кольца занимает центральное место в короне, которой и сегодня венчаются на трон монархи Великобритании. Будучи еще совсем юным, будущий король отличался милосердием и щедростью. Однажды он встретил нищего и, не имея с собой денег, снял с пальца и отдал ему фамильный перстень. Прошли годы. Эдуард стал королем, объединил под своим началом английский народ и правил им с христианской мудростью и милосердием. Однажды на прием к королю попросились два инока - паломники со Святой земли. Они поведали, что в Иерусалиме им явился апостол Иоанн Богослов. Он вручил изумленным пилигримам кольцо и повелел отдать его государю Англии. Увидев небесный дар, Эдуард узнал в нем свой фамильный перстень. Так открылось, что милостыня его была принята святым апостолом.

Святой Эдуард понес подвиг страстотерпчества - подобно русским князьям Борису и Глебу. Его убили ближайшие родственники - мачеха и сводный брат. В этом преступлении их поддержали вельможи, ненавидевшие благочестивого короля за то, что он защищает от их произвола монашеские обители. Таким образом кротость и незлобие святого короля сплелись в единый венец со стоянием за веру, и венец этот оказался мученическим... По кончине благочестивого короля его страна была окатоличена норманнами, захватившими Альбион в 1066 году. Но почитание святого короля сохранилось, а сапфир из его перстня, вставленный в королевский венец, и сегодня благословляет британскую монархию.

Поэзия монашества - на Изумрудном острове

Преподобный Брендан Мореплаватель совершает богослужение на ките. Иллюстрация древней карты

Сколько же святых просияло в древности в местах, где ныне большинство верующего населения составляют католики или протестанты? Многие из земель, позднее окатоличенных (зачастую насильственно) когда-то были настоящими духовными цветниками, благоухающими множеством святых. Такова была Ирландия, которую до XI столетия так и именовали - «остров святых», такова была и Британия. Интересно, что тип духовности и самый строй церковной жизни здесь имел своим образцом не западный мир, а восточный, не Рим, а Византию и Сирию. Просветитель Ирландии, равноапостольный Патрикий (Патрик) вышел из монастыря Лерин, первым наставником в котором был преподобный Иоанн Кассиан Римлянин - ученик святителя Иоанна Златоуста. Здесь преподобный Патрикий впитал православное восприятие веры и жизни. Жителям Ирландии и Британии было свойственно стремление к самой возвышенной, подвижнической аскетической жизни. Каждый народ, приходя к вере во Христа, привносит в свое восприятие духовности лучшее из качеств национального характера. У кельтов одной из высших каст общества были барды - поэты-сказители и хранители героических народных преданий. Житие святителя Патрикия свидетельствует, что барды сначала горячо воспротивились его проповеди, но затем, покоренные духовной красотой Христианства, стали его горячими проповедниками и применили свой талант, чтобы воспевать Христа, слагая в Его честь прекрасные песни. Этот поэтический настрой и в то же время стремление к героике породили устремленность к бескомпромиссному, возвышенному монашескому образу жизни. Архиереи в этих землях в древности жили не в городах (в Ирландии, собственно, и городов-то как таковых не было), а в монастырях. Монашеские обители имели огромное духовное и культурное влияние и пользовались непререкаемым авторитетом, из них вышло множество святых. Причем многие из святых этих сочетали молитвенный подвиг с пламенной проповедью Православия. Таков был, к примеру, святой Брендан Мореплаватель. Оставив родную землю, он вместе с учениками много лет плавал на корабле по морю, приставая к отдаленным островам и уча вере их жителей. Даже монахини не были чужды служению слова. Преподобная Бригитта, любимая ученица святого Патрикия, основательница и игумения Килдарской обители, много путешествовала по стране, наставляя в духовной жизни монашествующих. Преподобный Колумба Ирландский, покинув родину, вместе с 12 монахами отправился на далекий северный остров Иона, расположенный у западного берега Шотландии, и основал там монастырь. Обитель эта стала форпостом Православной веры, откуда святой отправлялся для проповеди о Христе. Он обратил множество язычников-пиктов, основал множество монашеских обителей на землях Шотландии и Ирландии и стал духовным наставником для их насельников. Ирландская земля оказалась удивительно плодоносной на святых: за 250 лет со времени проповеди святого Патрика на «Изумрудном острове» просияло около 500 угодников Божиих, главным образом - пре

