Суть униатства: исповедуя политические лозунги, УГКЦ перестает быть Церковью Божией

Профессор Киевской духовной академии протоиерей Алексий Добош комментирует захват греко-католиками православного храма в Коломые и оправдания лидеров УГКЦ.

 

- Как Вы относитесь к ситуации относительно захвата православного храма грекокатоликами в Коломые?

- Сейчас СМИ повторяют заявления, сделанные представителями УГКЦ (начиная от коломыйских «капелланов» до Верховного Архиепископа Святослава Шевчука). При этом сам акт религиозного вандализма характеризуется в диапазоне от «неуместности в противостоянии» до восстановления исторической справедливости. И на весы ставят с одной стороны патриотизм, с другой - выискивание «руки Москвы».

В противовес этим нелепостям я хочу вспомнить основополагающую истину, которая одновременно является и основным критерием оценки церковной истории: история Церкви - это демонстрация в пространстве и времени положенной Христом на основанную Им структуру миссии спасения человека. То есть это не только синтез событий, обстоятельств и личностей снизу, а и выражение того, насколько все эти события, обстоятельства и личности выполняют данную Богом спасительную миссию сверху. Интересы православного храма в Коломые - не случайная неуместность, но лакмусовая бумажка церковности УГКЦ.

Духовно-экклесиологическая пустота провозглашенного в 1596 году присоединения части Православной Церкви к Римско-Католической в пределах польско-литовской государственности определялась актом образования новоявленного сообщества и получила название униатской (позже Грекокатолической) Церкви: уния возникла из причин внецерковных как результат синтеза тогдашней миссионерской деятельности Рима, восточной политики Речи Посполитой и корыстолюбивых интересов части православной иерархии. В качестве компенсирующего фактора своей духовно-экклесиологической пустоты Брестская уния присваивает себе некое своеобразное монопольное право возглавления национально-освободительных идей украинского народа, ставя свое общественно-политическое мессианство выше выполнения Христовой Миссии.

Демонстрацией этой экклесиологической дисфункции УГКЦ и является захват православного храма в Коломые: общественно-политическое мессианство украинских грекокатоликов хоронит данную Богом миссию спасения человека. Исповедуя и реализуя идеологию политических лозунгов, УГКЦ перестает быть Церковью Божией.

- Что Вы можете сказать по поводу самого «грозного» аргумента грекокатоликов - исторической справедливости, мол, все храмы, которые принадлежали грекокатоликам, должны быть возвращены им?

- Все, кто апеллирует к исторической справедливости, должны осознавать, что она измеряется не выдергиванием выгодного для себя факта, а комплексной оценкой. Берется, например, какая-нибудь дата освящения храма униатским митрополитом середины XVIII века, на основании которой и провозглашаются претензии на право принадлежности. Но платформой исторической справедливости является как раз другое: на Прикарпатской земле сотни лет жили православные русины (именно так они себя называли вплоть до конца XIX века), которых насильно (!) перевели в унию после измены Иосифа Шумлянского с 1700 года. Повторяю, эти русины - украинский народ - унии НЕ выбирали и не принимали, их в унию перевели силой государственного принуждения Речи Посполитой. Таким образом и этот храм в Коломые и сотни ему подобных оказались в унии. Зарваницкая чудотворная икона, Гошев, Уневский монастырь - эти православные святыни насильственно отобраны у православных и переданы униатам.

Поэтому принцип исторической справедливости не нужно путать с элементарным разбоем, на который капелланы-исполнители имеют, с одной стороны, санкцию своей иерархии, а с другой - шумную индульгенцию местного общества.

- Из Вашего ответа следует, что Православная Церковь имеет много оснований предъявлять встречные иски именно в русле исторической справедливости?

- Я не уполномочен говорить от имени УПЦ, но выскажусь, располагая точкой зрения науки и своей личной: Православная Церковь не ставит земное измерение исторической справедливости выше Божьего Промысла, для нее крайне важен экклесиологический принцип: все, на что есть Божий Промысел в настоящее время и в данном месте, нужно привести к Всевышнему. Принцип исторической справедливости служит для формирования личных убеждений и личной позиции православного христианина в Божьем Промысле, но не выше его.

Беседовали Наталья Горошкова и Дмитрий Марченко

Источник: Православная жизнь
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дмитрий Марченко:
Проект «Томос» и его перспективы
Уже почти пять месяцев, как объединенная команда украинских раскольников получила Томос от Константинопольского Патриархата
30.05.2019
Кому более всего выгоден раскол в украинском православии
Как униаты в Украине расширяют влияние за счет православных
19.02.2019
Что не так с этим томосом?
Кто и зачем форсирует автокефальный вопрос в Украине
21.09.2018
Все статьи автора
Наталья Горошкова:
Как отличить истинную апостольскую Церковь от лжецерквей: верный способ
В преддверии Собора Элладской Церкви и возможного признания т. н. ПЦУ редакция «Православной Жизни» попросила митрополита Антония (Паканича) прокомментировать ситуацию
07.10.2019
«Горе тому, кто борется с Церковью» - митр. Антоний (Паканич) о захвате Успенского храма раскольниками
Комментарий Управделами УПЦ Митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича) по поводу агрессивных действий активистов т. н. «ПЦУ»
27.08.2019
Все статьи автора
Алексий Добош:
Все статьи автора