На турецких авиабазах - «оранжевый» уровень тревоги
Турция продолжает пикировку с Россией по поводу якобы имевшего место нарушения турецкого воздушного пространства российским Су-34. Премьер Ахмет Давутоглу заявил, что Москва должна дать НАТО объяснения по поводу инцидента. В Минобороны РФ парировали возражением, что никакого нарушения не было, а Анкара «грубо использует» страны Запада и НАТО, втягивая их в «мутную историю». Если нарушение было, почему не предъявлены доказательства? В НАТО объяснили, что данные об инциденте засекречены и решение об их обнародовании должна принимать Турция. Но последняя никаких доказательств не предъявляет, ограничиваясь лишь словесными обвинениями. Что касается американцев, то их, похоже, нисколько не интересует установление истинных обстоятельств происшедшего. Представитель Министерства обороны США Марк Райт, не вникая в подробности, подтвердил прозвучавшие с турецкой стороны обвинения.
Обращает на себя внимание, что на этот раз Анкара действует не исподтишка, а открыто демонстрирует готовность к силовому противостоянию с РФ. Правда, публично должностные лица страны это пытаются опровергать. «Турция ни в коей мере не пытается идти по пути эскалации напряженности с РФ, однако она всегда демонстрирует необходимую чувствительность в охране своего воздушного пространства», - заявил А. Давутоглу на пресс-конференции в Эр-Рияде, где он находился с визитом 31 января.
В воскресенье 31 января ВВС Турции были приведены в повышенную боевую готовность, на авиабазах объявили «оранжевый» уровень тревоги. В сообщениях указывается, что повышенный уровень боеготовности в прямом смысле означает «полную готовность ко всему». Пилотам турецких ВВС, таким образом, дали официальное право реагировать на угрозы, не согласовывая действия с командованием.
Вполне возможно, что турки специально пошли на обострение, чтобы добиться от Москвы встречных шагов. Не случайно Р. Эрдоган постоянно твердит о необходимости налаживать контакты с Москвой, в том числе в военной сфере. Например, согласовывать полёты авиации вблизи турецко-сирийской границы. Президент Турции попытается выйти на личный контакт с Владимиром Путиным. Это типичный провокационный и по-восточному коварный ход.
Мечты турецких лидеров - возрожденная Османская империя
До последнего времени турецкая внешняя политика определялась двумя направлениями. Одно из них выражал бывший премьер-министр Сулейман Демирель (умер 17 июля 2015 г.), второе тоже ныне покойный президент Тургут Озал (умер отравленный лимонадом 17 апреля 1993 г.). Именно из высказываний этих двух деятелей легко прояснить основную цель нынешней внешней политики этой страны. Памятуя о причинах развала Османской империи, крайне неоднородной по национальному составу, Анкара пытается возродить ее, но на качественно ином уровне - из тюркоговорящих государств, а также окружить планируемое образование «поясом» из зависимых стран.
Турецкая газета «Миллиет» приводит слова бывшего президента Т. Озала о том, что правящий режим должен поставить вопрос о границах существовавшей когда-то Османской империи в центр своих интересов с тем, чтобы снова стать империей в XXI веке. На первом этапе реализации «неоосманского плана» он предлагал расширить зону так называемого черноморского экономического сотрудничества на территории, простирающейся между Каспийским и Адриатическим морями, и создать в конечном счете союз тюркоговорящих государств.
Примечательно, что в отличие от Османской империи, стремившейся к экспансии на Запад и в Средиземноморье, нынешнее турецкое руководство делает ставку на восточное направление, при этом не забывая о своих традиционных партнерах - США и странах Западной Европы. «Это правда, что мы приняли меры предосторожности, чтобы защитить нашу границу, - сказал А. Давутоглу в интервью Kanal 7. - Если возникнут угрозы нашей безопасности с противоположной её стороны, будет дан соответствующий приказ. Но никто не должен считать, что Турция вторгнется в Сирию завтра или в ближайшем будущем».
Турция - проблемный сосед
Вообще-то, у Сирии с Турцией давние натянутые отношения. Имеется территориальный спор: Сирия претендует на 4,7 тыс. кв. км в районе Александретты, который в 1930 г. Франция, осуществлявшая в те времена тамошнее управление по мандату Лиги Наций, передала туркам. Конфликт есть и по поводу воды. Турки построили в верхнем течении Евфрата гидросооружения, и сток воды упал, что ущемляет интересы сирийцев.
