По России вновь прошел Великорецкий крестный ход. В этом году из Вятки (Кирова) вышли 22 000 человек. Три дня они шли по лесам, болотам и проселочным дорогам, неся с собой святыню – Великорецкий образ святителя Николая Чудотворца. Так они вновь исполнили обет, почти 700 лет назад данный предками. Тогда, в 1383-м году, на берегу реки Великой обрели чудотворный образ святителя Николая. В 1392-м его перенесли в г. Хлынов (позднее Вятка, затем Киров), в места более населенные и безопасные. Но пообещали ежегодно возвращать его на место обретения и молиться там, что и совершается по сей день.
Великорецкий образ святителя Николая Чудотворца
Икона Николы Великорецкого – святыня всероссийского значения. Почитание ее было столь велико, что по присоединении Казани, в 1555-м году, Иоанн Грозный велел пронести чудотворный образ через вновь обретенные земли, затем в Москву – и потом возвратить на прежнее место. Так – молитвой к Угоднику Божию – Царь духовно укреплял новые границы Руси.
Никоновская летопись сообщает:
«И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней Новгород, а Окою вверх до Коломны, а с Коломны Москвою-рекою вверх… А с Вятки к Москве ездили с чудотворным образом поп Георгий да Феодот с братиею…».
Николе Великорецкому Грозный Царь посвятил один из приделов возведенного им собора Покрова на Рву. Еще раз святыня побывала в Москве по одолении Смуты – в 1614-м году, по указанию Государя Михаила Феодоровича Романова.
Крестный ход из Хлынова в Великорецкое первоначально был приурочен ко дню Николы Вешнего – 22 мая по новому стилю. В 1668-м году для чудотворного образа установили особый праздник – 6 июня по новому стилю, и торжества стали совершаться в этот день. Первые 300 лет паломники с иконой передвигались по рекам – на плотах и лодках. В 1778-м году был проложен сухопутный маршрут. Великорецкий крестный ход не прекращался даже в советское время, когда храмы были закрыты, а чудотворный образ таинственным образом исчез. Верующие все равно проходили путь от Вятки до Великорецкого – тайно, небольшими группами, молясь про себя… Через старинные села Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Великорецкое, Медяны, Филейское. Что же за сила вела и ныне ведет крестоходцев?
Тайна пути
Мне довелось лишь слегка прикоснуться к благодати Великорецкого: с коллегами из Фонда Архангела Михаила, принявшего участие в реставрации храмового комплекса, я побывала на встрече чудотворного образа и посвященных ему службах. Этого хватило, чтобы изумиться благодати этого места и восхититься духовной силой крестоходцев. Людей, которые проходят пешком 150 километров, ночуют в палатках, отстаивают огромные очереди за кашей и чаем, делятся друг с другом секретами, как не сбить ноги до крови, – и все равно сбивают… Приходят в Великорецкое усталые, но радостные.
И говорят, что идущего впервые несет на руках святитель Николай, – а сами проходят крестный ход по 3, 5, 15 раз – из года в год! Божественная помощь, пребывающая с ними, очевидна: лишь она может дать людям такую силу, ясность и спокойствие духа. Мужчины и женщины, ребятишки, старики… Кто-то основательно обустраивает свой быт: палатка, газовая горелка… Кто-то отважно ночует под открытым небом в спальном мешке.
– В Москве я часто просыпаю воскресную литургию, – делится радостная, аккуратная Ксения, – глядя на нее трудно поверить, что она проделала пеший путь от Вятки до Великорецкого. – А здесь – хочется хоть раз в год принести благодарность Богу. Господь страдал, а мы в своей жизни даже доли этого не понесли. Хочется испытать себя – и каждый раз в крестном ходе это открывается по-своему. А вообще, мы все помогаем друг другу, и идти не так уж сложно.
