Фото: Алексей Федотов
В Общецерковном диссертационном совете состоялась защита диссертации кандидата философских наук, священника Аркадия Маковецкого, представленной на соискание ученой степени доктора церковной истории. Тема работы – «Русская Православная Церковь заграницей: этап возникновения и организационного оформления ее приходов на канонической территории Русской Православной Церкви и их объединение с Матерью-Церковью» (1990-2007). По результатам открытой защиты члены совета единогласно проголосовали за присвоение соискателю ученой степени.
Редкая ученая степень
Степень доктора церковной истории (наряду со степенями доктора богословия и доктора церковного права) стала присуждаться по результатам защиты диссертаций в духовных академиях Русской Православной Церкви с 1884 года. Количество докторов церковной истории, получивших эту ученую степень за прошедшие с того времени более ста лет, достаточно невелико. Можно отметить, что отец Аркадий стал первым из владимирцев, кому эта ученая степень была присуждена.
Доктором церковной истории был архиепископ Суздальский Гурий (Степанов), бывший викарием Владимирской епархией и временно управляющий Владимирской епархией с 2 6 августа 1930 года по 21 мая 1931 года. При этом работа «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племён» была защищена им в период его деятельности в Казанской духовной академии в качестве инспектора, затем ординарного профессора. К служению в качестве архиерея на Владимирской земле архиепископ Гурий фактически не смог приступить; в 1937 году он был расстрелян в Горьком (Нижнем Новгороде).
Значение диссертации священника Аркадия Маковецкого
1990-е годы были сложным временем в истории России, сложными они были и для религиозной сферы. Свобода, приходом которой в разные сферы общественной жизни сопровождались процессы распада советской государственности, нередко превращалась во вседозволенность. Имели свою негативную сторону и процессы религиозного возрождения. Принятый в 1990 году в РСФСР в пику союзному закон «О свободе вероисповеданий» готовился представителями прозападно настроенной либеральной интеллигенции. Его нежизнеспособность подтвердило то, что уже в 1997 году был принят новый Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». Однако за время действия этого закона в Россию проникли многие деструктивные западные религиозные культы, впоследствии запрещенные на территории государства. Также «зеленый свет» получили и всевозможные раскольнические группировки, потому что де-юре в период действия российского закона 1990 года субъектом взаимодействия с государством были не централизованные, а местные религиозные организации.
Русская Православная Церковь заграницей, основанная эмигрантами из России, имеющая административный центр в США, в 1990-е годы также начала открывать приходы на территории России. И если каноничность ее организаций и священнослужителей за пределами России не вызывала сомнений, то каноничность создания ей приходов на территории России не могла быть признана.
Исследователь отмечает, что причины возникновения епархий РПЦЗ на канонической территории Русской Православной Церкви, обусловившие особенности их вероучения и политической деятельности, были как имевшими под собой однозначно негативные основания (например, желание противостояния иерархии Московского Патриархата оппозиционно настроенных, в том числе подвергшихся каноническим прещениям со стороны своих правящих архиереев, его клириков), так и обуславливались попытками поиска обновления церковной жизни вне канонических церковных структур (желание реанимировать дореволюционный уклад церковной жизни и исправить имевшиеся в практике дисциплинарные отклонения от канонов), четкими запросами на консерватизм, традиционные ценности, почитание царя Николая II и Новомучеников.
Автор на основе архивных источников показывает весь процесс от возникновения на территории России оппозиционных Московскому Патриархату религиозных структур, управляемых из США, до объединения в 2007 году РПЦЗ с Русской Православной Церковью. Он показывает, как многие из препятствий объединению были сняты на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года, канонизировавшим Новомучеников и Исповедников Российских и принявших ряд базовых документов, в первую очередь – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Представляет интерес вывод диссертанта о причинах, по которым Российские епархии РПЦЗ не стали массовыми религиозными организациями в России. В качестве таковых он называет «неудачную кадровую политику Архиерейского Синода РПЦЗ и несоответствие его планов реалиям религиозной жизни России конца ХХ - начала ХХI в.»; а также то, что «идеологию белого движения и экклесиологию Зарубежной Церкви в российских епархиях РПЦЗ транслировали их руководители, по своему мировоззрению совершенно их чуждые и преследовавшие свои цели, противоречащие заявленным в «Положении о приходах Свободной Российской Православной Церкви Заграницей».
Глубина изучения проблемы
Научные положения, выводы и рекомендации основываются на обширной источниковой базе; при этом особенно нужно выделить использование исследователем относятся архивных материалов Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США) и Синодального архива Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке. Эту группу материалов удачно дополняют документы специальной коллекции М0964, принадлежащей Стэнфордскому университету, расположенному в Силиконовой долине вблизи г. Сан-Франциско (Калифорния) и архива Германской епархии РПЦЗ (фонд документов протоиерея Николая Артемова). Из российских архивов в исследовании использованы материалы архива Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата и епархиального архива Владимиро-Суздальской епархии, на канонической территории которой возникла первая из епархий РПЦЗ в России.
Защита
Работа была выполнена на кафедре церковной истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Научный консультант исследователя – признанный специалист по истории Русской Православной Церкви, доктор исторических наук Михаил Витальевич Шкаровский. Официальные оппоненты также известны своими работами по новейшей истории Православия в России. Это доктор церковной истории, доктор богословия протоиерей Владислав Цыпин, доктор исторических наук, кандидат богословия Андрей Александрович Кострюков, доктор исторических наук Алексей Александрович Федотов. В качестве ведущей организации выступил Владимирский государственный университет имени Столетовых.
Единогласное голосование «за» присуждение отцу Аркадию Маковецкому было подтверждением значимости его работы, открывающей новое направление в развитии церковных исторических исследований.
Алексей Федотов, доктор исторических наук,
профессор Ивановского филиала Института управления,
почетный работник науки и высоких технологий РФ