Не менее, если не более серьезны политические разногласия. На территории Сирии скрываются бойцы запрещенной в Турецком государстве Курдской рабочей партии (КРП). И Анкара ищет способ, что называется, одним ударом разрубить этот узел.
Её официальная позиция заключается в том, что она оказывает «гуманитарную помощь» Сирии. В Турции уже создан аналог марионеточного сирийского правительства - переходный Сирийский национальный совет со штаб-квартирой в Стамбуле. Примечательно, что Совет создан из граждан западных государств.
У Турции в 2012-2013 гг. был план создания «санитарного кордона» на севере Сирии - практически захвата части территории чужой страны, которую предполагалось использовать для размещения беженцев. Понятно, что гуманитарная подоплека таких мер в том, чтобы предоставить убежище покинувшим свои дома сирийцам, давая им возможность оставаться в Сирии, но при этом избежать практикуемой режимом Б. Асада депортации. Главное для Турции - не допустить притока к себе беженцев через границы, предотвратить увеличение курдского населения на территории Турции за счет нескольких тысяч курдских беженцев из Сирии. Подобное уже случалось в 1991 г. Проект «санитарного кордона» застопорился, когда турецкая армия оказалась вовлечена во внутриполитические дрязги и судебные разбирательства, связанные с коррупцией.
Гражданская война в Сирии перешла в решающую фазу, за прошедший год курды существенно повысили эффективность своей армии, а многие каналы «подпитки» ДАИШ из Турции в этом регионе были ликвидированы. Кроме того, сирийские курды и их отряды народной самообороны за последнее время также достигли больших успехов в борьбе против «Исламского государства», взяв под контроль обширные области на севере Сирии, граничащие с Турцией. Пятилетняя кампания Реджепа Эрдогана по свержению Башара Асада с помощью вооруженной оппозиции ничего существенного не принесла и, кажется, близка к краху. Это особенно видно на фоне последних побед армии Б. Асада, одержанных при поддержке военных России. Чтобы вернуть себе влияние в регионе, Эрдоган может начать радикально реагировать на ситуацию и открыто вторгнуться в Сирию.
«Если бы лидером Турции был не Эрдоган, я бы сказал, что турки не вмешались бы военным способом в северную Сирию, но поскольку у власти именно он, то, я думаю, они это сделают», - отмечает французский эксперт по международным отношениям Жерар Шалианд.
Возможности турецкой армии
Какими силами располагают турецкие вооруженные силы? Армия - самый организованный и мощный государственный институт в этой стране. По численности она занимает в НАТО второе место после США. Непрерывно растут расходы на военные нужды: в 2013 г. - 17,2 млрд. долларов, в 2014-м - 18,9 млрд., в 2015-м - 20,3 млрд. Турция имеет шестой по величине военный бюджет в Европе.
На 2015 год численность вооруженных сил страны (без учета резервистов) составила 410 тыс. человек. При этом в военное время можно легко использовать военно-обученный резерв численностью до 90 тыс. человек, из которых 38 тыс. - это резерв первой очереди. Сухопутные войска составляют основу вооруженных сил страны (примерно 80% от их общей численности), включая в себя 4 штаба армии, 10 корпусов, 3 дивизии (из них 2 пехотные), 40 бригад (9 бронетанковых, 15 механизированных, 11 пехотных, 5 специального назначения, из которых планируется сформировать 2 бронетанковых, механизированную и пехотную бригады), 11 полков, 26 отдельных батальонов пограничной охраны.
На вооружении находится около 3 тысяч танков, правда, более 1,2 тыс. из них - это совершенно устаревшие американские M48, они главным образом выведены на хранение или используются в учебных центрах. Наиболее современным танком в распоряжении сухопутных войск Турции является немецкий «Леопард 2А4», их насчитывается 339 штук. Кроме того, на оснащении состоят 650 БМП (боевая машины пехоты), 3643 БТР (бронетранспортер), 2015 буксируемых и 868 самоходных орудий, более 2000 минометов, более 1600 орудий зенитной артиллерии, 12 американских РСЗО (реактивная система залпового огня) MLRS (227 мм), 80 РСЗО Т-300 «Касигра» (современные китайские РСЗО WS-1 калибра 302 мм), 130 Т-122 «Сакарья» (советская БМ-21 «Град» на турецком автомобильном шасси), более 100 РСЗО Т-107 (старые китайские Туре 63, калибра 107 мм) и 24 собственных буксируемых РСЗО RA7040 калибра 70-мм, 168 самолетов и около 300 вертолетов.
