Во Владимире появился первый доктор церковной истории

Редкая ученая степень присвоена священнику Аркадию Маковецкому

0
715
Время на чтение 5 минут

Источник: Царьград

Во Владимире появился первый доктор церковной истории

Фото: Алексей Федотов

В Общецерковном диссертационном совете состоялась защита диссертации кандидата философских наук, священника Аркадия Маковецкого, представленной на соискание ученой степени доктора церковной истории. Тема работы – «Русская Православная Церковь заграницей: этап возникновения и организационного оформления ее приходов на канонической территории Русской Православной Церкви и их объединение с Матерью-Церковью» (1990-2007). По результатам открытой защиты члены совета единогласно проголосовали за присвоение соискателю ученой степени.

Редкая ученая степень

Степень доктора церковной истории (наряду со степенями доктора богословия и доктора церковного права) стала присуждаться по результатам защиты диссертаций в духовных академиях Русской Православной Церкви с 1884 года. Количество докторов церковной истории, получивших эту ученую степень за прошедшие с того времени более ста лет, достаточно невелико. Можно отметить, что отец Аркадий стал первым из владимирцев, кому эта ученая степень была присуждена.

Доктором церковной истории был архиепископ Суздальский Гурий (Степанов), бывший викарием Владимирской епархией и временно управляющий Владимирской епархией с 2 6 августа 1930 года по 21 мая 1931 года. При этом работа «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племён» была защищена им в период его деятельности в Казанской духовной академии в качестве инспектора, затем ординарного профессора. К служению в качестве архиерея на Владимирской земле архиепископ Гурий фактически не смог приступить; в 1937 году он был расстрелян в Горьком (Нижнем Новгороде).

В 2014 году доктором богословия стал митрополит Евлогий (Смирнов), в то время глава Владимирской митрополии. Митрополит Евлогий скончался в 2020 году.

Значение диссертации священника Аркадия Маковецкого

1990-е годы были сложным временем в истории России, сложными они были и для религиозной сферы. Свобода, приходом которой в разные сферы общественной жизни сопровождались процессы распада советской государственности, нередко превращалась во вседозволенность. Имели свою негативную сторону и процессы религиозного возрождения. Принятый в 1990 году в РСФСР в пику союзному закон «О свободе вероисповеданий» готовился представителями прозападно настроенной либеральной интеллигенции. Его нежизнеспособность подтвердило то, что уже в 1997 году был принят новый Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». Однако за время действия этого закона в Россию проникли многие деструктивные западные религиозные культы, впоследствии запрещенные на территории государства. Также «зеленый свет» получили и всевозможные раскольнические группировки, потому что де-юре в период действия российского закона 1990 года субъектом взаимодействия с государством были не централизованные, а местные религиозные организации.

Русская Православная Церковь заграницей, основанная эмигрантами из России, имеющая административный центр в США, в 1990-е годы также начала открывать приходы на территории России. И если каноничность ее организаций и священнослужителей за пределами России не вызывала сомнений, то каноничность создания ей приходов на территории России не могла быть признана.

Исследователь отмечает, что причины возникновения епархий РПЦЗ на канонической территории Русской Православной Церкви, обусловившие особенности их вероучения и политической деятельности, были как имевшими под собой однозначно негативные основания (например, желание противостояния иерархии Московского Патриархата оппозиционно настроенных, в том числе подвергшихся каноническим прещениям со стороны своих правящих архиереев, его клириков), так и обуславливались попытками поиска обновления церковной жизни вне канонических церковных структур (желание реанимировать дореволюционный уклад церковной жизни и исправить имевшиеся в практике дисциплинарные отклонения от канонов), четкими запросами на консерватизм, традиционные ценности, почитание царя Николая II и Новомучеников.

Автор на основе архивных источников показывает весь процесс от возникновения на территории России оппозиционных Московскому Патриархату религиозных структур, управляемых из США, до объединения в 2007 году РПЦЗ с Русской Православной Церковью. Он показывает, как многие из препятствий объединению были сняты на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года, канонизировавшим Новомучеников и Исповедников Российских и принявших ряд базовых документов, в первую очередь – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Представляет интерес вывод диссертанта о причинах, по которым Российские епархии РПЦЗ не стали массовыми религиозными организациями в России. В качестве таковых он называет «неудачную кадровую политику Архиерейского Синода РПЦЗ и несоответствие его планов реалиям религиозной жизни России конца ХХ - начала ХХI в.»; а также то, что «идеологию белого движения и экклесиологию Зарубежной Церкви в российских епархиях РПЦЗ транслировали их руководители, по своему мировоззрению совершенно их чуждые и преследовавшие свои цели, противоречащие заявленным в «Положении о приходах Свободной Российской Православной Церкви Заграницей».

Глубина изучения проблемы

Научные положения, выводы и рекомендации основываются на обширной источниковой базе; при этом особенно нужно выделить использование исследователем относятся архивных материалов Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США) и Синодального архива Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке. Эту группу материалов удачно дополняют документы специальной коллекции М0964, принадлежащей Стэнфордскому университету, расположенному в Силиконовой долине вблизи г. Сан-Франциско (Калифорния) и архива Германской епархии РПЦЗ (фонд документов протоиерея Николая Артемова). Из российских архивов в исследовании использованы материалы архива Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата и епархиального архива Владимиро-Суздальской епархии, на канонической территории которой возникла первая из епархий РПЦЗ в России.

Защита

Работа была выполнена на кафедре церковной истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Научный консультант исследователя – признанный специалист по истории Русской Православной Церкви, доктор исторических наук Михаил Витальевич Шкаровский. Официальные оппоненты также известны своими работами по новейшей истории Православия в России. Это доктор церковной истории, доктор богословия протоиерей Владислав Цыпин, доктор исторических наук, кандидат богословия Андрей Александрович Кострюков, доктор исторических наук Алексей Александрович Федотов. В качестве ведущей организации выступил Владимирский государственный университет имени Столетовых.

Единогласное голосование «за» присуждение отцу Аркадию Маковецкому было подтверждением значимости его работы, открывающей новое направление в развитии церковных исторических исследований.

 

Алексей Федотов, доктор исторических наук,
профессор Ивановского филиала Института управления,
почетный работник науки и высоких технологий РФ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Александрович Федотов
«Экспертное мнение»: 95 лет со дня рождения
профессора В.Н.Латышева
21.10.2024
Светлана Шмелёва: Мы принимаем обращения
на незаконные действия властей регионального и местного уровней...
22.07.2024
Все статьи Алексей Александрович Федотов
Василий Иванов
Все статьи Василий Иванов
Последние комментарии
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 11:20
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
24.11.2024 11:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от РомКа
24.11.2024 10:40
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
24.11.2024 07:39
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
24.11.2024 04:25
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 02:47