Куликовская битва – ключевой момент в истории России. Знаменательно, что она состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Многим известно, что русских воинов, объединенных под стягами Димитрия Донского, благословил на бой преподобный Сергий Радонежский. Что Игумен земли Русской послал с воинами двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Но в чем состоял смысл этого благословения, кажется, не имевшего аналогов в русской истории? И почему Пересвет и Ослябя прославлены в лике святых – только ли за сам факт сочетания монашеского и воинского служения?
Ища ответ на эти вопросы, понимаешь, как важна была духовная составляющая в деле освобождения Руси от татаро-монгольского ига, значимым моментом которого стало Куликовское сражение. Известно, что преподобный Сергий духовно объединил Русь – и благодаря этому стало возможно обретение независимости, которую наша страна потеряла именно из-за усобиц между княжествами. Авва Сергий примирял враждующих князей, а его ученики, основывая монастыри в разных концах страны, способствовали духовному пробуждению русских людей. Уходила подавленность, приходила вера и надежда на Бога, готовность к самоотверженному служению Ему, а значит – и родной земле. Кульминацией этого стала Куликовская битва, о которой философ Лев Гумилев мудро сказал, что «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские».
Когда благоверный князь Димитрий Донской пришёл к преподобному Сергию Радонежскому просить благословения на бой против грозившего Руси Мамая, игумен прежде всего спросил, можно ли избежать столкновения: откупиться данью, изъявлением покорности. Димитрий ответил, что предпринял все попытки к замирению, но монголы жаждут крови. Тогда преподобный благословил русское войско и предрек ему победу. Он послал с Димитрием двух бывших бояр, а ныне иноков Пересвета и Ослябю. При этом – благословил их не возлагать на себя воинских доспехов, лишь схимы с изображением креста. Преподобный произнес: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных. Мужайтесь, яко добрые воины Христовы!»
Схима – высшая, самая строгая степень монашеского отречения от мира. Мы доподлинно не знаем, были ли к тому моменту Пересвет и Ослябя схимонахами. А может быть, авва Сергий постриг их схиму непосредственно перед началом похода – как многие в то время принимали схимнический постриг, готовясь к смерти? Тогда это было знаком особой готовности умереть за Родину. Почему он сделал это, стало ясно некоторое время спустя.
…Стоят напротив друг друга две рати. Ощерились копьями полки. Но прежде, чем битва началась, перед татарским войском, гарцуя на огромном коне, выехал богатырь Челубей. Был он велик ростом, горд и грозен, слыл непобедимым. В татаро-монгольском войске служили представители разных народов со всей Азии. Есть данные, что половец Челубей был не обычным богатырем. Он прошел посвящение на Тибете, где приобщился к тайным знаниям древней демонической религии бон-по и достиг степени «бессмертного». Идя в бой, он призывал на помощь бесов. Те парализовывали волю противника, а своего служителя наделяли нечеловеческой силой. В этом и состоял залог непобедимости Челубея. Русскому воину, дерзнувшему вступить в бой с этим знаменитым поединщиком, предстояло фактически сразиться с бесом, вселившимся в человеческое тело. Неудивительно, что никто не решался принять вызов. В рядах защитников Руси возникло замешательство. И тогда вперед выехал Пересвет – немолодой воин в схимническом одеянии. «Не смущайтесь – обратился он к соратникам – велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас равного себе; но я желаю с ним переведаться, выхожу во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного!» Пересвет уповал не столько на себя, сколько на Христа. Он окропил себя святой водой, испросил у всех прощения – и пошел на бой.
Это был не столько поединок двух богатырей, сколько битва добра и зла, Христа и велиара, сердечной молитвы и бесовских заклинаний. За своего духовного сына молился в монастыре преподобный Сергий – житие свидетельствует, что пока шла Куликовская битва, он стоял на молитве и по именам поминал убиенных православных, по благодати Божией видя поле сражения. Молился и стоявший неподалеку, в войске, собрат-инок – Андрей Ослябя. И конечно, сам схимонах Александр пламенел молитвой ко Христу! Эта сердечная молитва одолела демонические козни. Схима с крестом оказалась самым сильным оружием!
Но помимо боя духовного, было и земное сражение. Исторические источники сохранили сведения, что богатырь Челубей сажался огромным копьем – «в целую сосну», на метр длиннее обычного! Шансов победить его практически не оставалось: соперник рисковал быть пробитым насквозь или, как минимум, выбитым из седла, даже не нанеся удара грозному половцу! Но мы помним, что по благословению своего духовного отца Пересвет шел в бой без кольчуги. И именно на это он возложил свою надежду победить – отбросив мысль о собственной земной жизни. Он сознательно шел на смерть, на мученичество. Когда богатырские кони помчали всадников навстречу друг другу, схимник выставил вперед копье – и, уже пробитый насквозь грозным оружием противника, смог удержаться в седле и с ходу пронзить Челубея. Оба замертво пали на землю. Но сам факт убиения «бессмертного» поединщика был воспринят как победа над ним. Она потрясла современников и сохранилась в истории, стала залогом победы русского войска.
Нам часто кажется, что служение Богу – это хорошо, но судьбы народов решают дела земные. Однако духовный мир намного ближе, чем видится. Не будь преподобного Сергия, не соверши своего подвига послушный ему схимонах Пересвет – кто знает, каковы были бы судьбы Руси? А потому святость и грех оказывают самое реальное воздействие и на политику, и на войны. Поэтому быть верными Богу и просить помощи у наших святых предков – дело государственной важности. И в нынешних непростых исторических обстоятельствах нам очень важно просить святых – в частности, преподобных Сергия Радонежского, Александра Пересвета и Андрея Ослябю – о заступничестве за Россию.
В московском районе Гольяново, близ строящегося храма преподобного Сергия Радонежского, готовится установка памятника этому великому угоднику Божию. Памятник святому – это как бы посредник между храмом и светским человеком, еще не готовым войти под церковные своды. Встречая его на улице, среди обыденной суеты, он напоминает о вечном. Больше узнать о проекте создания этого памятника, сбор средств на который ведется всем миром, попечением православного Фонда Архангела Михаила, можно здесь.
Картины художника Павла Рыженко из цикла «Куликово поле»