В 2025 году исполняется 130 лет со дня основания Омской епархии. Казалось бы, не так много – но сколько молитв и сколько мученической крови оросило ее за эти годы! А еще история Омского Прииртышья, как называют эти места их жители, – часть истории большой Сибири, которая ведет свой отсчет с присоединения к России Ермаком в XVI столетии. В память об этом Омская митрополия совместно с Правительством Омской области осуществляет важный исторический проект: реконструкцию знамени Ермака, которое будет возвращено в Никольский Казачий собор Омска. Собор этот совсем недавно – в мае 2025 года – был освящен великим чином. В обустройстве места для реликвии принимает участие Фонд Архангела Михаила – а значит, на него жертвуют люди со всей России. Об этом и не только мы побеседовали с митрополитом Омским и Прииртышским Дионисием (Порубаем).
– Владыка, каковы ваши впечатления от Омска, о людях, которые живут здесь?
Здесь на службах всегда больше мужчин, чем в Центральной России, я это сразу отметил
– Чаще всего употребляют выражение не «Омская земля», а «Омское Прииртышье». Иртыш, великая сибирская река, несет свои воды через несколько российских областей и несколько стран, но большая часть ее бассейна находится на территории современной Омской области. Практически все здесь связано с этой великой рекой, на которой стоит и сам Омск. Когда я сюда приехал, то на вопрос, подобный вашему, от души ответил, что Омское Прииртышье – это рай на земле. Прошел год, и это чувство стало только глубже. Я сразу почувствовал себя здесь дома. Это связано не только с благодатью Божией, которая связывает сердце архиерея с его паствой. Сибиряки – народ особый, у них нет двойного дна. Они любят по-настоящему, а если ты что-то делаешь не так, то они готовы тебе подробно, конкретно объяснить, что именно. Эта способность чувствовать, любить, создавать искренние и простые отношения – настоящее сокровище. И, конечно, красива природа Прииртышья: заливные луга левого берега, высоченные обрывистые берега правого, тайга, которая от села Муромцева простирается на север. Красиво Прииртышье, богато Прииртышье, но главное его богатство – это люди. Сегодня за всенощным бдением в Никольском соборе вы видели омичей, сибиряков. Храм был полон. Здесь на службах всегда больше мужчин, чем в Центральной России, я это сразу отметил. А когда люди подходят причащаться, либо на помазание, многие из них улыбаются. Это очень вдохновляет! На любовь хочется ответить любовью. Сибирь – это удивительный край, природа, люди и история.
– Ведется ли в Омской епархии работа по возрождению исторической памяти?
– Мы ведем такую работу, да и моими предшественниками было сделано многое. При Омской духовной семинарии издается научный журнал, в котором размещают свои работы церковные и светские ученые не только из Омска, но и из других регионов. Вокруг семинарии и журнала естественным образом собираются люди, интересующиеся историей этих мест. На Старом Северном кладбище Омска почивают подвижники благочестия, страдальцы за веру. Мы чтим и изучаем их память. Там сохранились остатки расстрельных рвов, где упокоились многие безвестные жертвы гонений на веру. Конечно, громадный пласт истории начала ХХ века Омского Прииртышья – это наш небесный покровитель, святитель Сильвестр, который мощами почивает в нижнем храме Успенского собора. В 2025 году мы будем отмечать 130-летие Омской епархии. Достигнута договоренность с Омским краеведческим музеем о выставке, посвященной ее истории. Мы намерены создать церковно-историческое общество и собрать в нем омских краеведов, в том числе и светских, чтобы иногда инициировать исследования, иногда помогать проводить их. История Церкви – это история святости, а святые появляются во все времена, они есть и сейчас. Мы, конечно, их не знаем: для нынешнего времени Господь скрывает святость и от желающих устроить из нее перформанс, и от самих святых, чтобы они не возгордились. Но благодатная почва Церкви продолжает производить святых, а святость – это родство, которое гораздо сильнее, чем родство кровное, и в этом смысле Сибирь по своей духовной плодоносности не отличается ни от одного уголка нашего древнего возлюбленного Отечества.
