А поводом для этого интервью beinenson.news стали накопившиеся у меня вопросы по поводу того, куда же «движется» Союзное государство России и Беларуси в изменившейся геополитической реальности, каковы на самом деле настроения белорусской молодежи и что россиянам и белорусам нужно сделать для того, чтобы между ними не «разверзлась пропасть» как между Россией и Украиной.
- Сергей, на мой взгляд, в России, ситуация в Беларуси на уровне неэкспертном мало кого интересует. С одной стороны, это хорошо, для россиян в стране-соседке ничего не происходит, а лучшая новость - это отсутствие новостей.
С другой стороны, эксперты все же говорят о тревожных вещах - попытках чуть ли не на уровне элит обособиться от единого с Россией культурного и общественного пространства (политический суверенитет Беларуси лично для меня не подлежит сомнению).
А что на самом деле происходит в стране, чувствуется некий дрейф в сторону от России?
- Да, действительно, проблемы белорусско-российских взаимоотношений почему-то перетекли из бытовых задушевных споров на кухне, в плоскость обсуждения экспертами на малорейтинговых ток-шоу, и очень «узко - круглых» столах.
Отсутствие бытового интереса друг к другу налицо. Причины этого, думаю, тоже рассмотрим.
Однако отсутствие новостей от своих ближайших соседей, как показывает жизнь, - иногда звонок очень даже тревожный. До киевского майдана, и что на Украине творится - мало кому было интересно; а вот когда там начался «триллер»...
Это «деньги любят тишину», а люди - существа биосоциальные. Им общаться нужно, в гости друг к другу ходить (по-соседски).
Происходящее сейчас в Беларуси, я не склонен называть дрейфом, в том понимании, в котором его «заюзали» многочисленные эксперты.
Движение («дрейф») есть, но оно не от России на Запад, а такое... свое - создание собственной, отличной ото всех соседей идентичности.
Александр Лукашенко - человек амбициозный, подчас его может где-то занести, тогда он может рассказать страшилку на камеру про то, что уже завтра нас ждут в ЕС, раз в России скидку на что-то не дают, или молоко не берут; но все понимают, что он это не всерьез.
Он опытный политик, потому прекрасно понимает, что лучше быть первым в Минске, чем последним в Брюсселе, где с его бэкграундом ему никогда не стать своим.
Что касается белорусских элит - сказать, чего они хотят, - сложно. В стране всего один политик, а какие там кулуарные страсти вокруг него творятся, известно только тем самым элитам. До населения доходят только слухи, которые рождаются в виде предположений после каких-то громких уголовных дел.
- Вы достаточно молодой человек. И насколько я знаю, общаетесь с самым разным «срезом» именно молодого поколения в стране.
Я бы попросил Вас прокомментировать следующее утверждение, сделанное одним из моих знакомых: «Да, в Белоруссии большинство по прежнему на «волне» политического и общественного единения с Россией. Но проблема в том, что то меньшинство, которое против - это в основном молодежь, за которой будущее». Что Вы думаете по этому поводу? Россия потеряла молодежь Беларуси?
- Действительно, доводится общаться со множеством людей самых разных взглядов. С утверждением Вашего приятеля я согласен, но только отчасти. По моим наблюдениям, нет больше никакой «волны политического и общественного единения с Россией». - была, да вся вышла. Выдохлась. Много лет назад.
Такой феномен, народный порыв вновь стать едиными с большой Родиной - был. Но это было в 90-х. Эта волна и привела нынешнего президента к власти, выбив ее (власть) из рук националистов, кстати, действительно тогда очень сильных и влиятельных.
Удержись они тогда на своих позициях - это была бы совершенно другая страна, и история. Возможно, очень похожая на ту, что сейчас вершится на Украине.
Большинство это чувствовало, и не хотело - потому победил Лукашенко.
Но это все в прошлом, вот уже как лет десять-пятнадцать.
Народы России и Беларуси умеют ждать, но опыт коммунизма (которого ждали 70 лет, а он так и не пришел) все-таки сделал нас не такими доверчивыми к обещаниям политиков.
