Вчера на заседании Совета по науке и образованию случилась небольшая сенсация.
Президент Владимир Путин высказался о роли Владимира Ленина в российской истории. Руководитель Курчатовского института Михаил Ковальчук сказал: «У Пастернака есть короткая поэма «Высокая болезнь», там он анализирует Октябрьскую революцию и в конце он говорит такую вещь про Ленина: «Тогда, его увидев въяве, я думал, думал без конца / Об авторстве его и праве дерзать от первого лица». Ответ какой: «Он управлял течением мысли / И только потому - страной».
Эти слова Михаила Ковальчука прозвучали в контексте предложений об улучшении ситуации в российской науке.
Комментируя это высказывание, Владимир Путин сказал: «Управлять течением мысли - это правильно. Важно только, чтобы эта мысль привела к нужному результату, а не как у Владимира Ильича. А так сама по себе идея правильная. В конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее - заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была».
Заявление президента России уже вызвало массу комментариев в блогосфере. Похоже, мысль о том, что Ленин развалил Советский Союз, оказалась для широкой аудитории новой.
Однако глава российского государства прав.
Именно Ленин настоял на создании Союза Советских Социалистических Республик в том виде, в каком он существовал на протяжении ХХ века. Именно из-за Ленина во всех советских конституциях появилось право на свободный выход республик из состава СССР. Его не решились отменить ни Брежнев, ни Сталин. Именно наличие в Основном законе СССР права на сецессию - отделение - и подорвало единство Советского Союза и привело к его распаду. Распались и построенные по советскому образцу социалистические Югославия и Чехословакия.
У ленинского плана создания СССР была альтернатива - план автономизации, предложенный «силовиками» того времени, Сталиным и Дзержинским. План подразумевал автономию национальных регионов в составе единой России. Однако это предложение было в резкой форме отвергнуто Лениным. Он заявил: «Интернационализм со стороны угнетающей или так называемой великой нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически».
В результате, советская власть заключила неформальный союз с националистами «угнетенных» наций и занялась национальным строительством в 14 советских республиках СССР, за исключением России. Это привело к тому, что скоро коммунистический режим оказался не нужен созданным им же самим республиканским «социал-националистам» (термин Ленина).
Похоже, что правы были Сталин и Дзержинский, а не Ленин. Предложенная ими схема, фактически предполагавшая образование унитарного государства с национальными автономиями, существует сейчас во многих странах мира. Например, эта модель действует в Китае, который признается единым государством, но с пятью автономными областями в его составе. РСФСР до 1993 года также имела аналогичную структуру, которая во многом сохраняется и сегодня, несмотря на закрепленный в Конституции России федерализм.
Ленин действительно развалил Советский Союз, поставив в неравноправные условия русских и Россию в рамках СССР.
В результате, Россия в составе СССР была единственной республикой, у которой не было своей компартии. Казалось бы, в чем проблема? Ведь руководство СССР сидело в Москве. Однако представьте себе карту партийных организаций КПСС. Вы увидите, что на этой карте никакой России нет. А есть только отдельные региональные организации КПСС на территории России.
На практике это приводило к тому, что Коммунистическая партия Украины оказывалась гораздо сильнее, чем отдельные парторганизации РСФСР, что привело к засилью представителей Украины в Политбюро, начиная с 1950-х годов. Выходцами с Украины были и Хрущев, и Брежнев. Российские коммунисты неоднократно ставили вопрос о создании Бюро ЦК КПСС по РСФСР, но эта структура, недолго существовавшая при Хрущеве и Горбачеве, так и не обрела желанного авторитета.
В результате «парад суверенитетов» в начале 1990-х приобрел сепаратистский характер не только со стороны союзных республик, но и со стороны РСФСР, которая под руководством Ельцина не желала оставаться на вторых ролях, предписанных Лениным.
После взрыва атомной бомбы, заложенной Лениным, мы остались на обломках. Территория исторической России резко сократилась. Превратились в независимые государства Украина и Белоруссия. Украинцев и белорусов, некогда бывших органическими частями единого русского народа, стали усиленно ссорить с Россией. В случае с Украиной это уже удалось. Для того чтобы обезвредить бомбы, заложенные Лениным под российскую государственность, надо быть очень опытным сапером.
Фитили многих бомб, заложенных в ленинскую эпоху, еще тлеют. Например, проблемы сепаратизма в нынешних республиках в составе России показывают, что даже сталинский умеренный план автономизации может при определенных обстоятельствах оказаться угрозой территориальной целостности государства.
Короче говоря, факт признания на столь высоком уровне роли Ленина в развале СССР отраден. Важно только сделать из этого правильные выводы.
«Ленинская национальная политика», по инерции продолжающаяся в современной России, грозит нашей стране теми же последствиями, что и СССР. Необходима широкая общественная дискуссия о том, как ее скорректировать.
Источник