Один из многочисленных приходских палаточных лагерей– Любовь к подвигам в хорошей компании и под дождем, – с улыбкой дополняет ее слова Андрей, которого мы тоже спросили о том, что привело его сюда.
Крестный ход – делание соборное, и, может быть, в этом еще один его важный духовный смысл. Вырваться из обычного для нашего времени индивидуализма, начать мыслить категорией «мы» – и поступать соответственно.
«В первый день ты еще сам в себе, – рассказывает паломник, – а потом начинаешь замечать других. Вот, ты прибавил шаг, а в твоей группе пожилая женщина еле успевает…».
Многие отправляются в путь приходами, во главе со священниками. На палаточных городках, установленных крестоходцами по всему Великорецкому и в лесу вокруг него, видны флаги и таблички: «Приход Троицкого храма пос. Верхошижемье», «Приход храма Сорока мучеников Севастийских»...
Великорецкий паломник
Кто-то организует свой путь сам, кто-то пользуется помощью устроителей крестного хода: на всем его протяжении действуют передвижные камеры хранения. Утром паломники могут сдать в них палатки и все вещи, которые не понадобятся им в течение дня, а на вечернем привале – забрать. Движение десятков тысяч человек строго организовано, соблюдается послушание. Подъем около двух часов ночи, в три – отправление в путь. В Вятской губернии в начале лета почти белые ночи: темнота наступает часа на полтора. Днем бывает жарко, а ночами палатки нередко покрываются инеем. Вятку называют Воротами Русского Севера – и это чувствуется. А какие здесь леса! Высокие, густые, хвойные...
Душа крестного хода – молитва. На ходу паломники почти непрерывно читают акафист Святителю Николаю, а в промежутках совершают Иисусову молитву. «Без молитвы будет слишком тяжело», – делятся опытные. Реальность духовного мира здесь очевидна, а преодоление себя помогает оторваться от привычной суеты и обратить ум к Богу. А сколько совершается чудес – малых, зачастую до смешного простых, помогающих в трудном пути и щадящих людские слабости. Одна паломница очень захотела… колбасы – так отреагировал на непривычные труды организм горожанки. И… на привале обнаружила аккуратный свежий батон варено-копченой – быть может, забытый кем-то, а может… Бог весть! Но как же трогательна забота святителя Николая!
Идти по лесам нелегко: земля во многих местах покрыта глубокими колеями, которые оставили лесовозы. В них стоит почти не просыхающая вода, поэтому непременный атрибут крестоходца – высокие резиновые сапоги или пакеты, которые надевают на ботинки. Кто-то покупает дорогую трекинговую обувь, кто-то создает мудреную конструкцию: в большие сапоги из ЭВА засовывает сланцы – говорят, это помогает уберечь ноги от влаги и мозолей.
Крестоходцы
В Великорецком
…Крестный ход приближается к Великорецкому. Вы ожидаете его и ловите себя на ощущении Пасхальной ночи, момента перед первым «Христос воскресе». Тихая благодатная радость, которая вот-вот сменится громким ликованием. Еще никого не видно – но чувствуется, что приближается нечто великое. И вот – встреча. Звонят колокола Великорецкого града – так издревле именуют храмовый комплекс, возведенный в селе. Навстречу чудотворной иконе выходит малый крестный ход. Встречающие святыню люди выстраиваются, чтобы ее пронесли над их головами. Вместе с другими людьми вы склоняетесь перед иконой, её проносят над вами – и вы чувствуете благодать.
У Никольского собора Великорецкого града по прошествии крестного хода
Еще недавно пустое село заполняется людьми. У величественного Никольского собора – молебен перед чудотворной иконой. Вслед за ним начинается всенощное бдение: его служат в храме, а затем образ переносят на берег реки, и молитва продолжается там. Ночью – три Божественных литургии: в полночь, в 2 и 4 часа – в Никольском и Преображенском храмах. Утром – еще две, на берегу реки Великой. Кульминация духовного торжества – поздняя литургия на реке. На берегу стоит необычная миниатюрная церковь из дерева. Её передняя стена открывается наружу двумя створками – а на них иконы, как бы иконостас. Эта, почти игрушечная, церковка служит алтарём во время Великорецкой литургии. В ней совершается таинство, а народ молится под открытым небом. Солнце в зените, и многие скрываются от него под сенью сосен. Там же стоят палатки – в них ночевали крестоходцы. Кто-то и сейчас лежит на походном коврике, издали внимая богослужению.