В последние годы Турция стала второй (после Болгарии) страной НАТО в Европе, на вооружении которой имеются оперативно-тактические ракеты. Речь идет о 72 американских ATACMS (оперативно-тактический ракетный комплекс) и не менее 100 собственных оперативно-тактических ракет J-600T, которые были скопированы с китайских В-611.
Наземная ПВО (противовоздушная оборона) представлена устаревшей американской ЗРК (зенитный ракетный комплекс) средней дальности MIM-14 Nike-Hercules (72 пусковые установки), 48 ПУ американских ЗРК средней дальности «Хок-21», а также 84 английскими ЗРК ближней дальности «Рапира». В будущем система ПВО страны будет существенным образом усилена за счет подписанного с Китаем контракта на поставку 12 дивизионных комплектов ЗРК большой дальности HQ-9, который в свою очередь создавался с использованием технологической базы советских (российских) комплексов ПВО С-300.
В составе ВВС служит до 60 тыс. человек. Основу их боевой мощи составляют 168 многоцелевых истребителей F-16С и 40 учебных истребителей F-16D. Большая их часть была произведена по лицензии в самой Турции. Помимо этого на вооружении остаются до 40 устаревших истребителей Canadair NF-5 канадского производства. Также в составе ВВС находятся более 180 учебных самолетов, 7 самолетов-заправщиков KC-135R, два самолета ДРЛО (самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления) «Боинг-737» (всего заказано 4) и до 95 транспортных самолетов. По своей профессиональной подготовке, количеству летных часов (в том числе в горных условиях и на низких высотах), а также морально-психологическому настрою летчики турецких ВВС являются одними из самых подготовленных в ВВС блока НАТО. В регионе Среднего и Ближнего Востока они качественно и количественно уступают лишь ВВС Израиля.
В составе ВМС числится до 50 тыс. человек. В настоящее время турецкий флот является самым сильным флотом на Черном море. Он превосходит условно объединенный флот России и Украины почти в 5 раз. Хотя Черноморский флот России наконец-то начал качественно обновляться современными боевыми кораблями, все же существенно сократить имеющийся разрыв в ближайшей перспективе не удастся.
Иностранных войск на территории Турции нет, однако ВВС США регулярно используют для своих операций авиабазы Инджирлик и Диярбакыр. По опубликованным интернет-ресурсом WikiLeaks данным, на территории базы Инджирлик хранится тактическое ядерное оружие - авиабомбы В-61.
Сухопутные силы дислоцированы в соответствии с оперативными планами Североатлантического альянса. Первая полевая армия (штаб в Стамбуле) размещается в районе Черноморских проливов и Восточной Фракии (европейская часть Турции); 2-я полевая армия (штаб в Малатья) - в районе южных границ страны; 3-я полевая армия (штаб в Эрзинджане) - в районах, прилегающих к границам Армении; 4-я (Эгейская) полевая армия (штаб в Измире) - в районах побережья Эrейского и Средиземного морей. Отдельные армейские корпуса дислоцируются в Центральной Анатолии и в северной части острова Кипр. Помимо регулярных вооруженных сил в стране действуют и другие военизированные формирования. К ним, к примеру, относятся жандармские войска (3 мобильные бригады общей численностью в 218 тыс. человек, оснащенные 56 вертолетами и 535 БТР) и береговая охрана (более 2 тыс. человек).
Непосредственно против Сирии может быть развернута 2-я полевая армия со штабом в Малате. В нее входят: 6-й армейский корпус (Адана) в составе 5-й танковой и 39-й механизированных бригад; 7-й армейский корпус (Диярбакыр) в составе 3-й пехотной дивизии, 23-й пехотной и 70-й механизированной бригад; 8-й армейский корпус (Элазиг) в составе 20-й и 172-й танковых бригад, полка Специального назначения и Кипрской группы войск (28-я и 39-я механизированные дивизии, 14-я танковая бригада, группа Специального назначения). На море у Турции абсолютное превосходство над Сирией. В чем турки бесспорно превосходят сирийцев, так это в средствах связи, разведки (включая БПЛА), системах управления (тут армиям НАТО вообще нет равных).
В целом, однако, силы сторон примерно равны. В противоборстве один на один вряд ли кто-то из них может добиться решительной победы. Тут многое будет зависеть от того, какие страны в случае турецкого вторжения Дамаск и Анкара смогут привлечь в качестве союзников.
(Окончание следует)