Суть униатства: исповедуя политические лозунги, УГКЦ перестает быть Церковью Божией

0
535
Время на чтение 3 минуты

Профессор Киевской духовной академии протоиерей Алексий Добош комментирует захват греко-католиками православного храма в Коломые и оправдания лидеров УГКЦ.

 

- Как Вы относитесь к ситуации относительно захвата православного храма грекокатоликами в Коломые?

- Сейчас СМИ повторяют заявления, сделанные представителями УГКЦ (начиная от коломыйских «капелланов» до Верховного Архиепископа Святослава Шевчука). При этом сам акт религиозного вандализма характеризуется в диапазоне от «неуместности в противостоянии» до восстановления исторической справедливости. И на весы ставят с одной стороны патриотизм, с другой - выискивание «руки Москвы».

В противовес этим нелепостям я хочу вспомнить основополагающую истину, которая одновременно является и основным критерием оценки церковной истории: история Церкви - это демонстрация в пространстве и времени положенной Христом на основанную Им структуру миссии спасения человека. То есть это не только синтез событий, обстоятельств и личностей снизу, а и выражение того, насколько все эти события, обстоятельства и личности выполняют данную Богом спасительную миссию сверху. Интересы православного храма в Коломые - не случайная неуместность, но лакмусовая бумажка церковности УГКЦ.

Духовно-экклесиологическая пустота провозглашенного в 1596 году присоединения части Православной Церкви к Римско-Католической в пределах польско-литовской государственности определялась актом образования новоявленного сообщества и получила название униатской (позже Грекокатолической) Церкви: уния возникла из причин внецерковных как результат синтеза тогдашней миссионерской деятельности Рима, восточной политики Речи Посполитой и корыстолюбивых интересов части православной иерархии. В качестве компенсирующего фактора своей духовно-экклесиологической пустоты Брестская уния присваивает себе некое своеобразное монопольное право возглавления национально-освободительных идей украинского народа, ставя свое общественно-политическое мессианство выше выполнения Христовой Миссии.

Демонстрацией этой экклесиологической дисфункции УГКЦ и является захват православного храма в Коломые: общественно-политическое мессианство украинских грекокатоликов хоронит данную Богом миссию спасения человека. Исповедуя и реализуя идеологию политических лозунгов, УГКЦ перестает быть Церковью Божией.

- Что Вы можете сказать по поводу самого «грозного» аргумента грекокатоликов - исторической справедливости, мол, все храмы, которые принадлежали грекокатоликам, должны быть возвращены им?

- Все, кто апеллирует к исторической справедливости, должны осознавать, что она измеряется не выдергиванием выгодного для себя факта, а комплексной оценкой. Берется, например, какая-нибудь дата освящения храма униатским митрополитом середины XVIII века, на основании которой и провозглашаются претензии на право принадлежности. Но платформой исторической справедливости является как раз другое: на Прикарпатской земле сотни лет жили православные русины (именно так они себя называли вплоть до конца XIX века), которых насильно (!) перевели в унию после измены Иосифа Шумлянского с 1700 года. Повторяю, эти русины - украинский народ - унии НЕ выбирали и не принимали, их в унию перевели силой государственного принуждения Речи Посполитой. Таким образом и этот храм в Коломые и сотни ему подобных оказались в унии. Зарваницкая чудотворная икона, Гошев, Уневский монастырь - эти православные святыни насильственно отобраны у православных и переданы униатам.

Поэтому принцип исторической справедливости не нужно путать с элементарным разбоем, на который капелланы-исполнители имеют, с одной стороны, санкцию своей иерархии, а с другой - шумную индульгенцию местного общества.

- Из Вашего ответа следует, что Православная Церковь имеет много оснований предъявлять встречные иски именно в русле исторической справедливости?

- Я не уполномочен говорить от имени УПЦ, но выскажусь, располагая точкой зрения науки и своей личной: Православная Церковь не ставит земное измерение исторической справедливости выше Божьего Промысла, для нее крайне важен экклесиологический принцип: все, на что есть Божий Промысел в настоящее время и в данном месте, нужно привести к Всевышнему. Принцип исторической справедливости служит для формирования личных убеждений и личной позиции православного христианина в Божьем Промысле, но не выше его.

Беседовали Наталья Горошкова и Дмитрий Марченко

Источник: Православная жизнь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Марченко
Проект «Томос» и его перспективы
Уже почти пять месяцев, как объединенная команда украинских раскольников получила Томос от Константинопольского Патриархата
30.05.2019
Кому более всего выгоден раскол в украинском православии
Как униаты в Украине расширяют влияние за счет православных
19.02.2019
Что не так с этим томосом?
Кто и зачем форсирует автокефальный вопрос в Украине
21.09.2018
Все статьи Дмитрий Марченко
Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06