Причащение из множества Чаш – и новое событие: освящение реки. Архиерей с крестом сходит к самой воде, читает молитву... Река Великая совсем невелика – неширокая и мелкая. Зато разительно напоминает Иордан! По освящении воды люди сходят в реку: у одних мостков – мужчины, у других женщины... Кажется, что ты вдруг перенесся на полторы тысячи лет назад и присутствуешь – нет, участвуешь в Крещении Руси! Вода холодная и быстрая.
Литургия на берегу реки Великой
Заканчивается служба, но духовное торжество не кончается. Люди омываются в реке и источнике, отдыхают, делятся впечатлениями – и, конечно, молятся перед чудотворными иконами. Да-да, мы не оговорились, в Великорецком сейчас два чудотворных образа святителя Николая. Первый – древний список, сделанный в XVII веке с той иконы, которую обрел в 1383-м году крестьянин на берегу реки Великой. Сам чудотворный образ исчез в советское время, когда был закрыт Вятский Трифонов монастырь, где он пребывал. Но Бог поругаем не бывает! По вере православных та же благодать ныне пребывает на сохранившемся списке. Этот список, как и древний образ, приносят в Великорецкое крестным ходом – а в остальное время он находится в Трифоновом монастыре.
Новоявленная святыня
Икона святителя Николая Чудотворца, явленная в 2016 году на куске металла
Совсем недавно, в 2016-м году, Господь даровал Великорецкому еще одну святыню! История ее обретения наводит на мысль об удивительном смирении нашего Господа и Его великого святителя. Изображение святителя Николая чудесным образом проявилось на ржавой железной пластине, которой закрывали техническое окно в коровник! Чудо произошло в зимний праздник Святителя Николая 19 декабря 2016 года – в день, когда совершилась первая после почти столетнего запустения служба в Никольском соборе Великорецкого подворья. Днем 21 декабря братия пришли к коровнику на работу и обнаружили, что на металле появился лик святителя – тоненький слой краски.
Это стало потрясением – особенно для несшего в коровнике послушание Михаила. «Я же сам делал ее! Это чудо!» – повторял он, указывая на пластину. Еще за 2 дня до чудесного явления он видел ее – и это был обычный старый металл. Оборотная сторона пластины так и оставалась заржавленной – впоследствии ее очистили. По молитвам перед этой иконой стали совершаться чудеса, которые записывают в специальной книге. Что это, как не живое свидетельство, что святой Николай и ныне пребывает на избранном им месте и особо помогает молящимся ему там?
Ближе к вечеру праздничного дня в Никольском храме совершается акафист перед Чудотворной иконой. Кто-то прощается со святыней – собирается ехать восвояси, а кто-то продолжит движение – до завершения крестного хода ещё два дня, в Вятку он придет 8 июня. Икону Святителя Николая понесут иным путём, через другие леса и села. И там, так же как и в первые дни крестного хода, его будут встречать с молитвой и радостью.
Местные жители будут топить бани для усталых крестоходцев, пускать их в свои дома и на участки – с палатками. Так живёт Святая Русь – как и 200, и 500 лет назад. Великорецкий крестный ход связал века и пространства – и сегодня он совершается, и его феномен трудно объяснить словами, но нельзя не принять сердцем, прикоснувшись к нему.
P.S. Многие хотят пойти в Великорецкий крестный ход, но опасаются, не зная, что и как организовать. Им могут помочь советы на сайте и в телеграм-канале крестного хода.
