Какая «высшая идея» нужна православным и мусульманам России?

Бывший СССР  Новости Москвы  70-летие Победы в Великой Отечественной войне 
0
639
Время на чтение 13 минут

Почему российская молодёжь уходит в две наиболее опасные, на мой взгляд, экстремистские организации - запрещенную в России ваххабитскую террористическую группировку ИГИЛ и неоязыческое политизированное движение «Misanthropic Division» ("Человеконенавистническая дивизия")? Общеизвестно, что ИГИЛ пополняют адепты радикал-исламистских сект (джамаатов). Но и неоязыческие секты не столь безобидны, как может показаться.

В связи с событиями на Украине внимание специалистов привлекают те неоязычники, которых принято называть "вотанистами" или "одинистами". Они поклоняются Одину - богу древних скандинавов.

Среди неоязычников-вотанистов сейчас в России доминируют приверженцы движения «Misanthropic Division» ("Человеконенавистническая дивизия"). Идеология «Misanthropic Division» (MD) - это синтез германского (скандинавского) неоязычества, славянского неоязычества и неонацистской идеологии. Приверженцы этого движения, в частности, присутствуют среди тех неоязычников Ставропольского края, которые задолго до событий «евромайдана» обучались на Украине в военных лагерях украинских националистов.

Для адептов данного движения характерен своеобразный «славяно-германский» неоязыческий синкретизм. Помимо богов германской мифологии они почитают славянских богов. Среди части из них популярно мнение, что славянский Перун - это одно из имён скандинавского Тора Громовержца. Однако пантеон пока окончательно не установился, между приверженцами движения идут дискуссии на эти темы. Одина (Вотана) обычно считают «главным богом белой расы».

Следует отметить, что те неоязыческие секты, которые занимаются банальным «религиозным реконструкторством», пытаясь восстановить ритуалы древних славян, опираясь на исторические источники, труды этнографов и свою фантазию - безобидны весьма относительно. Их адепты также пополняют ряды движения «Misanthropic Division», которое стало привлекательным брендом для части молодёжи.

Это движение очень похоже на ИГИЛ. «Misanthropic Division», как и ИГИЛ - это бренд, за которым скрывается несколько в разной степени автономных организаций. О едином командовании здесь говорить не приходится. Мы имеем дело с несколькими ячейками. Если какая-то группа «ультраправых» националистов или какая-то неоязыческая секта (община) видит для себя привлекательной идеологию данного движения, то они себя объявляют частью этого сетевого движения. Неоязычники-вотанисты из числа приверженцев данного движения есть в мегаполисах России, Украины, Белоруссии, а также в Берлине и других европейских городах. По разным оценкам сотрудников правоохранительных органов, численность движения в России составляет несколько сотен человек. Однако симпатизирующих им представителей молодёжи гораздо больше. Об этом можно судить по тому, что у их «паблика» в соцсети несколько тысяч подписчиков.

С началом «силовой» фазы «евромайдана» неоязычники «Misanthropic Division» прославились как жестокие боевики, закидывающие «коктейлями Молотова» милиционеров «Беркута». Среди этих неоязычников, выступающих под флагами с надписью «Убивать за Вотана», были и боевики из России. Ещё больше они прославились, когда в составе МВД Украины из неонацистов было сформировано печально известное подразделение «Азов». Из адептов  «Misanthropic Division» было составлено отдельное подразделение в составе «Азова», среди которых имеются граждане России.

На мой взгляд, большую часть молодежи привлекает вовсе не поклонение идолам Одина, Перуна или иных «богов». Многие из них, кстати, выступают против практики поклонения идолам, считая, что достаточно иметь изображения «богов» у себя в ноутбуке. Дело в следующем. Пропагандисты «Misanthropic Division» позиционируют это движение как единственное, которое способно воевать с нынешним «несправедливым» устройством мира, в котором правит бал финансовый капитал.

Пропагандисты воздействуют на чувство социальной несправедливости, обращая внимание на коррупцию и на социальное расслоение общества. Согласно учению движения, именно представители «белой расы» больше всего страдают от современного «несправедливого» устройства мира. В частности, они считают, что в США правит «еврейская верхушка» (хозяева ФРС), которые угнетают представителей белой расы и покровительствуют «чёрным» в ущерб интересам «белых». Также пропагандисты движения говорят о том, что в России угнетаются русские, особенно в национальных республиках (представителей «нерусских» народов они в большинстве к «белым» не относят).

Кукловоды завлекают в движение молодых людей «высокими идеями» о справедливости, словами о необходимости борьбы за свои права с «угнетателями». Агитаторы говорят о «высшем предназначении» белой расы, о том, что её лучшие представители должны «сломать систему». Однако тех, кто купился на эту пропаганду, используют как раз в интересах тех, кто (согласно учению движения) являются этими самыми «угнетателями».