– Сейчас ведется подготовка к реконструкции знамени Ермака, под которым он присоединял Сибирь. Оно будет возвращено в Никольский Казачий собор Омска. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Я не думаю, что, когда Ермак Тимофеевич совершал свои подвиги, он понимал, что присоединяет Сибирь. В первую очередь он думал о том, чтобы послужить Государю всея Руси и защитить тех добрых людей, которые нуждались в его защите здесь, на Сибирских просторах, и на Урале. В Сибири тогда не было единого государства, жили разные племена, которые часто воевали друг с другом. Самым крупным образованием было Сибирское ханство. Еще до похода Ермака его правитель, хан Едигер, просил Иоанна Грозного принять Сибирь под свою руку и помочь ему защитить свои владения: ему угрожал выходец из Средней Азии Кучум. Но у Руси тогда не было возможности поддержать Едигера и установить в Сибири свою власть, поскольку она вела тяжелую Ливонскую войну. В результате Кучум победил и убил Едигера, стал силой покорять местные народы, а потом и устраивать набеги на Русь. После этого Ермак и отправился в Сибирь – относительно того, кто инициировал его поход, есть разные версии. Многие малые народы приняли его покровительство и подданство русскому царю абсолютно мирно, поскольку его власть была гуманнее власти Кучума. В память об этих событиях сибиряки столетиями хранили одно из знамен, под которым шел Ермак. С 1883 по 1919 годы этот удивительный артефакт пребывал в Омском Казачьем соборе.
– Почему знамя находилось именно в Омске?
Знамя Ермака считается одной из главных святынь Сибирского казачества
– Знамя Ермака считается одной из главных святынь Сибирского казачества. Поначалу оно хранилось в храме города Березова – туда его перенесли еще соратники Ермака, которые ушли в эти северные места после гибели атамана. Потом, когда в Омске уже была и крепость, и генерал-губернаторство, и центр Сибирского казачьего войска, было принято решение перенести знамя сюда, в Никольский казачий собор. В Омске оно хранилось до революционной эпохи, а потом было утрачено, и следы его затерялись, судя по всему, окончательно. Знамя уже к началу ХХ века было очень ветхим, поэтому его исчезновение в ту бурную эпоху, когда пропадали и гораздо более серьезные вещи, не вызывает удивления.
– А что известно о знамени Ермака, каким оно было?
– Сохранились гравюры, по которым можно сделать вывод о том, что конкретно было изображено на нем. Есть фотографии, правда не очень четкие, начала ХХ века. Нам понятен размер знамени, приблизительно понятен его материал, технология изготовления. Кстати, размер очень большой, почти громадный: два с лишним на два с лишним метра. При имеющейся информации нет препятствий, чтобы, используя современные технологии и развитие науки, реконструировать этот памятник. И тогда кроме истории предшествующей, ради которой знамя будет воссоздаваться, у него появится еще и нынешняя, новая история. Я думаю, что эта святыня сможет послужить объединению и воцерковлению нашего сибирского казачества. Оно нуждается в реликвиях, в напоминании о своем славном прошлом. И, конечно, местом для этой святыни должен стать Никольский Казачий собор, главный храм Сибирского казачьего войска.
– Поддерживает ли реконструкцию знамени Ермака государство, культурное и научное сообщество?
– Возрождением знамени заинтересовалось Правительство Омской области, губернатор, который дал поручение Министерству культуры области заняться им вместе с нами. Действуют рабочие группы, в которых участвуют представители Министерства культуры, Омского краеведческого музея, Музея изобразительных искусств имени Врубеля, представители Церкви. Работа над знаменем – серьезная задача, ведь мы хотим, чтобы получилась научная реконструкция, а не местная реплика, каковые встречаются. К тому же необходимо создать достойное обрамление для знамени, место для него в соборе, куда будут приходить люди – и верующие, и все те, кто интересуется историей России. За помощью в сборе средств на проект мы обратились к Фонду Архангела Михаила, который имеет большой опыт в масштабных добрых делах. Я хорошо знаю Фонд еще со времени своего служения наместником Новоспасского монастыря Москвы: мы сотрудничали в воссоздании Знаменского храма обители, и я видел плоды их деятельности. Надеюсь, что, объединив усилия, мы эту святыню воссоздадим. И я думаю, что это дело, как и любое доброе дело, объединит многих хороших людей, многим поможет вспомнить о своей истории, еще раз осознать, кто они, где живут и что им нужно делать, чтобы быть достойными великих свершений предков.
– Давайте напомним нашим читателям, что изображено на знамени Ермака.
– С одной стороны – великомученик Димитрий Солунский на коне, попирающий супостата. Этот святой – один из небесных покровителей русского воинства. Его изображение на знаменах, кстати говоря, было характерно именно для эпохи Иоанна Грозного – и это является аргументом в пользу того, что знамя было создано при жизни Ермака. На другой стороне – Архангел Михаил «Грозный Воевода», тоже на коне – еще один образ, присущий именно тому времени. Царь Иоанн Васильевич особо почитал Архангела Михаила и великомученика Димитрия Солунского. Их изображения сопутствовали ему в военных походах, начиная с юности. Поэтому, не вступая в полемику с учеными, я для себя сделал вывод, что эта священная реликвия относится к славной и непростой истории освоения Русским государством Сибири. А освоение это, безусловно, принесло ей большую пользу. Это касается как местных народов, которые здесь как проживали, так и проживают спокойно, мирно, рядом с русским народом, так и культуры, промышленности и других сфер жизни.