Великорецкий крестный ход
Основное:
– Крестный ход движется с трех часов ночи до вечера – примерно до 20.00. Переходы занимают в среднем по полтора часа, после каждого – привал. В селах, расположенных на маршруте крестного хода, паломников встречают, совершаются службы, молебны. Крестный ход сопровождает карета скорой помощи. При необходимости у медиков можно попросить лекарства, обратиться по поводу травм и недомоганий. Паломников, у которых возникли серьезные проблемы со здоровьем, эвакуируют.
– Рекомендуется взять с собой палатку, туристический коврик-пенку, спальный мешок, средства для защиты от комаров. Хопка-подпопник позволит не садиться на голую землю. Очень важно обеспечить защиту от влаги: плащ, который будет закрывать не только вас, но и рюкзак. Вещи в рюкзаке, особенно спальный мешок, стоит упаковать во влагонепроницаемые пакеты. Не забудьте медикаменты, личную посуду, средства гигиены – в том числе влажные салфетки, зарядное устройство и переносной аккумулятор (пауербанк) для телефона, чтобы оставаться на связи. Важно взять пластырь – избежать возникновения мозолей удается немногим. Не стоит пренебрегать средствами от солнечных ожогов и солнцезащитными очками. Пригодится эластичный бинт – с его помощью можно защитить суставы ног, натруженные ходьбой с тяжелым рюкзаком. Налобный фонарик тоже пригодится.
– Следует иметь в виду, что днем может быть очень жарко, а ночью холодно, весьма вероятны дожди, и запастись удобной одеждой на все случаи, в том числе термобельем.
– Особое внимание следует уделить удобству обуви и носков. Опытные крестоходцы рекомендуют трекинговые мембранные носки с пальцами. Также пригодятся шерстяные – их вы сможете надевать на привалах. Носков стоит брать с собой побольше. Обуви нужно иметь не менее двух пар, она должна быть крепкой, но хорошо разношенной и достаточно свободной – на размер больше обычного. Чтобы не было слишком свободно – вложите в нее стельку, потом, возможно, уберете ее. Рекомендуют резиновые сапоги и трекинговые сандалии, кроссовки или ботинки со скошенной пяткой и мыском. В любом случае выбирайте обувь на толстой амортизирующей подошве, чтобы не сбить ноги на асфальтированных участках пути. Для привалов возьмите шлепанцы или легкие сандалии, чтобы давать ногам отдохнуть. Для дождливого времени и мокрых участков пути – резиновые сапоги, лучше из ЭВА: они легче. Голенища сапог должны чем-то закрываться, чтобы в них не наливалась вода.
– Стоит заранее сделать прививку от клещевого энцефалита, если она не сделана – взять с собой средство от клещей.
– Ночевать лучше всего в собственной палатке, которую на время переходов можно сдавать в камеру хранения. Чтобы она не промокла, поможет накинутая сверху пленка, закрепленная канцелярскими прищепками. Помимо этого, организаторы крестного хода предоставляют большие армейские палатки, договариваются со школами в деревнях о ночевке в спортзалах, пускают на ночлег и местные жители – но на всех мест все равно не хватает.
– В камере хранения вещи паломников убирают в мешки, в них же их и выдают. Чтобы было удобнее переносить эти увесистые мешки без ручек, стоит взять с собой хозяйственную тележку – и тоже сдавать ее в камеру хранения.
– Приходы, принимающие паломников на остановках в деревнях, предоставляют им бесплатное питание. Также горячую пищу выдают вечерами на стоянках, но во время движения вам наверняка захочется есть и пить – следует запастись необходимым. На переход стоит брать с собой бутылку воды объемом 0,7 – 1 литр. Многие крестоходцы берут газовые горелки, запас крупы, консервов. Все это сдают в камеру хранения, а на привалах готовят пищу, избегая необходимости стоять за ней в очередях.