Ведь всем трезвомыслящим людям понятно, что организаторы «евромайдана» использовали боевиков-неоязычников в интересах двухпартийного режима США и  части украинских олигархов. Сейчас в интересах этих же «угнетателей» боевики-неоязычники участвуют в «АТО» киевского режима против народа Донбасса. Идеологи  «Misanthropic Division» говорят о том, что после «победы над ватниками» все силы движения будут направлены на то чтобы смести нынешнюю киевскую власть и установить на Украине «власть белой расы». Но всем понятно, что без благословения США реализовать данный сценарий им не удастся.

То же самое мы наблюдаем в отношении запрещенной в России ваххабитской группировки ИГИЛ. Для идеологии данной сетевой организации также характерен антиамериканизм. Однако, воюя против правительства Башара Асада в Сирии, ваххабиты-ИГИЛовцы фактически действуют в интересах двухпартийного режима США, которые используют эту силу для создания напряженности на границе с Ираном и поддержания «управляемого хаоса». Общаясь с ИГИЛовцами в интернете, я пришёл к выводу, что они не понимают этого очевидного факта: их как марионеток используют в интересах США.

В ИГИЛ, как и в «Misanthropic Division», молодёжь также приходит по идеологическим соображениям. Подвергшиеся ИГИЛовской агитации адепты ваххабитских сект (джамаатов) рассматривают ИГИЛ как единственную силу, которая реально воюет с нынешним «несправедливым» устройством мира. Вербовщики ИГИЛ в своей пропаганде также акцентируют внимание  на «высшем предназначении». Они воздействуют на чувство социальной несправедливости, которая установилась по всему миру, акцентируются на социальном расслоении общества, когда «богатые шикуют, а бедные доедают последние крохи со стола». Пропагандисты халифата лживо утверждают, что ИГИЛ уже удалось построить «справедливое государство», в котором нет коррупции и социального неравенства.

Адептами ИГИЛ, также как и «Misanthropic Division» и многих других сект,  становятся люди, у которых есть потребность в «высшей идее». Это люди, которые ищут смысл жизни. И этот смысл жизни, эту «высшею идею» в разных формах им дают описанные выше опасные для государства и общества организации.

Для того чтобы нейтрализовать влияние на молодёжь этих опасных экстремистских организаций, государство само должно предложить «высшую» («высокую»)  идею, которая будет как минимум конкурентоспособной по отношению к указанным экстремистским «высшим идеям». И, на мой взгляд, эту идею уже предложил президент России Владимир Путин. Вспомним его интервью, в котором он сказал: «Просто мы сильнее... Всех. Потому что мы правы. Сила - в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим» [1]. Фактически, эти слова главы государства восходят к известному изречению: «Не в силе Бог, а в правде». Рискну утверждать, что этими словами Президент России показал, какая именно «высшая идея» нам нужна. Из его слов следует, что нам нужна «высшая идея», которая исторически проистекает из русской концепции «Москва - Третий Рим».

Обратимся к нашей истории. В Советском Союзе была довольно проработанная идеология этатизма, которая обосновывала противостояние с Западом. Утверждалось, что СССР борется за справедливость для всех во всём мире, именно СССР во всём мире защищает трудящихся, не давая силам зла (в лице «акул империализма» под предводительством США) одержать победу над «прогрессивным человечеством». Напомню, что этатизм заключается в абсолютизации роли государства в жизни людей. Почему у граждан Советской России нашли отклик эти идеи? 

Во-первых, для россиян с монархических времён была нормой сакрализация государства. Во-вторых, описанная советская идеологическая концепция - это ни что иное, как переформатированная русская концепция Третьего Рима, которая прямо связана с идеей России как Катехона (державы, удерживающей мир от победы сил зла). Весь смысл этой концепции ёмко передаётся короткой фразой:  «Не в силе Бог, а в правде». Наша держава потому удерживает мир от победы сила зла, что наша сила - в правде.

Из слов Владимира Путина следует, что наша современная «высшая идея» состоит в том, что именно Россия борется за справедливость во всём мире, не давая победить «силам зла» в лице США. Этот вариант «высшей идеи» вполне соответствует современным геополитическим реалиям. Разумеется, современная формулировка этой идеи уже не требует марксистской фразеологии.