Преподобный Брендан с учениками совершали странствование по морю как аскетический подвиг, а приставая к островам, проповедовали их жителям Христианство

подобных. Все это - православные святые, служившие Христу в чистоте веры и благочестия. С 2007 года в месяцеслов Русской Православной Церкви включено празднование собора святых, в земле Британской и Ирландской просиявших. Совершается их память в третий воскресный день по Пятидесятнице, то есть в следующее воскресенье после дня Всех святых, в земле Российской просиявших. Поименно же в месяцеслов включены лишь некоторые из них - хотя в других Поместных Церквях многим из этих угодников Божиих составлены православные службы.

Почитание русских святых в других странах

Отрадный процесс расширения почитания святых происходит не только в нашей стране. Например, весной текущего года Священный Синод Румынского Патриархата внес в месяцеслов Румынской Православной Церкви имя праведной Матроны Московской. Институт православной миссии в Бухаресте перевел на румынский язык текст службы и акафист этой святой. А Русская Православная Церковь внесла в свой месяцеслов имена святых, прославленных Румынской Церковью начиная с 1950 года. Готовится пополнение русских святцев именами еще девяти румынских святых.

Блаженная Матрона и святые Царственные страстотерпцы - пожалуй, наиболее почитаемые за рубежами России отечественные святые недавнего времени. В Сербии завершается строительство монастыря, посвященного этой праведнице; церкви и приделы, освященные в ее честь, собирают на молитву верующих в США, Болгарии, Армении, Греции. Безусловно, есть особый Промысл Божий в том, что один святой приобретает всемирное почитание, а о другом узнают не столь широко. Но бесспорно и то, что каждый святой, прославленный у Бога, если прославление это было засвидетельствовано Православной Церковью в какое бы то ни было время и в каком бы то ни было месте, может быть почитаем верующими, где бы они ни находились. Ведь прославление угодников Божиих в Церкви совершается по благодати Святого Духа.

Входит ли имя в русский месяцеслов

Святая Инесса и ангел. Картина испанского художника Хосе де Риберы. Не все знают, что святая Инесса - это почитаемая православными христианами древняя мученица Агния Римская

Вопрос, входит ли имя того или иного святого в русский православный месяцеслов, приобретает особое практическое значение для людей, носящих имена этих святых. Согласитесь, обидно почитать угодника Божия, прославленного в другой Поместной Церкви и не иметь возможности окрестить в его честь ребенка. Или окрестив (если найдется понимающий священник), постоянно сталкиваться с недоумением, а то и противодействием сотрудников свечных ящиков, объявляющих имя «неправославным» и требующим вычеркнуть его из поминальной записки. А ведь во многих Поместных Церквях и вовсе не существует традиции нарекать при совершении Таинства Крещения именами известных святых. В Греции данную практику объясняют тем, что, помимо известных угодников Божиих существуют еще сонмы мучеников и преподобных. Например, 28 декабря по церковному календарю мы празднуем память 20 000 мучеников, в Никомидии пострадавших, а 14 января вспоминаем отцов, в Синае и Раифе от варваров избиенных - поименно большинство из этих святых неизвестны.

В связи с этим еще в 2012 году благочинным храмов Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было разослано циркулярное письмо, напоминающее, что не следует отказывать в литургическом поминовении верующим, крещенным в других Поместных Православных Церквях с именами, которых нет в русских святцах.