У них было 20 лет!!!
Одних договоров, протоколов, соглашений на два вагона подписали - столько бумаги перевели, а Союз, каким его ожидали увидеть люди, так и не получился. Видно, не было на это воли политических элит двух стран, раз так и не смогли договориться.
Всерьез в этот Союз сейчас верят, наверное, только те, кому по работе положено верить. Все остальные эксперты и политики только делают вид, что в его строительстве происходит хоть что-то существенное.
Что касается белорусской молодежи, которую потеряла Россия - природа не терпит пустоты. Россия никогда белорусской молодежью не занималась, и делать это абсолютно (надо говорить честно) не умеет.
Белорусской молодежью занималась Польша. Варшава, как и Москва, столица с амбициями. У нее свои планы на Беларусь. Поэтому средства на обработку мозгов населения «Восточных окраин» (Kresy Wschodnie) своей качественной и не очень качественной пропагандой, находила всегда.
Притом Польша деньги тратить умеет. Субсидирует не экономику соседки, а конкретных молодых и активных персонажей, лидеров мнений, помогая им «пробиться в люди», много тратит на развитие «независимых СМИ» и так далее.
Потому на улицах Минска все чаще можно встретить большие компании мальчиков и девочек в майках с бело-красно-белым флагом и гербом «Погоня» (символы, традиционно используемые белорусскими националистами, - прим. ред.), не говоря уже про «безобидные» с виду вышиванки, с национальными сельскими узорами. И видимо поэтому, вчера в три часа ночи под окнами толпа моих пьяных сверстников во все горло пела «Путин х..ло».
- Я неоднократно бывал в Беларуси и у меня возникало интересное ощущение - с одной стороны мне вообще не казалось, что я нахожусь не в России (а пару-тройку подтверждений тому в позитивном ключе, думаю, мы вспомним даже вместе), с другой - я чувствовал к себе внимание именно как к человеку из ДРУГОЙ страны. В чем, на Ваш взгляд, отличие Беларуси от России, и что у них общего?
- Внешних отличий между Беларусью и европейской частью России практически не найти. Несмотря на то, что России, и некоторых других странах, как правило, принято считать, что Беларусь - это последний заповедник социализма.
Это далеко не так. Главное отличие в людях. Точнее в головах этих самых людей. В мыслях и образе жизни белорусов осталось то, что принято называть «советской ментальностью». Это выражается и в слабой подвижности - белорусы предпочитают работать в госсекторе, редко меняют работу; c ними сложно вести бизнес - они очень медлительные и не захотят иметь с вами дел, если быстро не заработают как-минимум 100 или даже 200%; 70% населения никогда не было за границей, здесь также не принято путешествовать даже внутри страны.
То есть, представление об окружающем мире у большинства сформировано исключительно благодаря СМИ, и каким-то юношеским впечатлениям от путешествий и командировок еще во времена СССР.
Конечно, таких людей много и в России, но там совершенно другая ситуация. Общество более мобильное, люди, на мой взгляд, более самостоятельные, бизнес быстрее и конкурентоспособнее. Потому как россияне пережили «шоковую терапию», что худо-бедно позволило создать в стране модель работающей рыночной экономики.
Белорусы этот неизбежный процесс отложили, тем самым законсервировав свою экономическую и поведенческую модель.
Однако, вместо образа белорусско-советского человека (русского интернационалиста), белорусское государство, боясь раствориться в России и потерять политический суверенитет, было вынуждено предпринимать меры по созданию собственной идентичности, которая бы оправдала суверенность государства.
В связи с этим, в Беларуси стало принято культивировать «европейскость» белорусов, и европейские традиции страны. По этой причине, многие известные исторические деятели из сопредельных государств (Польши, Литвы), которые какое-то время жили, работали или , будем называть вещи своими именами, разбойничали на территории современной Беларуси, вдруг автоматически стали белорусами. В настоящий момент им ставят памятники, восстанавливают их усадьбы, рекламируют на билбордах и так далее.