На мой взгляд, именно эта концепция позволит вырвать молодёжь из-под влияния ИГИЛ и других подобных организаций. Ведь идеология ИГИЛ фактически представляет собой вариацию этой же концепции - о борьбе за справедливость во всём мире, против «сил зла». Ваххабиты-ИГИЛовцы уверены в том, что Создатель этого мира на их стороне, и что сила ИГИЛ - в правде и справедливости, только к «силам зла» вместе с США они причисляют и российское государство. И адепты «Misanthropic Division» также считают, что правда на их стороне, а им противостоят «враги белой расы».

Уместен вопрос: приемлема ли для мусульман и буддистов России идеология, основанная на имперской идее Третьего Рима и фактически имеющая православные корни? Я утверждаю: вполне приемлема. Граждане примут эту идеологию, если ее будет утверждать государственная машина пропаганды, так же, как ранее все граждане принимали советскую идеологию, которая представляла  собой переформатированную катехоническую идею. Не вижу ничего плохого (для представителей всех традиционных конфессий России) в миссии государства, направленной на удержание мира от победы сил зла, за справедливость для всех во всём мире. И для ислама, и для буддизма идеи справедливости вовсе не являются чуждыми.

Однако есть один немаловажный аспект. Если мы утверждаем, что наша сила в правде, и боремся за справедливость во всём мире, то должны добиваться того, чтобы наша страна действительно стала справедливой. Прежде всего, мы должны побороть коррупцию, клановость, добиться, чтобы работали социальные лифты для молодёжи независимо от этнической принадлежности. Особенно это актуально для некоторых национальных республик в составе Российской Федерации. Мы должны добиться того, чтобы достойно жили те, кто добывает себе средства к существованию честным путём, а не те, кто добывает себе средства на существование криминальными способами.

Вспоминается, как один молодой дагестанец, офицер Вооружённых Сил, несколько лет назад описывал мне реалии своей республики: «У нас богато живут либо жулики, либо взяточники и расхитители государственного имущества, либо те,  кто их «крышует». По его мнению, на территории Дагестана могут иметь достойное будущее либо дети богатых и влиятельных людей, либо их родственники. Получается, что социальные лифты в республике работают не для всех. Он считал, что в его родной республике жулики, взяточники и казнокрады в большинстве своём остаются безнаказанными. По мнению молодого офицера, в родной республике у него нет будущего ещё и потому, что он является представителем малочисленного народа. Понятно, что на фоне всего этого государственная пропаганда о «справедливом государстве, которое борется за справедливость во всём мире» будет расцениваться как лживая и вызывать отвращение. А вот пропаганда ИГИЛ в таких условиях, напротив, найдёт благодатную почву.

Приведу другой пример. Одна небогатая русская семья вынуждена была покинуть одну из северокавказских республик, поскольку не видела там для себя будущего. Несколько лет назад они переехали в соседний Ставропольский край. Однако в этом регионе они столкнулись с тем, что социальные лифты для их детей не работают. Как наблюдали и то, как припеваючи живут люди, приобретшие себе богатства неправедным путём и нисколько не боящиеся наказания. Они видели, что хозяевами района фактически являются представители этнической преступной группировки. По крайней мере, к такому выводу они пришли, наблюдая местные реалии. В итоге их сын и дочь вынуждены были искать себе будущее в Москве. И лично у меня не вызывает удивления, что их сын стал неоязычником, адептом «Misanthropic Division». Слова пропагандистов этого движения о том, что русские в России притесняются и являются «гражданами второго сорта», не являясь хозяевами в своей стране, легли на благодатную почву.

Только поборов коррупцию, казнокрадство и заставив работать социальные лифты для молодёжи, мы сможем выбить почву из-под проповедников ИГИЛ, «Misanthropic Division» и других подобных организаций, которые в своей пропаганде пытаются воздействовать на чувство социальной несправедливости, в частности, акцентируя внимание на коррупции, и на социальном неравенстве в обществе. «Высшая идея» будет работать только в сочетании с реальными мерами, направленными на искоренение коррупции, казнокрадства и на обеспечение доступности социальных лифтов для всех, вне зависимости от этнической принадлежности.

Разумеется, всё вышесказанное не должно отменять того, что Православная Церковь и представители традиционного ислама должны работать с молодёжью, оказывая противодействие пропаганде экстремистских организаций по своей линии.

Однако при этом нельзя не признать такую проблему, как насаждаемый либеральной частью священнослужителей РПЦ ложный образ православия как «толерантной» религии, не имеющей никакого отношения к патриотизму и служению Отечеству. Из-за этого православие воспринимается многими представителями молодёжи как «религия слабых», в которой главное - «прощать врагов, подставлять щёку». На фоне такой проповеди радикальный ислам, и в частности, идеология ИГИЛ, в глазах молодёжи выглядит как «религия сильных», «религия воинов». Тоже самое касается и идеологии «Misanthropic Division», которую пропагандисты вотанизма позиционируют как «религию сильных». Проблема также и в том, что миссионерские отделы епархий, как правило, слабо работают, если работают вообще.