– Какими были казаки, которые брали Сибирь вместе с Ермаком? Часто пишут, что это «вольные люди», разбойники. А начинаешь разбираться – оказывается, что в отряде Ермака были строгие правила: например, запрещалось не только пьянство, но и блуд.
Жить в Сибири, не молясь хотя бы изредка, очень трудно
– Блуд был запрещен просто под страхом сурового наказания. С дружиной Ермака шли в поход священники, они совершали молебны, литургии, исповедовали, причащали, отпевали. Был походный храм. Знамена, как мы видим, украшались иконами, были в отряде и писаные образы Господа и святых, которые несли с благоговением. Хотя да, казаки действительно были вольными – в противоположность служилым, находившимся на официальной государственной службе. И люди в отряде Ермака были разные, многие – с разбойным прошлым. О самом Ермаке мы этого доподлинно сказать не можем – о начале его жизни вообще мало что известно, а вот один из его ближайших соратников, атаман Иван Кольцо, до похода в Сибирь разбойничал. Но дело в том, что строгая дисциплина и нравственность в походе не были делом личного благочестия. Это легко понять, если отъехать километров на 200 от Омска и попробовать перезимовать в деревне. Там вы быстро поймете, что здесь пьянствовать и бездельничать нельзя, это может закончиться трагично. Сибирь сурова, в игрушки не играет. Без дисциплины, без самопожертвования, без взаимной поддержки здесь не выжить. А еще Сибирь способствует вере: на этих просторах, в тишине степей или тайги, голос Божий слышится гораздо сильнее, чем на стогнах большого города. Здесь жить, не молясь, хотя бы изредка, очень трудно. Поэтому люди и трудились, и в руках себя держали, и Богу молились. И не просто выжили, а создали удивительный мир.
– А сегодня Сибирское казачество благочестиво?
– История казачества в нашем Отечестве трагична. Как сословие, смысл которого был в служении Царю и Отечеству, оно подверглось беспрецедентным гонениям, не менее жестоким, чем гонения на Церковь. И люди Церкви, и казачество воспринимались советскими властями как сословия, которые создавали опасность для тогдашнего строя и потому были обречены на физическое уничтожение. Южные области нашего Отечества серьезно пострадали от расказачивания – но все же не настолько, насколько Сибирь. Здесь казачество действительно изводилось под корень, и поэтому сибирским казакам приходится прикладывать больше усилий для того, чтобы вспомнить свою историю. Тем не менее сибирское казачество – это казачество настоящее. Это настоящие патриоты Отечества, которые сейчас на фронте кровью своей повторяют подвиги предков. Из казаков Сибирского казачьего войска, вообще из сибиряков создана казачья бригада «Сибирь», которая сейчас сражается на курском направлении, и командует там атаман Сибирского казачьего войска. Казаки исполняют задачу, которая стояла перед ними на протяжении всей истории: защищать Россию. Мы не оставляем попечения о воцерковлении казачества. В рамках этой работы, собственно, происходит и обустройство Никольского Казачьего собора, и реконструкция знамени Ермака. В соборе молятся и взрослые казаки, и юные казачата – учащиеся Сибирского казачьего института. Здесь происходит верстание – прием в казаки. Мы стараемся принести пользу нашим братьям-казакам, и казачество тянется к Богу. Собственно, в наше трудное время только совсем уж неразумный человек не вызывает ко Господу. Как говорится, «гром не грянет – мужик не перекрестится». А гром-то уже громыхнул, и не один раз. Поэтому креститься время пришло. И наши казаки в большинстве своем это понимают.
Приглашаем жителей центра России почаще бывать в Сибири. Это принесло бы обоюдную пользу. Может быть, проект возрождения знамени Ермака должен стать общероссийским, чтобы напомнить всем о Сибири. Кстати, в 2026 году Культурной столицей России будет Омск, и заслуженно. Думаю, что наше дело является органичной частью большого мозаичного панно истории и культуры Сибири.
Хотелось бы также сказать, что я очень рад еще раз в своей жизни присоединиться к тому содружеству людей, которое собрал вокруг добрых дел Фонд Архангела Михаила. Думаю, что еще много людей в течение долгого времени будет участвовать в этом содружестве Архистратига Божия Михаила, Грозного воеводы, и это очень важно.
С митрополитом Дионисием (Порубаем)
беседовала Алина Сергейчук
12 августа 2025 г.