То есть, подчеркивается, что белорусы - это народ с давней самобытной историей, во многом гораздо более европейский, а следовательно и более «цивилизованный». Который, по всем националистическим понятиям белорусских западников -сплошь польские паны, а никак не родня «азиатской орде» - россиянам.
Примечательно, но государство очень плавно, но все же стало поддерживать риторику своих недавних оппонентов по этому вопросу. Очень показательный пример - мода на вышиванки.
Пик моды в среде белорусских националистов на одежду с нац. орнаментами пришелся на послемайданный период, и расцвет украинского национализма. Тогда-то и в Минске вышиванки появились везде - в виде принтов на дешевых майках и кепках, на бутылках из-под пива, решетках для гриля и, (да простят мне читатели фривольность, но из песни слов не выкинешь) на женских грудях в Инстаграме.
Чуть позже (уже в настоящий момент) вышиванки появились на активистах Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ - официальная молодежная структура в стране - прим.ред.), на форме нац. сборной по футболу, в честь вышиванки стали устраивать гос. праздники - «День вышиванки».
То есть, на мой взгляд, государство открыло «отдушину», возглавив этот молодежный тренд, ставший супермодным после событий на Украине.
В отличие от «экспертов» по Беларуси, не вижу трагедии в вышиванках как таковых. Лично я относился к национальному орнаменту и белорусскому языку весьма уважительно, пока они еще не стали мейнстримом, пока мне их не стали навязывать сперва националисты, а затем и государство.
Сейчас же и вышиванки на окружающих меня людях, и белорусская тарашкевица в их устах стали мне одинаково не приятны.
Можно сказать: я ненавижу все, что мне навязывают.
И таких как я людей - чье отношение к языку и части собственной культуры изменилось в негативную сторону - достаточно много, и их число будет расти, потому что сейчас за популяризацию этого взялось еще и государство.
Думаю, что в России ярким примером такому подходу может служить православие. Как только образовалась связка государство-церковь, как только церкви дали много эфирного времени, так неожиданно возросло число воинствующих атеистов.
Любое топорное навязывание мнения, обряда, традиции, истории - всегда ведет к противодействию. Так что, «День вышиванки» от БРСМ, билборды - «говори на белорусском», найдут, скорее, больше новых противников, чем сторонников всего этого.
- И «доверну», наверное, предыдущий вопрос. Тем более, что идею этого мне подсказал в свое время наш старший (ныне, к сожалению, покойный) товарищ Валерий Мошев.
Что бы Вы привнесли в Россию из Беларуси? А в Беларусь из России?
- Я бы, без шуток, поменял бы глав наших государств местами (хотя бы на время). Беларуси нужен энергичный Путин, который бы начал так необходимые стране реформы, научил бы белорусов суетиться. А России нужен внешний мир.
Лукашенко смог бы «всем сестрам раздать по серьгам», а заодно «перетрахнул» бы правительство РФ основательно от коррупционеров, внутренним проблемам уделил бы больше внимания.
Заодно, от такой «перемены мест слагаемых», и народы бы отдохнули. (шутка)
Возможно тогда бы наши народы и стали бы как-никогда близки в понимании друг друга.
А вообще, каждому белорусу стоит побывать в России, посмотреть на то какой красивой и обновленной она становится. Посмотреть на достижения России. К несчастью, как уже говорил выше, белорусы редко выезжают (в России, как правило, большинство приезжает на заработки).
А вот россиян в Минске всегда очень много. Многие состоятельные россияне на выходные приезжают «посорить деньгами» в местные казино и, назовем их, .... увеселительные заведения. В связи с этим, у некоторых минчан складывается впечатление, что Минск - это Куба, куда приезжают отдохнуть богатые американцы.
Наверное отсюда, в словах белорусов по отношению к приезжим россиянам за глаза часто встречается завистливое «понаехали», а также тихие, но весьма злобные пересуды «плохого» (часто это просто громкий смех) поведения приезжих.
Вопросы задавал Аркадий Бейненсон
Источник