Одной из главных причин успеха прозелитизма радикал-исламистов и неоязычников среди отдельных представителей русского народа является то, что большинство русских до сих пор оторваны от своих духовных корней и фактически не знакомы с религией своих предков - православным христианством, и имеют искажённое представление об этой религии.

Аналогично можно описать то духовное состояние, в котором находятся молодые представители мусульманских народов, становящиеся приверженцами ИГИЛ и других форм радикал-исламизма. Они оторваны от своих духовных корней, и имеют искажённое представление о традиционном исламе, которого придерживались их предки. Поэтому на благодатную почву ложатся слова пропагандистов ИГИЛ о том что «предки находились в состоянии невежества, придерживались «неправильного ислама».

Успеху проповеди радикалов способствует и то, что большинство молодых мусульман России плохо знают историю своей страны. Например, они не знают, что ислам в императорской России по сути стал второй государственной религией наряду с православием. Мусульмане занимали высокие государственные посты, служили генералами в царской армии, считали за честь служить в армии Российской империи. Представители мусульманских народов несли службу в Собственном Его Императорского Величества Конвое - воинском подразделении, которое осуществляло охрану императора и его семьи. Этот факт демонстрирует высокую степень доверия, с которой глава государства относился к верноподданным мусульманам. Ведь указанное подразделение в царской России выполняло ту же роль, которую в наши дни выполняет Федеральная Служба Охраны (ФСО). Не зная всего этого, мусульмане легко принимают на веру выдумки экстремистов о том что «ислам в России всегда подавлялся, а мусульмане угнетались».

Поэтому, на мой взгляд, историю ислама в России обязательно нужно изучать со школьной скамьи. И я согласен, что государственная пропаганда должна акцентировать внимание на следующем моменте: в России на протяжении веков православные и мусульмане совместно занимались государственным строительством, и с оружием в руках вместе защищали страну от внешних агрессоров [2].

К сожалению, успеху пропаганды экстремистов способствует также и то, что в отдельных регионах авторитет священнослужителей традиционных религий (как православия, так и ислама) в глаза молодёжи крайне низок, по самым разным причинам. В частности, нередко в глазах молодёжи они выглядят слишком сервильными по отношению к власти. Особенно негативно молодёжь расценивает сервильность священнослужителей по отношению к тем чиновникам, которые имеют репутацию коррупционеров и казнокрадов. В ряде регионов падению авторитета представителей традиционного ислама способствует организационная разобщённость и противостояние «официальных» мусульманских структур и личные противоречия представителей духовенства.

По означенным причинам, крайне важно, чтобы государство предоставляло молодёжи свою версию «высокой идеи», не противоречащей традиционным религиям нашей страны.

 

Василий Иванов, научный сотрудник Российского института стратегических исследований

Фото: Акция «Бессмертный полк» в Грозном, 9 мая 2015 г. Автор - Елена Афонина.

 

Примечания:

1. Путин: Россия сильнее всех, потому что права. 23.11.2014 http://mir24.tv/news/politics/11644686
2. В.Ордынский. Ваххабизм в России: вопросы исламского образования. 18.01.2011. http://muslem.ru/%D0%B2%D0%B0%D1%85%D1%85%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3/

 

Источник

 

*) ИГИЛ, а также Украинские радикальные организации: «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО), Украинская повстанческая армия (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры», «Misanthropic Division» и «Братство» внесены в список запрещенных в России организаций на основании решения Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года. - Прим. РНЛ

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Иванов
Во Владимире появился первый доктор церковной истории
Редкая ученая степень присвоена священнику Аркадию Маковецкому
16.04.2021
Северную столицу украсил триптих с изображением трёх российских героев
Граффити с портретами Моторолы и Нурбагандова дополнил портрет Александра Прохоренко - Героя России, погибшего в Сирии
26.12.2016
Все статьи Василий Иванов
Бывший СССР
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
День памяти выдающегося русского поэта-баснописца И.А.Крылова
Сегодня мы также вспоминаем академика А.О.Ковалевского, партизанку Е.И.Чайкину, создателя ранцевого парашюта Г.Е.Котельникова и художника Павла Корина
22.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
70-летие Победы в Великой Отечественной войне
«С какой целью Новосибирск разработал собственный брендбук празднования Дня Победы?»
Новосибирский Координационный Совет в защиту общественной нравственности обратился к мэру города А.Е. Локтю в связи с размещением на улицах в качестве символов Победы красных маков и перевернутой звезды
07.05.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00