Примечательно, что и в Русской Православной Церкви на практике вовсе не всегда при совершении Крещения нарекают имена, имеющиеся в святцах. Нередко это оказывается источником проблем для крещаемых. Особенно почему-то «везет» Станиславам: на просторах интернета можно встретить довольно много случаев, когда младенцев крестили с этим именем, а затем «бдительные» церковницы «ложились костьми», не позволяя подать записку об их здравии. Видимо, ввиду вполне традиционного звучания имени и его созвучия с имеющимися в русском православной месяцеслове Вячеславом и Владиславом, батюшки просто забывали предложить переименовать малыша - или не считали это нужным. В пользу последней версии свидетельствует тот факт, что в Русской Церкви можно встретить и священников с именем Станислав. Впрочем, в сербском календаре имя Станислав все же имеется. Отметим, что те, кто наречен именем, не встречающимся в месяцеслове, может праздновать именины в день Всех святых.

Нередка и такая ситуация: в русском православном месяцеслове имя имеет одно звучание, а в светском обиходе чаще звучит другое. Пары «Иван = Иоанн», «Артем = Артемий» очевидны и не вызывают вопросов - разве что особо бдительная свечница заставит новоначального прихожанина переписать поминальную записку в правильной транскрипции. Некоторые же имена имеют соответствия, о которых непосвященным будет весьма непросто догадаться.

К примеру, женщин, носящих звучное имя Инесса, крестят в честь святой мученицы Агнии. Причем речь идет не о произвольном подборе созвучного имени (подобно тому, как, например, Элеонору могут окрестить с именем Елизавета, либо Елена, либо даже Ангелина). Имя Агния действительно звучит в некоторых странах как Агнесса, а в других - как Инесса, но во всех странах его носительницей считается одна и та же древняя святая. Известна картина испанского художника Хосе де Риберы «Святая Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом». Она написана по житию мученицы Агнии, пострадавшей в Риме в 304 году, в правление ярого гонителя христиан императора Диоклетиана. Итальянцы именуют мученицу Агнессой, испанцы - Инессой, мы - Агнией. Юная девушка, фактически девочка, она пострадала за веру в 12 лет. Горячо любя Христа, Агния решилась посвятить Богу свое девство. Когда к ней посватался богатый и знатный жених, девушка решительно отказала ему. У римлян было не принято, чтобы девушки не выходили замуж, разве только они становились весталками - служительницами богини Весты. Этот вариант и предложили девице, как возможность не вступать в брак. Она с негодованием отказалась: «Если я отказалась от брака с живым человеком - неужели соглашусь посвятить себя бездушному идолу?» Тогда ей стали угрожать пытками - не только физическими, но и моральными. Девушку обнажили и повели по улице, но Господь вступился за нее. У юной христианки мгновенно отросли длинные густые волосы, покрывшие ее тело не хуже плаща. Затем ей явился ангел и вручил мученице прекрасное белое одеяние. Агнию отвели в публичный дом, но Господь не позволил оскорбить Свою служительницу: деву осиял небесный свет и никто не мог прикоснуться к ней. Убедившись в бесплодности своих попыток сломить девушку или осквернить ее невинность, язычники умертвили Агнию, проткнув ей горло мечом. Имя Агния в переводе означает «агница», что соответствует кротости и чистоте святой, а также ее мученическому подвигу - ведь страдальцы за веру являются подражателями Христа, Который именуется в Священном Писании Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира. Поэтому ее нередко изображают с белоснежным ягненком на руках. Мученица Агния - одна из наиболее почитавшихся древними христианами святых. У ее надгробия совершалось множество чудес, в частности, исцелилась Констанция - дочь равноапостольного императора Константина Великого. Во имя мученицы Агнии были освящены храм и монастырь, гимн в ее честь сложил святитель Амвросий Медиоланский.

Алина Сергейчук

Благоукраситель, № 64

Издательство "Русиздат"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алина Сергейчук
«Если ты берёшься за строительство храма, ты обречён на успех»
Беседа со старостой строящегося храма прп. Сергия Радонежского в Гольяново В.А. Ивановым
17.02.2023
Подвиг схимонаха Пересвета
Память 20 сентября
18.09.2022
Прибавление ума
Рассказ
04.09.2022
Может быть нравственность без веры, но веры без нравственности нет
Беседа с насельником Пафнутьева-Боровского монастыря
02.09.2022
Все статьи Алина Сергейчук
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40